Лекция 20. стабилизационная политика в открытой экономике
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Предмет макроэкономики.. 4
1.2. Функции макроэкономики.. 5
1.3. Методы макроэкономического анализа. Агрегирование. 5
1.4. Макроэкономические модели и их виды.. 7
1.5.Кругооборот продукта, расходов и доходов в экономике. 7
ЛЕКЦИЯ 2. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО
2.1. Валовой национальный продукт. 11
2.2. Способы измерения ВВП.. 12
2.3. Система национальных счетов и история ее создания. 14
2.4. Соотношение показателей в системе национальных счетов. 15
2.5. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.. 17
2.6. Проблемы подсчета ВНП и оценки благосостояния нации.. 18
ЛЕКЦИЯ 3. РЫНОК БЛАГ. МОДЕЛЬ AD-AS
3.1. Совокупный спрос. 20
3.2. Совокупное предложение. 22
3.3. Макроэкономическое равновесие. 24
3.4. Эффект храповика.. 25
ЛЕКЦИЯ 4. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМОРЕГУЛИРУЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКИ И КРИТИКА ЕЕ КЕЙНСОМ
4.1. Классическая модель: основные положения и выводы.. 27
4.2. Критика Кейнсом классической саморегулирующейся экономики.. 28
4.3. Потребление и сбережения в кейнсианской модели.. 29
4.4. Инвестиции в кейнсианской модели.. 31
ЛЕКЦИЯ 5.КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ В ЭКОНОМИКЕ
5.1. Сопоставление совокупных расходов и объема производства. Крест Кейнса.. 33
5.2. Мультипликатор автономных расходов. 36
5.3. Разрывы в «кейнсианском кресте». 37
5.4. Парадокс бережливости.. 38
ЛЕКЦИЯ 6. ДЕНЬГИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
6.1 Деньги и их функции.. 40
6.2. Денежные агрегаты.. 41
6.3. Банки и их роль в экономике. Банковские резервы.. 41
6.4. Центральный банк и денежная система. Балансовое уравнение Центрального банка.. денежная база 44
ЛЕКЦИЯ 7. РЫНОК ДЕНЕГ
7.1. Общая модель создания денег. Банковский мультипликатор. 45
7.2. Денежный мультипликатор. 47
7.3. Спрос на деньги, его виды и факторы.. 49
7.4. Равновесие на денежном рынке. 51
ЛЕКЦИЯ 8. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКАХ БЛАГ И ДЕНЕГ. МОДЕЛЬ IS-LM.
8.1. Модель IS-LM и ее значение. Основные уравнения модели IS-LM... 53
8.2. Равновесие на рынке благ. Вывод кривой IS. 54
8.3. Равновесие на рынке денег. Вывод кривой LM. 56
8.4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков. 57
ЛЕКЦИЯ 9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
9.1. Экономический рост и его показатели.. 59
9.2. Типы и факторы экономического роста.. 60
9.3. Государственная политика и экономический рост. 61
9.4. Преимущества и издержки экономического роста. 62
ЛЕКЦИЯ 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ
10.1. Экономические циклы, их фазы и виды.. 64
10.2. Причины экономических циклов. 66
10.3. Государственное антициклическое регулирование. 69
10.4. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях.. 71
10.5. Природа экономического кризиса в Беларуси.. 72
ЛЕКЦИЯ 11. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ
11.1. Инфляция и ее показатели.. 73
11.2. Виды инфляции.. 74
11.3. Причины инфляции.. 75
ЛЕКЦИЯ 12. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
12.1. Социально-экономические последствия инфляции.. 78
12.2. Антиинфляционная политика.. 79
12.3. Подходы к снижению инфляции. 80
ЛЕКЦИЯ 13. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
13.1. Основные категории населения. 82
13.2. Типы безработицы. Естественный уровень безработицы.. 83
13.3. Причины безработицы в классической и кейнсианской теориях. 84
13.4. Последствия безработицы.. 86
13.5. Государственная политика борьбы с безработицей.. 88
ЛЕКЦИЯ 14. ГОСБЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
14.1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства.. 90
14.2. Дефицит государственного бюджета и его виды.. 91
14.3. Концепции государственного бюджета.. 92
14.4. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.. 92
14.5. Государственный долг, его виды и последствия. 94
ЛЕКЦИЯ 15. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
15.1 Фискальная политика, ее цели и инструменты.. 96
15.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. 96
15.3. Виды фискальной политики.. 98
15.4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение. 100
15.5. Достоинства и недостатки фискальной политики.. 101
ЛЕКЦИЯ 16. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
16.1. Монетарная политика и ее цели.. 103
16.2. Инструменты монетарной политики.. 104
16.3. Передаточный механизм кредитно-денежной политики.. 105
16.4. Виды монетарной политики. 106
16.5. Преимущества и недостатки монетарной политики.. 107
ЛЕКЦИЯ 17. КОМБИНИРОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МОДЕЛИ IS-LM
17.1. Воздействие на национальную экономику денежно-кредитной политики.. 109
17.2. Воздействие на экономику увеличения государственных расходов. 110
