Качества грамотной речи
НАРУШЕНИЯ НОРМЫ
И РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
Норма – лингвистически принятое, культурно и социально обусловленное правило и явление языка, обладающее директивностью (обязательностью следования), принятое большинством говорящих, отражающее закономерности развития языковых систем в целом, закрепленное в языке художественной литературы и эстетически оправданное (А.А. Мурашов).
Виды норм
1. Акцентологические.
2. Фонетические.
3. Лексические.
4. Морфологические.
5. Синтаксические.
Акцентологические и фонетические нормы принято называть орфоэпическими, а морфологические и синтаксические – грамматическими.
Акцентологические нормы
Акцентологические нормы связаны с постановкой ударения.
Русское ударение обладает следующими свойствами:
– подвижное (при изменении слова ударение может переходить с одной морфемы на другую): нéбо – небесá;
– силовое (ударный слог произносится с большей силой, чем безударный);
– разноместное (ударение может приходится на любой слог): мáма, машúна, виолончéль.
Тенденции постановки ударения в русском языке
1. Вытеснение ударной флексией (окончанием) -а / -я безударной флексии -ы / -и в форме существительных мн.ч. им.п. (профéссоры – профессорá).
2. Унификация (уподобление, сходство) форм при обратном стремлении к расподоблению омонимов. В одних словах ударения одинаковые, в других – разные; напр. зáговор (бабушкин) – зáговор (политический); но хáос (мировой, космический) – хаóс (беспорядок).
3. Ритмическое равновесие (постановка ударения как можно ближе к середине слова). Напр., демаскировать, аккомпанировать, откупорить, закупорить, предвосхитить, приструнить; но: звонить, облегчить, симметрия.
4. Устранение греческого ударного варианта -ия. Напр., симфония, ветеринария, кулинария, но индустрия и индустрия, металлургия и металлургия.
5. Корневое ударение (чаще глагольное), связанное с влиянием южнорусских говоров. Напр, вáлится, стéлется,; ср. с диал. брáла, спáла, поклáла, забрáла. 6. Словообразовательная аналогия. Напр., искра – искриться, заискриться; слива – сливовое (варенье); исповедовать – вероисповедание; иней – заиндеветь; кирза – кирзовые (сапоги).
Носители русского языка часто ставят ударение неправильно. Причины:
· неправильная речь в СМИ и в близком окружении (дома, на работе);
· затруднение вследствие недостаточного словарного запаса;
· нервозность.
Для исправления речевых ошибок могут быть эффективными следующие задания.
Задание 1. Составить словосочетания с омóграфами.
Áтлас – атлáс, бáгрить – багрúть, брóня – броня, вúдение – видéние, напóенный – напоённый, зáмковый – замкóвый, úрис – ирúс, крéдит – кредúт, крýгом – кругóм, лóскут – лоскýт, опрóщение – опрощéние, óтзыв – отзыв, прúвод – привóд, проясниться – прояснúться, свóйство – свойствó, сóкол – сокóл, ýгольный – угóльный, ýшки – ушкú, хáос – хаóс, харáктерный – характéрный, языкóвый – языковóй.
Задание 2. Поставить ударения в словах. Указать варианты ударений и сферу их употребления (разговорная речь, профессионализмы, просторечие и т. д.).
Адюльтер, акрополь, алкать, алфавит, апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, блудница, бомбардировать, бруствер, бряцать, вандал, великовозрастный, ветеринария, вечеря, взбодрить, брала, бензопровод, волшебство, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гордиев (узел), гофрированный, гренки, грушевый, гусеница, деньгами (не во фразеологизме), диспансер, договор, дозировать, доклеить, досуг, древко, еретик, жалюзи, жерло, завидно, заговор, заиндеветь, заискриться, законнорожденный, закупорить, запломбировать, заржаветь, зачерстветь, звонит, знамение, знахарка, зубчатый, ивовый, иконопись, индустрия, искра, вероисповедание, иссиня-черный, исподволь, каталог, квартал, кета, киоскер, кирза, кладовая, колосс, комбайнер, компостировать, кулинария, лубок, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, неровня, обеспечение, облегчить, обыденный, оптовый, осведомиться, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, побасенка, пломбировать, принудить, приободрить, присовокупить, приструнить, пурпур, раджа, розга, ракушка, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, селянин, силос, симметрия, сливовый, сметливый, сопло, столяр, сторицей (воздать), тефтели, торты, тотем, туника, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, фетиш, флюорография, ходатай, ходатайство, христианин, цемент, черпать, шасси, щавель.
