Монополизм в отдельных отраслях экономики России
О высокой степени монополизации современной российской экономики свидетельствуют следующие данные о доле производства ведущих предприятий отдельных отраслей:
Подольскшвеймаш – 99,5% выпуска;
Тихорецкий мясокомбинат – 99,8% консервов для детей;
Йошкар – Олинский механический завод – 55% складных велосипедов;
Московская фабрика им. Красина – 53% карандашей;
Апрелевский завод грампластинок – 47% грампластинок.
Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства, т.е. оно сосредоточено в основном на крупных предприятиях. Число предприятий-монополистов, включенных в федеральный раздел государственного реестра объединений и предприятий-монополистов, составило: 1993 г. - 547, 1994 г. - 499, 1995 г. - 487, 1997 г. – 265.
Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, машиностроение и цветная металлургия.
Однако исследования, проведенные ГКАП, показывают, что реальная ситуация не столь однородна. Монополий национального масштаба, т.е. предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного. В основном это так называемые «технологические монополии»: оборонный комплекс, трубопроводный транспорт, почта и др.
Более характерны для экономики страны другие модели:
локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение;
олигополия — наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей);
наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»);
деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).
Однако степень концентрации производства на внутреннем рынке не является единственным критерием, определяющим состояние конкурентной среды. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль начинают играть экспортно-импортные операции, их характер и масштабы.
Особой проблемой российской экономики является проблема естественных монополий. Это, прежде всего транспорт, электроэнергетика, газодобыча и т. п. Существует также и более широкая трактовка естественных монополий как компаний, чье производство (транспортировка) из-за технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм. Другими словами, конкуренция с естественной монополией абсолютно невыгодна и, следовательно, невозможна.
Государственная политика в этой области направлена на ценовое регулирование, создание конкурентных рынков, отказ от практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей, определение особенностей дальнейшей приватизации и т. п. При этом учитывается специфика отдельных естественных монополий. Например, в нефтяной отрасли создание конкурентной среды и демонополизация связаны с разгосударствлением, а к газодобывающей промышленности необходим другой подход. В первой отрасли «сложилась олигополистическая структура рынка», во второй — «классический монопольный рынок со всеми своими атрибутами в области политики производства, экспорта цен и доходов».
На долю нефтяной промышленности России приходится немногим более 10% мировых запасов нефти, а ее доля в мировой нефтедобыче еще меньше. Свыше трети добываемой нефти идет на экспорт. Еще в 1994 г. завершилось объединение предприятий этой отрасли в акционерные общества. Было сформировано более десятка вертикально интегрированных компаний, преимущественно на базе нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий и организаций по сбыту нефтепродуктов. В основных регионах были созданы компании нефтяного профиля с усеченным циклом (без добычи). Все это сделано в целях образования единой конкурентной среды и сохранения контроля над полным технологическим циклом («от скважины до бензоколонки»). Компании поделили между собой рынки сбыта и зоны влияния в нефтедобыче. Ареной конкуренции должны были стать ближнее зарубежье и сфера экспорта.
Уровень конкуренции в регионах страны, учитывая разнообразие их климатических и экологических условий, весьма различен. В одних регионах существует ценовая конкуренция, в других, испытывающих дефицит топлива, конкуренция проявляется в скорости поставок нефтепродуктов. Идет борьба за перспективные рынки сбыта, главным образом за мегаполисы.
Сформировавшаяся конкурентная среда оказывает определенное влияние на ценовую динамику рынка. Так, в 1997 г. рост цен на бензин был меньше, чем в предыдущие годы, а их разница между основными производителями сократилась. В то же время не исключено, что резкий взлет цен на бензин летом 1999 г. явился не только следствием повышения спроса, но и результатом определенного сговора между основными поставщиками автомобильного топлива, хотя подобные действия запрещены антимонопольным законодательством.
В отличие от нефтяной отрасли в газовой промышленности сложился классический монопольный рынок, где в роли естественной монополии выступает РАО «Газпром». Этот «кит» российского монополизма уже несколько лет является источником крупной валютной выручки государства от экспорта газа. Спорадические продажи и выставление на аукцион пакетов акций акционерных обществ, входящих в структуры «Газпрома», вносят ощутимый вклад в федеральный бюджет. Поэтому подход к демонополизации «Газпрома» должен учитывать макроэкономическое значение этого монстра.
Целесообразность сохранения единой опоры бюджета в лице «Газпрома» не ставилась под сомнение. Акцент был сделан на ограничение свободы действий РАО в сфере цен и издержек производства. Правовым основанием этого стал Указ Президента РФ 1997 г. «Об основных направлениях структурной реформы в отраслях естественных монополий». В соответствии с этим указом из состава РАО, в частности, были исключены 258 непрофильных для «Газпрома» организаций (сельскохозяйственных, строительных и др.). Был принят также указ «О снижении до 40% цены на газ для российских потребителей». Согласно другому указу «О мерах по обеспечению государственного управления закрепленными в федеральной собственности акциями РАО «Газпром» иностранное участие в капитале РАО было ограничено на уровне 9%. Таким образом, газовый монополист поставлен в условия, исключающие бесконтрольность финансовых операций и позволяющие контролировать всю его оперативную деятельность.
Меры по демонополизации в нефтяной и газовой отраслях имеют разное содержание. В целом же по стране проблема создания конкурентной среды еще далека от своего решения. Возникновению на рынке новых производителей препятствуют инвестиционный кризис, а также сращивание на почве коррупции государственных органов власти и бизнеса.
Отсутствие конкурентной среды — одна из причин нарушения взаимозависимости рыночного спроса и предложения. Монопольное поведение проявляется в том, что реакцией на низкий потребительский спрос является не снижение цен, а сокращение предложения на отечественном рынке.
Заключение
Итак, монополия - это исключительное право распоряжаться производственными ресурсами, как в сфере производства, так и обращении. Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монополизм несет ряд отрицательных последствий для экономики. Часто монополии являются источником недопроизводства, завышения цен, неэффективного производства. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как на основе государственного монополизма социалистической экономики. Если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это - было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им, резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику.
Высокий уровень монополизации и его резко негативные последствия делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Список использованной литературы
1. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
2. Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства – М.: Академический Проект, 2004.
3. Игошин Н. В. Экономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Кучуков Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: Гардарики, 2004.
6. Микроэкономика. Теория и российская практика./Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.: ИТД «КноРус», 2002.
7. Российские реформы в 2002 г. /Под ред. Федорова Б. // Русское экономическое общество, 2003. /http://www.ress.ru.
8. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономистъ, 2004.
9. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.
10. Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Международные отношения, 2001.
11. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.