Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; закрытая и открытая экономика
Многообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:
• создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
• антимонопольное регулирование;
• проведение политики макроэкономической стабилизации;
• воздействие на размещение ресурсов;
• деятельность в сфере распределения доходов.
Создание законодательной основы это, по сути, установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты - производители, потребители, само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и государством.
К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, выполняющим функцию защиты конкуренции, следует отнести антитрестовские законы.
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования,
устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию.
Макроэкономическая стабилизация– это деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов, так как болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов.
Непосредственно объектом воздействия государства является и микроэкономика, наряду с макроэкономической средой.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленности и сельскохозяйственного производства. В качестве инструментов государственного воздействия могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и т.п. (из-за проблемы нерационального распределения ресурсов под воздействием несовершенной конкуренции и т.д.).
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов, так как распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обязательств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговые перераспределения доходов, принятие программ социальной защиты. Для решения вышеперечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика.
К фискальной политикеотносят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая - с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экономические, социальные проблемы и множество других. Инструментами фискальной политики являются:
• государственные расходы;
• налоги
Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Понятно, что неразумное применение этого инструмента - чрезмерно высокие налоги, гипертрофированные размеры расходной части государственного бюджета - превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.
Фискальную политику подразделяют: на дискреционную -политику, требующую сознательного изменения в законах о налогах, программах расходов и автоматическую фискальную политику-
использующую автоматически встроенные стабилизаторы, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законом и встроены в расходную часть бюджета. Имеются три встроенных стабилизатора:
пособия по безработице, налоги на прибыль корпораций, прогрессивный подоходный налог.
Фискальная политика, направленная на снижение темпов инфляции называется сдерживающая.Если фискальная политика направлена на увеличение объема производства (в конечном итоге), она будет иметь стимулирующийхарактер.
Не менее важной по значимости является денежно-кредитная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального производства и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но и она является обоюдоострой. Так же как и фискальная, денежно-кредитная политика может быть сдерживающей или стимулирующей.
Любое государство проводит определенную социальную политику.
Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим,
проводя определенную политику в сфере занятости и т.п.
В числе важных инструментов экономической политики – государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других. Несомненно, что все описанное выше, характеризует рыночную экономику (как открытую); командная экономика представляла собой закрытую систему.