Фонетические нормы
Фонетические нормы связаны с произношением.
Причины нарушения фонетических норм:
1) неразработанность техники речи;
2) остатки диалектного происхождения;
3) устаревшие элементы;
4) нормативная неупорядоченность, вызванная довольно стремительным изменением фонетической адаптации заимствованных слов.
Фонетические ошибки:
– ассимиляция (уподобление).
Пр.: лаборатория – лабо[л]атория; брандспойт – брандс[б]ойт;
– диссимиляция (расподобление).
Пр.: трамвай – тра[н]вай; коридор – ко[л]идор;
– диереза (выкидка, выпадение).
Пр.: вм. брелок, брелоки – брелки, брелков; вм. времяпрепровождение – времяпровождение;
– эпентеза (вставка).
Пр.: я[в]ства (кушанья), беспреце[н]дентный, дерма[н]тин;
– зияние (повтор гласных звуков);
Пр.: ООО, ем манную кашууУльяны;
– повтор, стечение согласных звуков.
Пр.: пурпур розы; штурм стремительный; справлюсь с чтением.
Задание 3.Указать вид фонетической ошибки, записать слова правильно.
Брансбойт, транвай, беспрецендентный, подскользнуться, сакрофаг, явства, брелки, Азербаджан, переспектива, надсмехаться, скурпулёзный, лисипед, черезвычайный, перетрубация, флюрография, перелинка, времяпровождение.
Задание 4. Разделить слова на 2 столбика: с твёрдым согласным перед [э]; с мягким согласным перед [э].
Адекватный, агрессор, адюльтер, аллегро, бандероль, гипотеза, бижутерия, берет, бутерброд, интеллект, сессия, диспансер, дебют, декан, денди, детектив, демобилизация, декада, индекс, декрет, идентичный, гейзер.
Задание 5.Указать,в каких словах на месте буквы Епроизносится звук [э], а в каких на месте буквы Ё – звук [о].
Блеклый, поблекнуть, виндсерфинг, вперемешку, вперемежку, скабрезный, оседлый, околесица, острие, на острие (В.п.), на острие (П.п.), желчь, желчный, сметка, желоб, афера, бревенчатый, бытие, житие, гренадер, забытье, в забытье (В.п.), издевка, маневры, никчемный, опека, современный, хребет, щелка.
Лексические нормы
Лексические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением. Лексические нормы могут трансформироваться.
Ошибки в области словоупотребления
а) Употребление жаргонизмов (степуха – стипендия, препод – преподаватель).
б) Употребление архаизмов (На ушкуев институт приехал).
в) Употребление окказионализмов (индивидуально-авторских слов, неологизмов: я замашинилась; вытиснуться из вагона).
г) Употребление диалектизмов (красивая панёва – юбка,помавать вилкой – размахивать).
д) Употребление профессионализмов без необходимости (подверни гусаки замени кран-буксу – из речи сантехников).
е) Неверное употребление омографов (опрóщение ситуации на Ближнем Востоке; у меня дома хáос).
ж) Паронимия – столкновение паронимов.
Пр.: Поэтический – поэтичный
(от поэзия) (от поэтика)
Туристский – туристический
(от турист) (от туризм)
Основать – обосновать
(устроить, (доказать)
расположить)
Эристика – эвристика
(искусство (стремление к истине,
спора) метод постижения истины)
з) Энантиосемúя – употребление слова в противоположном значении.
Пр.: я ужасно обрадовался; она страшно красивая.
и) Контаминация – смешение структурных компонентов разных словосочетаний:
Пр.: Дешёвая одежда + низкая цена = дешёвая цена.
Играть роль + иметь значение = играть значение.
Виды контаминаций:
1. двунаправленная.
Пр.: оплатить за проезд = оплатить проезд + заплатить за проезд;
2. однонаправленная.
Пр.: изобрести велосипед, открыть Америку; но не изобрести Америку, открыть велосипед.
к) Неточное употребление синонимов (целебная трава вм. лекарственная).
л) Использование штампов и канцеляризмов (событие имеет место быть; по истечении срока отпуска я выйду на работу).
м) Неумеренное употребление заимствованных слов и терминов, неизвестных аудитории, без их толкования (дюролайт, редеривация).
