Воздействие монетарной политики на экономику
Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом (money transmission mechanism). Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке). Связующим звеном между денежным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, центральный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (см. рис. 9.1,а). Соответственно, если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1,6). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем выпуска.
Рис. 9.7. Механизм денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике (политика "дешевых денег")
Механизм денежной трансмиссии в период спада (рис. 9.7) может быть представлен следующей цепочкой событий. В экономике рецессия центральный банк покупает государственные ценные бумаги резервы коммерческих банков увеличиваются банки выдают больше кредитов предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от на рис. 9.7,а) ставка процента (цена кредита) падает фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты величина инвестиционных расходов растет ( на рис. 9.7,б) совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от на рис. 9.7,в) объем выпуска растет . Эта политика, проводимая в период спада, называется политикой "дешевых денег" и соответствует стимулирующей монетарной политике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости.
Политика, проводимая центральным банком в период бума ("перегрева") и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой "дорогих денег" и соответствует сдерживающей монетарной политике. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.8 и может быть представлен следующим образом. Экономика "перегрета" центральный банк продает государственные ценные бумаги резервы коммерческих банков сокращаются кредитные возможности банков уменьшаются предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от на рис. 9.8,а) ставка процента (цена кредита) растет спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает величина инвестиционных расходов сокращается ( на рис. 9.8,б) совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от на рис. 9.8,в) объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню , а уровень цен падает
Рис. 9.8. Механизм денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика "дорогих денег")
В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики.
Рекомендуемая литература
Основной список:
1. Булатов А.С. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова -М.:БЕК, 2004.
2. Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов/ М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков – М.:Норма, 2006.
3. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д.Камаева. 13-е изд., перераб. И доп. –М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
4. Носова С.С. Экономическая теория : учебник / С.С.Носова.-2-е изд.,стер.-М., КНОРУС, 2009.
Дополнительный список:
1. Курс экономической теории: Учебник. 5-е изд., исправл., доп. И перераб. Авт. Кол. Кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России / Под ред. Проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. Киров:АСА, 2004.
2. Макконнел К., Брю С. Экономикс. 15-е изд. М.:Инфра-М, 2005. Ч. 2-4, 7, 9.
3. Добрынин А.И. Общая экономическая теория: учеб. Пособие / А.И.Добрынин, Г.П.Журавлев. – СПб.:Питер,2003.
Раздел 2. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
2.1. Международные экономические отношения и их структура.
2.2. Международная торговля.
2.3. Внешняя торговля России.
2.1. Международные экономические отношения и их структура.
Мировая экономика, мировое хозяйство базируются на мировом рынке, материальной основой которого служат технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически национальные экономики всех стран интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним международные экономические отношения. Некоторые страны влились в водоворот всемирной хозяйственной жизни в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления национальных, а иногда и региональных рынков. Сформировавшееся таким образом мировое хозяйство из национальных экономик имеет и определенные международные экономические отношения, которые можно рассматривать по следующим направлениям:
1) международная торговля товарами и услугами;
2) международные кредитные отношения;
3) международное движение инвестиций;
4) международная гуманитарная и техническая помощь. Международная торговля товарами и услугами. Главное место в распределении внешнеторгового оборота России занимают страны дальнего зарубежья. В этих странах реализуется подавляющая часть товарной массы. В эту группу стран Россия вывозит 80-90 % продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, древесины и изделий из нее, черных и цветных металлов. Основными потребителями этих
товаров являются Германия, США, Великобритания, Италия, Швейцария, Нидерланды, Япония. Российский экспорт в эти страны на 4/5 состоит из энергоносителей, сырья материалов.
В структуре российского экспорта неоправданно низкая доля приходится на машины, оборудование, транспортные средства.
В структуре импорта России из стран дальнего зарубежья главное место занимают машины и оборудование, при этом значение этих стран в удовлетворении потребностей России в этой продукции возрастает. Второе место по стоимостному объему в структуре российского импорта из стран дальнего зарубежья занимает продовольствие. Закупки важнейших товаров по импорту Россия осуществляет главным образом из стран дальнего зарубежья: машины и оборудование, продовольствие, медикаменты, одежду, мебель.
