Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений

Рассмотрим применение экономико-математической модели на примере модели «инфляция и безработица».

Наиболее широко используемой концепцией в анализе проблемы инфляции и безработицы является соотношение Филлипса, которое устанавливает связь между темпом роста зарплаты и темпом роста безработицы

Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru , Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru ,

где ω – темп роста зарплаты

Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

где , U — темп роста безработицы.

Введем обозначения для роста инфляции, т.е. темпа роста уровня цен, в виде Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

а производительность труда обозначим через Т.

Тогда будем иметь p = w -T . Считая, что уменьшение зарплаты происходит линейно в зависимости от роста безработицы, т.е. w = f (U) = a - bU ~ , имеем так называемое адаптированное соотношение Филлипса: Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

Позднее экономисты предпочли использовать другую форму соотношения Филлипса, получаемую при предположении, что темп роста зарплаты изменяется как w = f (U) + hp , где 0 < h £ 1 , а посредством p обозначен ожидаемый рост инфляции. Тогда вместо соотношения (1) получим следующий вариант соотношения Филлипса: Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

Примем гипотезу об ожидаемом темпе инфляции в виде: Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

Обозначая теперь номинальный денежный баланс через М и темп его возрастания через Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru , постулируем, что k (m p), Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

где разность Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

- представляет собой темп роста реальных денег. Рассматриваемые совместно уравнения (2)—(4) описывают закрытую модель «инфляция — безработица» с тремя переменными (неизвестными) p, p,U . Ввиду того, что три неизвестные связаны соотношением (2), можно записать систему двух уравнений с двумя неизвестными. Подставив (2) в (3) и (4) и приведя подобные члены, получим систему: Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

Далее, если мы продифференцируем по t первое из уравнений системы (5) и подставим затем в полученное выражение производные Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru , опять же из системы (5), то после очевидных упрощений получим одно дифференциальное уравнение второй степени и с постоянными коэффициентами Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru (6). Последнее уравнение с точностью до обозначений совпадает с уравнением y Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

, которое описывает колебания маятника при наличии сопротивления среды и постоянной по величине возмущающей силы. Найдем общее решение дифференциального уравнения (6), которое состоит из общего решения однородного дифференциального уравнения Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru (7) и частного решения неоднородного дифференциального уравнения (6), в качестве которого очевидно следует взять p = m. Характеристическое уравнение дифференциального уравнения (7) имеет вид: Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

, (8) корни которого равны , Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru , Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

. В результате общее решение дифференциального уравнения (6) примет вид Пример моделирования задачи по экономике с помощью дифференциальных уравнений - student2.ru

Простой анализ полученной зависимости показывает, что при t ® ¥ ожидаемый темп инфляции p выходит на стационарный режим, при котором он становится равным т, т.е. темпу роста номинального денежного баланса. Полученное выражение (9) вместе с соотношением Филлипса (1) позволит экономистам более детально изучить колебания в динамической модели «инфляция — безработица», поскольку колебания математического маятника, которому, как мы убедились, она соответствует, полностью изучены и описаны во многих учебниках. Вот так путём не хитрых аналогий была связана модель математического маятника с моделью «инфляция-безработица». В заключении хотелось бы отметить, что в экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.


Список литературы

1) Свирежев Ю.М., Логофет Д.О. Устойчивость биологических сообществ. М., Наука, 2013.

2) Фёдоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М., Изд. МГУ, 2012.

3) Уильямсон М. Анализ биологических популяций. М.: Мир, 2012.

4) Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. М.: Наука, 2013.

5) В.И. Кузнецов «Математическая модель эволюции леса», диссертация на соискание ученой степени кандидата физ-мат наук, М, 2013

6) Тузинкевич А.В. Интегральные модели пространственно-временной динамики экосистем. Владивосток: ДВО АН СССР, 2013

7) Гигаури А.А., Свирижев Ю.М. Распространение волны в системе ресурс – потребитель. ДАН СССР, т.258 (2012), №5, с.1274–1278

8) Козлов Н.И., Кузнецов В.И. Численное моделирование динамики лесных покровов. Препринт ИПМ РАН №59 М., 2012.

9)

10) Хачатрян С.Р. Прикладные методы математического моделирования экономических систем. – М.: Экзамен 2012-192 с.

11) Амельктн В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях. – М.: Наука, 2012. – 160с.

12) Дифференциальные уравнения. Сборник задач. С.Г. Журавлёв, В.В. Аниковский. Москва: «Экзамен», 2005. – 127 с.

13) Справочник по высшей математике. М.Я. Выгодский. Москва: «Наука», 1975. – 872 с.

14) Справочник по физике. Законы и формулы физики. В.Е. Кузмичев. Киев: «Наукова думка», 1989. - 864 с.

15) Экономико-математическое моделирование. Колемаев В.А. Москва: «Юнити-Дана», 2005. — 295 с. 5. Экономико-математические методы и модели в управлении производством. Пелих А.С., Терехов Л.Л., Терехова Л.А. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. — 248 с.

16) http://economyar.narod.ru/Birulj.pdf

Наши рекомендации