Задание 6. Объяснить, чем различаются слова и выражения в парах: выставка – вернисаж, годовщина – юбилей, соперник – соратник, проблема – дилемма, мнение – впечатление, рынок – базар, гололед – гололедица, главная (роль) – заглавная (роль), встать – стать (о движении), капает – каплет, двигается – движется, район – регион, невежа – невежда, давить – довлеть, лагери – лагеря, подвижник – сподвижник, эмигрант – иммигрант, вперемешку – вперемежку.
Задание 7. Составить словосочетания с паронимами.
Адресат – адресант, безлистный – безлистый, ванна – ванная, вдох – вздох, гололед – гололедица, главный – заглавный, дипломник – дипломант, здравица – здравница, вперемежку – вперемешку, знамя – знамение, индейцы – индийцы, командированный – командировочный, неприятный – нелицеприятный, давить – довлеть, лагери – лагеря, личный – личной – личностный, ложа – лоджия – ложе, надеть – одеть, ничком – навзничь, нетерпимый – нестерпимый, поверка – проверка, проба – апробация, заплатить – оплатить, представить – предоставить (справку), сытый – сытный, сподвижник – подвижник, подпись – роспись, убеждённо – убедительно, факт – фактор.
Задание 8.Выбрать подходящий по смыслу пароним.
Национализм | 1) воинственный | 2) воинствующий |
Ужин | 1) дружеский | 2) дружественный |
Платье | 1) эффектное | 2) эффективное |
Человек | 1) фанатичный | 2) фанатический |
Характер | 1) взрывной | 2) взрывчатый |
Муки | 1) нестерпимые | 2) нетерпимые |
Почва | 1) глинистая | 2) глиняная |
Задание 9. Вычеркнуть неправильно подобранные антонимические пары.
1) Правда – ложь | 4) Солнце – Земля |
Солдат – офицер | Хороший – плохой |
Добрый – злой | Умный – глупый |
Говорить – молчать | Стол – стул |
Хлеб - булка | Паркет – линолеум |
2) Родной – чужой | 5) Просторный - тесный |
Густой – редкий | Берег – море |
Дерево - куст | Высокий – низкий |
Веник – швабра | Ранний – поздний |
Большой - маленький | Люстра - бра |
3) Белый – зелёный | 6) Смешной – весёлый |
День – ночь | Утро – вечер |
Цветок – дерево | Радоваться – горевать |
Единственный – многочисленный | Ускакать – уехать |
Плакать – смеяться | Ускорять – замедлять |
Задание10. Вычеркнуть «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Выразить, сформулировать, назвать, придумать.
Воплотить, реализовать, привести, осуществить.
Употреблять, использовать, находиться, применять.
Храбрый, весёлый, отважный, бесстрашный.
Обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый.
Мысли, думы, размышления, чувства.
Задание 11. Составить словосочетания с синонимами, приведенными ниже, и словами, данными в скобках.
Лечебный, лекарственный, целебный (источник, трава, учреждение, сила, средство, грязи, препарат, растение); старый, старинный, древний (друг, обычай, язык, книга, режим, предание, дуб, времена, квартира); тихий, беззвучный, безмолвный (голос, плач, ночь, городок, согласие, смех, тишина, поля, жизнь).
Задание 12.Найти в приведённых предложениях случаи немотивированного употребления устаревших слов.
1) Он оборотился таким сторонником рыночной экономики, что поражаешься.
2) Амортизационные отчисления надобно производить ежемесячно.
3) Многое необходимо сделать, дабы повысить удельный вес общественности в спортивной жизни.
4) Сей случай вызвал немало разговоров на предприятии.
5) Из доклада явствует, что положение нисколько не улучшилось.
6) Было бы заблуждением уповать только на комитет.
7) Сии полномочия заведующий получил в самый последний момент.
8) Еще большие залежи полезных ископаемых остаются втуне.
9) Смотрю на эти сильные, цепкие, чуть темноватые в запястьях длани, которые все могут.
10) Но, сколь это ни странно, у нас нет никаких контактов с институтом.
Задание 13.Отметить в приведенных предложениях случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов, вульгаризмов.
1) Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции.
2) У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки.
3) Наконец-то местные хулиганы в результате проведенных мероприятий струхнули.
4) В нашем классе не любят тех, кто больше языком чешет.
5) За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком.
Задание 14.Выделить в приведенных предложениях штампы и канцеляризмы.
1) Дисциплина у нас всегда стоит во главе угла.
2) Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям.
3) Данным мероприятием следует охватить все филиалы нашего института.