В географическом распределении российского экспорта и импорта товаров доминируют страны дальнего зарубежья. Эти страны закупают 4/5 всего экспорта российских энергоносителей минерального происхождения, сырья, материалов. В то же время они более чем на 4/5 удовлетворяют импортные потребности России в продовольствии, машинах и оборудовании, продукции нефтехимии.
Страны Центральной и Восточной Европы (бывшие европейские страны - члены СЭВ, страны, образовавшиеся в результате распада Югославии - Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, страны, оставшиеся под названием Югославия - Сербия и Черногория, страны Балтии) занимают особое место во внешнеэкономических связях России, что объясняется их территориальной близостью, продолжительностью экономического сотрудничества. Россия (бывший СССР) оказала сильное влияние на формирование структуры их экономики и внешней торговли. В 1994 г. Россия экспортировала в страны Центральной и Восточной Европы энергоносителей свыше 17%, машин и оборудования 14% от всего экспорта соответствующих товаров.
Важнейшими партнерами России из числа стран Центральной и Восточной Европы являются Венгрия, Литва, Польша, Чехия.
Внешняя торговля России со странами ближнего зарубежья характеризуется увеличением задолженности этих стран.
Подавляющая масса товарооборота России со странами СНГ приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан. В экспорте около 88 процентов, в импорте - 85 процентов. Незначительный удельный вес экспорта и импорта России приходится в товарообороте с Азербайджаном, Грузией, Киргизией. В структуре Российского экспорта в страны СНГ преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, а в структуре импорта из этих стран основной объем занимают продовольствие и машины.
Международные кредитные отношения. Международные кредитные отношения - совокупность экономических отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают резиденты различных стран. Заемщиками или кредиторами могут выступать государство, местные органы государства, юридические лица.
Законодательной основой действующей в настоящее время системы управления государственными внешними заимствованиями и внешним долгом России является закон "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям".
Нормативным актом, регламентирующим порядок работы с государственными внешними заимствованиями, является постановление правительства Российской Федерации №1060 от 16 октября 1993 года "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов".
Различают следующие виды кредитов:
- финансовый;
- товарный;
- инвестиционный.
Кредиты привлекаются под государственную гарантию и под гарантии юридических лиц.
В России вопрос о привлечении иностранных кредитов решается в следующей последовательности:
- по представлению правительства РФ ежегодно утверждается в форме федерального закона предельный размер государственных внешних заимствований на текущий финансовый год;
- Министерство финансов готовит предложения о целесообразности привлечения иностранных кредитов, проводит переговоры с иностранными кредиторами с привлечением специалистов МВЭС и Министерства экономики;
- межправительственные соглашения по вопросам привлечения иностранных кредитов подписываются, как правило, министром финансов;
- решения об источниках погашения получаемых кредитов принимаются правительством РФ по предложениям Министерства экономики и Министерства финансов;
- функции оперативного контроля за соответствием заключаемых в счет кредитов контрактов правительство возложило на МВЭС и Министерство экономики.
Письма руководителей предприятий и организаций, руководителей администраций регионов и субъектов РФ в правительство с просьбой о включении того или иного проекта в кредитную линию под правительственные гарантии проходят согласование во всех заинтересованных министерствах.