17.3. Три особых случая в модели IS-LM... 111
ЛЕКЦИЯ 18. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
18.1 Сущность и основные направления социальной политики.. 113
18.2. Уровень и качество жизни населения. 114
18.3. Доходы населения и проблемы их формирования. Неравенство в распределении доходов 116
18.4. Механизм социальной защиты.. 118
ЛЕКЦИЯ 19. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ
19.1. Платежный баланс. 121
19.2. Валютный курс. 123
19.3 Режимы валютных курсов. 124
19.4. Преимущества и недостатки фиксированных и плавающих валютных курсов Режимы валютного курса в Беларуси.. 126
ЛЕКЦИЯ 20. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
20.1. Обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике. Модель Манделла – Флеминга 127
20.2. Макроэкономическая политика при фиксированных обменных курсах.. 128
20.3. Макроэкономическая политика при плавающих обменных курсах.. 130
ЛЕКЦИЯ 21. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
21.1. Необходимость перехода к рыночной экономике. 133
21.2. Сущность и закономерности переходной экономики.. 134
21.3. Типы переходной экономики. «Шоковая терапия» и «градуализм». 135
21.4. Главные задачи переходной экономики и пути их решения. 136
21.5. Белорусская модель социально-экономического развития. 137
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого. Как отдельный, самостоятельный раздел экономической теории макроэкономика появилась сравнительно недавно, в 30-х годах прошлого столетия.
В нашей стране интерес к макроэкономике возник лишь с переходом экономической системы к рынку. В плановой экономике действовали свои специфические законы, и не возникало необходимости в анализе проблем равновесия или принятия решений экономическими субъектами. Переход к рыночной экономике обнажил актуальность макроэкономической проблематики, затрагивающей жизненные интересы практически каждого человека.
Макроэкономика является развивающейся наукой, что вполне естественно в силу ее относительной молодости. Интенсивность макроэкономических исследований возросла с середины XX века, что связано с налаживанием в развитых странах систематизированного учета статистической информации. Особенностью макроэкономики является наличие такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы, какого мы не встретим ни в одном разделе экономической науки.
В силу указанных обстоятельств практически все учебники по макроэкономике существенно различаются как по структуре, характеру и последовательности рассматриваемых вопросов, так и по степени развернутости анализа.
Данный курс лекций написан в соответствии с типовой программой по «Макроэкономике». Автор неоднократно апробировал представленный материал в процессе многолетнего преподавания дисциплины.
Целью настоящего учебного пособия является последовательное изложение основных вопросов макроэкономической теории и важнейших макроэкономических концепций. При этом автор ставил перед собой задачу представить материал достаточно кратко и в максимально доступной для понимания форме, с приведением графических иллюстраций.
Лекционный курс включает в себя четыре тематических блока.
В первом блоке рассматривается проблематика курса, особенности предмета и методы макроэкономики, основные макроэкономические понятия и особенности поведения макроэкономических субъектов.
Во втором блоке исследуется проблема макроэкономического равновесия. Рассматриваются условия формирования равновесия на каждом их макрорынков в отдельности, а также условия совместного общего равновесия в экономике.
Третий блок посвящен рассмотрению вопросов экономической динамики, в частности, проблем инфляции и безработицы, экономического роста и цикличности в экономике.
Четвертый блок посвящен экономической политике в закрытой и открытой экономике, анализу инструментов и методов влияния государства на экономическую систему.
Целью преподавания дисциплины «Макроэкономика» является формирование у студентов современного стиля экономического мышления, умения видеть национальную экономику как единое целое и оценивать экономическую политику правительства.
Будущий экономист-менеджер должен иметь представление о структуре и целях переходной экономики, о причинах безработицы, экономических кризисов, инфляции; о механизмах макроэкономической стабилизации; о методах и целях государственного регулирования, направлениях бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики государства.
«Курс лекций» в первую очередь ориентирован на студентов заочной формы обучения, но она будет полезна при подготовке к экзаменам и студентам-очникам.
ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Предмет макроэкономики
1.2. Функции макроэкономики
1.3. Методы макроэкономического анализа. Агрегирование.
1.4. Макроэкономические модели и их виды
1.5.Кругооборот продукта, расходов и доходов в экономике