4) Следует со всей остротой поднять вопрос об улучшении качества отечественной продукции.
5) Необходимо обратить внимание на факты опоздания учащихся на уроки.
6) На заводе имеет место мнение, что во всем виноват директор.
Задание 15. Определить, правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведенных предложениях.
1) Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, тапочки.
2) Во многих районах вода оказалась в минимуме.
3) Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.
4) Моя карьера болельщика началась давно.
5) Несомненны высокие спортивные кондиции подготовки фигуристов.
6) Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.
Задание 16.Объяснив заимствованные слова, «перевести» текст на литературный язык.
Триллер Вася, нежно держа в руке белый киллер и розовый дилер, спешил к фритюрнице Мане. Он понимал: настала пора эксклюзивно ламинировать её, но не знал, с чего начать шоп-тур. По дороге он встретил знакомого органайзера Петю и пригласил его помочь в осуществлении аттрактивного рейтинга. Тот надел картридж, почесал имидж и согласился лоббировать инсталляцию Васи. Стакан старого хорошего тюнера и порция пейджера спонсировали Васю и Петю. Подходя к паблисити, где был шейпинг Мани, Вася понял: для фифти-фифти необходимы импичмент и джойстик. Порывшись в карманах риэлтера, он обнаружил оверлок, сейчас совершенно хитовый. Но файл Мани уже за соседним дюролайтом, и сканировать теперь поздно. Какой бодибилдинг ждёт его?..
Изложить смысл текста в целом, абстрагируясь от значений отдельных слов. Придумать свой текст, построенный на аналогичной основе.
Задание 17.Определить, на чём основан комический пафос текста. Сделать вывод о том, что нужно дарить. Какие стили пародируются в тексте?
Даримая вещь должна быть многовариантна по способам использования, индифферентна к нагреванию и ударам, имманентна с эмоционального угла восприятия, континуальна при прохождении квантóванного пространственно-временного континуума, дискретно-образна для спонтанных церебрально-цефалических конвергенций при возбуждении зрительных участков коры головного мозга и аксонометрична при паллиативной структуризации ригидных дегуманизирующих факторов.
Задание 18. Объяснить значение заимствованных слов. Разделить заимствования на две группы:
а) необходимые в русском языке;
б) ненужные в русском языке (варваризмы).
Видеоплеер, дистрибьютор, драйвер, триллер, эквалайзер, киллер, шоумен, эксклюзивный, рокер, риэлтер, дилер, дисплей, файл, ростер, виндсёрфинг, ланч, саммит, чисбургер, хит, кетчер, гольф, сканировать, органайзер, маркер, тюнер, хэппи-энд, супермаркет, сити, форвард, имидж, бизнес, маркетинг, лоббировать, факс, бармен, дизайн, гель, колледж, популизм, консенсус, вице-премьер, офис, паркинг, мониторинг, сервер, терминатор, анонс, оверлок, джойстик, скотч, триллер, пейджер, бартер, ксерокопировать, эмуляция, спонсировать, маркетинг, инаугурация, скетч, секьюрити, бестселлер, дриблинг.
Задание 19. Найти речевые ошибки, определить их вид.
1) Его цепями пригвоздили к дереву.
2) В будущем это будет иметь большую роль.
3) Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.
4) Жизненный уровень населения улучшается ежегодно.
5) Печорин мне симпатизирует.
6) Оратор возвращался к сказанному в целях наилучшего запоминания слушавших его людей.
7) Мы возмещаем этот пробел.
Задание 20. Исправить ошибки в словосочетаниях, сохраняя смысл, где он есть.
Воздвигнуть сарай, долго длившийся вернисаж, пожелающий остановиться, районный форум врачей, молодая кондукторша, муж сестры тетки моей жены, фрагмент рисунка художника – представителя нового направления.
Грамматические нормы
Морфологические нормы проявляются на уровне слова, связаны со словоизменением; синтаксические нормы – на уровне словосочетания и предложения.Выполнение этих норм определяется параметрами правильной речи.
Качества грамотной речи
I. Точность – соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего. Точность нарушается:
· неправильной постановкой ударения (У динозавра крепкая брóня);
· неправильным употреблением паронимов (нелицеприятный мошенник);
· неоправданно частым употреблением местоимения (Моя дочь не пойдёт в эту школу, потому что она недоделанная);
· субъектно-объектной (синтаксической) контаминацией;
· употреблением слов, неизвестных аудитории, без пояснения;
· неправильным порядком слов;
· некоторыми формами эллипсиса – сокращения предложения (Обратите на страницу 18);
· избыточностью речи: тавтологией (Сердце скачет скачками), плеоназмом (моя автобиография), пустым многословием, наличием слов-паразитов (так сказать, вот, ёлки-палки, короче).