Последовательность использования иностранных кредитов следующая:
- принимается постановление правительства РФ о закупках товаров или инвестиционного оборудования в счет иностранных кредитов. В постановлении указывается заказчик, конкретные объемы закупки товаров, условия привлечения кредитных ресурсов;
- в постановлении имеется пункт о контроле со стороны МВЭС за коммерческими, валютно-финансовыми и ценовыми условиями заключаемых контрактов, МВЭС готовит соответствующий приказ;
- в части товарных кредитов МВЭС определяет закупающие внешнеэкономические специализированные организации, которые координируют с МВЭС свою работу в рамках определенной кредитной линии;
- российская фирма, согласовавшая свою просьбу с заинтересованными министерствами о включении своего проекта в кредитную линию под правительственные гарантии, согласовывает контракт (подписанный или неподписанный с иностранными партнерами) с МВЭС, валютно-финансовый департамент МВЭС рассматривает контракт и расчет цены. (Требования к расчету цены изложены в "Руководстве по порядку расчета цен российскими организациями при выполнении внешнеторговых операций, финансируемых из госбюджета и/или осуществляемых в рамках межгосударственных кредитов и соглашений Российской Федерации". Для оценки правильности расчета цен используется информация ВНИКИ по мировым ценам, ГТК по конкретным ценам и информация из торгпредств и конъюнктурных отделов государственных внешнеэкономических объединений);
- Министерство финансов принимает контракт, согласованный с МВЭС к финансированию.
Иностранные кредиты, предоставляемые под гарантии правительства, часто имеют связанный характер, т.е. выделяются под закупку конкретных товаров в конкретной стране.
Можно привлекать кредиты иностранных банков и иностранных компаний. При этом кредитор при принятии решения о предоставлении кредита руководствуется следующими принципами:
- длительная кредитная история;
- деловая репутация;
- четко планируемый денежный поток;
- гарантии и дополнительное обеспечение;
- достаточно высокая доля собственного капитала. Имеются программы кредитования, осуществляемые фондами. Например, фонд микрокредитования, созданный с помощью семи стран ЕС и имеющий 300 млн. долл. США. Реализацию программы осуществляет Европейский банк реконструкции и развития. В 1995 г. программа работала в восьми регионах РФ с помощью десяти российских банков. Условия кредитования:
- размер кредита до 100 млн. рублей;
- назначение кредита - оборотный капитал и вложения в основной капитал с быстрой оборачиваемостью;
- срок от 1 до 6 месяцев;
- процентная ставка - рыночная;
- схема погашения - равными долями ежемесячно, раз в две недели или еженедельно;
- форма выдачи - наличная и безналичная;
- виды обеспечения - залог, заклад и поручительство. Программа микрокредитования направлена по замыслу банка на развитие микро-бизнеса, который может перерасти в малый бизнес, а для банка это работа с небольшими фирмами и частными предпринимателями, не образующими юридическое лицо.
Международное движение инвестиций. Капитал - средства, полученные путем займов (выданные заемщикам), а также путем продажи реальных или финансовых активов (используемые для покупки реальных или финансовых активов).
Инвестиции - все виды имущественных, интеллектуальных, финансовых ценностей, вкладываемые инвесторами во все виды предпринимательской и другой деятельности в целях получения прибыли.
Движение инвестиций (инвестиционного капитала) осуществляется в Россию и из России на основе межправительственных соглашений и самостоятельно юридическими лицами.
Порядок участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственного соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве изложен в Положении о порядке подготовки, проведения и рассмотрения государственной экспертизы, технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесообразности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве.
Последовательность следующая:
1. Российская организация предлагает правительству участвовать в строительстве объекта за границей, она готовит технико-экономическое предложение. Это происходит на этапе, предшествующем подписанию межправительственного соглашения. Необходимо иметь официальное обращение правительства иностранного государства.
2. Координацию работ осуществляет МВЭС. Финансирование разработки обоснований осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Обоснование оформляется в виде пояснительной записки и содержит:
- основные цели и задачи;
- систему программных мероприятий;
- механизм реализации проекта;
- сведения о потенциальных исполнителях;
- технико-экономические расчеты.
4. МВЭС направляет предложения в правительство для подготовки проектов соответствующих межправительственных соглашений.
Юридические лица РФ могут самостоятельно привлекать иностранный инвестиционный капитал или инвестировать свой за рубежом.
В отличие от кредиторов инвесторы руководствуются более гибкими критериями выбора и более обеспокоены не гарантиями возврата средств, а будущим успехом инвестированного проекта.
Кто же является потенциальным инвестором? Существует много типов инвесторов и у каждого из них свои требования, интересы и подходы. Например в 1995 году насчитывалось около двух десятков различных фондов, вкладывающих деньги в российские проекты.