Модели синтаксической контаминации:
1. наличие двух слов, совпадающих в именительном и винительном падежах, с глаголом между ними.
Пр.: Мать (Им.п.) любит дочь (В.п.);
2. смешение причастий страдательного и действительного залога.
Пр.: сумка, разгружающаяся дома вм. разгружаемая; анонимная записка, оставшаяся после собрания вм. оставленная;
3. употребление существительного в форме родительного падежа вместо дательного.
Пр.: памятник (кому?) Пушкину, Гоголю; но памятник (чей?) Клодта, Церетели.
4. Концентрированное употребление слов в родительном падеже, выражающем разные смысловые отношения.
Пр.: Уже критика декабристов была непосредственной формой общественно-политической борьбы; Работа над сочинениями учеников была замедлена приходом директора; Урок истории Сергеева был прерван звонком.
5. Неверная организация деепричастных оборотов.
Пр.: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
II. Логичность – связь между введением, развитием мысли и заключением. Логичность нарушается:
1) неверным делением текста;
2) причинно-следственными несоответствиями;
3) несоблюдением мотивационной последовательности;
4) несоблюдением актуального членения предложения и текста (тема – известное, рема – новое);
5) плеонастичностью речи, её засорённостью лишёнными смысла структурами.
Пр.: Я человек, потерявший как бы работу. Преступность – это, как бы так сказать, ужасная вещь;
6) фигурой силлепсиса – соединения несоединимого, различного по своим характеристикам (Москвич ищет девушку от 24 до 178).
III. Действенность (доходчивость).
IV. Грамматическая правильность (отсутствие в речи разного рода ошибок).
V. Ясность (понятность).
VI. Чистота (хорошая дикция, поставленный голос, хорошее речевое дыхание).
VII. Богатство (зависит от начитанности).
VIII. Выразительность (соблюдение просодических элементов речи).
IX. Уместность (целесообразность использования аргументов, примеров с этической точки зрения).
Задание 21. Образовать форму родительного падежа множественного числа от слов: ампер, апельсин, грамм, килограмм, гектар, яблоко, помидор, чулок, носок, солдат, сапог, рельс, партизан, абрикос, торт, туфля, грабли, бревно.
Задание 22. Реконструировать следующие фразы.
1) Паровоз сбил железнодорожный кран.
2) Мы не знаем её лучше тебя.
3) Женщине нельзя говорить об этом.
4) Приёмная для посетителей с неисправной крышей.
5) Стихи о любви поэта Рыжикова.
Задание 23. Определить, от чего зависят род и склонение составных слов.
Новой плащ-палатки (почему не нового?), синему вагону-ресторану (почему не вагон-ресторану), из большого салон-вагона, мощного дизель-электрохода, о пожилом генерал-лейтенанте (почему не генерале-лейтенанте?), новое кафе-ресторан, новая кафе-столовая, на уютной (почему не уютном?) диван-кровати, из красивых яслей-сада, о коротком концерте-шутке, назначенного премьер-министром.
Задание 24. Просклонять сложносоставные слитные и составные слова, указав их род и число: блиц-турнир, диван-кровать, меч-рыба, вагон-ресторан, концерт-загадка, вице-премьер, дизель-электроход, часы-будильник.
Задание 25.Найти и устранить речевые ошибки, указав на возможную причину их возникновения.
Главный лейтмотив, новое летоисчисление, белый тюль, мемориальный памятник, самый лучший друг, новая шампунь, открыть велосипед, туристический поезд, благодаря неурожаю, медного брелока, старый бивуак, играть значение, поднять тост.
Задание 26. Записать числительные,обозначенные цифрами, словами.
Обладая лучшими землями в 25 уездах, Троицкая лавра имела 106600 крестьян и доход её равнялся 100000 рублей в год: на наши деньги около 2400000 рублей. В своих исследованиях Иконников устанавливает величину дохода всех великорусских монастырских общин в 824593 рубля. Доход этот получается с 3858396 десятин земли, обрабатывающейся 660185 крестьянами.
Задание 27. Числительные записать прописью.
Москва гордится своим 850-летием. Это город, в котором свыше 3500 улиц и переулков, чья площадь только в пределах МКАД равняется 878,5 квадратных километров. Кремль – самая большая крепость в мире – начал строиться в 1471 году; на пряслах его стен – гирлянда из 1047 зубцов, а высота этих стен достигает 19,5 метров.
Задание 28.Записать слова, изображённые при помощи чисел, поставив их в нужном падеже. Сделать выводы относительно склонения числительных.
1) Число участников колеблется между 457 и 502.
2) Димитрий располагал уже 380000 людей.
3) На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.
4) Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.
5) На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125.
6) В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.
7) Это был город, в котором жило около 120 человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.
8) Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17-19 ноября 1990 г. в Китае.
9) К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть была в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами…
10) Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.
11) Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояние между станциями лондонского метро.
12) «Крогер» управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.
13) Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства.
14) Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
Задание 29.Определить, в чём заключается речевая ошибка в приводимых предложениях. Сформулировать правила функционирования деепричастных оборотов.
1) Войдя в вагон, он тронулся.
2) Читая книгу, она мне понравилась.
3) Подъехав к светофору, на нем зажегся жёлтый свет.
4) Проводя день рождения, веселье бурлило через край.
Задание 30. Раскрыть скобки и самостоятельно сформулировать правила согласования и изменения географических названий.
В город (Старица), из города (Москва), по (Москва)-реке, в деревне (Рябиновка), о селе (Кирово), на станции (Череповец), в городе (Ульяновск), к городу (Старая Русса), из поселка (Холм Жарковский), в порту (Калининград).
Задание 31. Объяснить сопоставляемые формы, установить сходство и различие вариантов склонения географических названий.
1) Жить в Одинцове, Тушине, Шереметьеве – жить в подмосковном Пушкино, Тучково, Дорохово.
2) Бывать в городе Серове – в деревне Серово, в Кирове – в Кирово.
3) Из города Москвы – из порта Москва – от станции Москва; из города Озеры, Серебряные Пруды, Осло – от города Тамбова, Волгограда; до города Владивостока – до станции Владивосток, до порта Владивосток; на реке Днепре – на озере Байкал, на реке Дон; у реки Ангары, Рейна, Енисея – на острове Сахалин, Валаам; бывать в Хельсинки, в Гумри – отдыхать в Гаграх, на Дарданеллах; в городе Дубне – на реке Дубне – в деревне Дубне – в селе Дубна; в городе Одинцове – в селе Одинцове – в деревне Одинцово – в поселке Одинцово.
Задание 32.Определить, в чём заключаются речевые ошибки в предложениях.
1) Жизнь-то у нас интересная – и в стране, и на транспорте.
2) Все были парами, одна я, как дура.
3) Спокойно, но быстро распределяют вожатые ребят по палаткам и палатам, кроватям, столикам, тумбочкам и шкафчикам.
4) В нетрезвом состоянии муж бил меня и мебель.
5) Я не знаю, что я буду рисовать пять минут тому назад.
6) Пусть цветы радуют всех людей, а мы будем их беречь.
7) Корни преступности коренятся в экономике.
8) Где-то в районе 11 часов боевики открыли огонь.
9) Стрелять ракетами теперь будут по науке.
Задание 33.Выбрать нормативные варианты:по исполнению – по исполнении, брелком – брелоком, новый аэрозоль – новая аэрозоль, времяпровождение – времяпрепровождение, прецедент – прецендент, рельс – рельсов, извиняюсь – извините; скажите, как пройти – подскажите, как пройти; граблей – грабель, благодаря тебя – благодаря тебе, согласно приказа – согласно приказу, заведующий магазина – заведующий магазином.
Варианты нормы
Нельзя смешивать варианты нормы с речевой ошибкой. Варианты нормы – это её видоизменение, которое фиксируется в словаре.
Пр.: фено́мен – допустимое феноме́н (о человеке); дождь: [дошт’] – московский вариант произношения; [дош’] – петербургский (ленинградский) вариант произношения; туннель – тоннель; орангутан – орангутанг; валерьяновый – валериановый; галоша – калоша; грабель и граблей (Р.п. мн.ч.); но чулок (чулков – неправильно, только во фразеологизме: синих чулков).
Таким образом, нормы стабильны (закреплены в словарях и отражены в языке художественной литературы, поэтому им нужно следовать) и динамичны (объект изучения – современный русский литературный язык последних десятилетий, когда норма довольно стремительно развивается).