Классификация монополий

По условиям формирования монополизм разделяют на два типа: предпринимательский и институциональный.

Предпринимательский тип монополизма предприя­тий (фирм) формируется на основе роста концентрации ка­питала и производства.

Институциональный тип монополизма связан с не­равными условиями конкуренции, которые создает госу­дарство для разных хозяйствующих субъектов.

Речь идет об установлении государством барьеров вхоЖ' дения вотрасль для других субъектов, о неодинаковом Ре"

конкуренция и монополия в рыночной экономике

жиме налогообложения, предоставлении субсидий, льгот-ного доступа к производственным и финансовым ресурсам т. п. То есть государство создает неодинаковые правила "рыночной игры" для разных участников. Такой тип моно­полизма существовал еще на ранних этапах развития капи­тализма. Так, голландской и английской Ост-Индским ком­паниям в начале XVII в. государство предоставило исклю­чительное (монопольное) право на торговлю с Индией. Данные компании существовали в форме акционерных об­ществ.

Этот тип монополизма был преобладающим в советской экономике и его остаточные элементы продолжают играть отрицательную роль в условиях рыночной трансформации экономики.

По форме существования монополии разделяют на три вида:

• монополия отдельного предприятия;

• монополия как соглашение;

• монополия, основанная на дифференциации про­дукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелег­ко. Это абсолютная монополия, и существует она редко.

Более распространенным видом создания и существова­ния монополии является соглашение нескольких крупных фирм. Оно (соглашение) дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", сводят на нет конкурентную борьбу, а покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Монополия, основывающаяся на дифференциации про­дукта, создает рынок монополистической конкуренции.

В зависимости от возникновения различают монополию:

• естественную;

• административную;

• экономическую.

естественная монополия возникает вследствие объек-

тивных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на

данный товар или услугу лучше всего удовлетворяется

Глава 9

одной или несколькими крупными фирмами. В ее основе -особенности технологии производства или обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежела­тельна, так как при вхождении в отрасль других фирм из­держки на изготовление продукции возрастут. Причиной является "экономия от масштаба" — чем больше произведе­но продукции, тем меньше ее себестоимость. Это имеет ме­сто в таких сферах, как электро-, водо-, тепло-, газоснабже­ние, связь, транспорт, почтовые услуги и др. Ликвидация или разукрупнение таких монополий экономически нецеле­сообразны.

С естественными монополиями тесно связанны монопо­лии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Классический пример такого вида монополий — алмазный синдикат "Де-Бирс".

Деятельность естественных монополий, особенно их це­новая и тарифная политика, жестко контролируется госу­дарством.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на исполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединяющиеся и подчиняющиеся государ­ственным органам (министерствам). Они выступают на рын­ке как единый хозяйствующий субъект и между ними от­сутствует конкуренция. Экономика бывшего Советского Союза относилась к наиболее монополизированным струк­турам. Более того, существовала абсолютная монополия са­мого государства на организацию и управление экономикой, которая базировалась на монополии государственной соб­ственности. Государственный монополизм является наибо­лее опасным и разрушительным для экономических си­стем.

Экономическая монополия. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она возникает на базе законо­мерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпрй' нимателях, которые сумели завоевать монопольное полоЖб'

конкуренция и монополия в рыночной

экономике

ние на рынке. К экономической монополии ведут два основ-ных пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном росте его масштабов путем кон­центрации капитала. Второй — намного быстрее — базиру­ется на процессах централизации капитала.

Основными организационными формами экономических монополий являются следующие.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятель­ность, а договариваются лишь о доле каждого в общем объе­ме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собствен­ность на произведенный продукт, а значит, теряют коммер­ческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товаров осу­ществляется общей сбытовой конторой.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которо­го теряют собственность на средства производства и произ­веденный продукт, т. е. производственную и коммерческую самостоятельность. Они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала бывшие владельцы отдельных предприятий получают ак­ции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибы­ли треста.

В наши дни картели, синдикаты, тресты потеряли свое значение и в чистом виде почти не встречаются.

В современных условиях на основе диверсификации ка­питалов создаются новые формы монополий — многоотрас­левой концерн, конгломерат, консорциум.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков

Даже сотен предприятий разных отраслей промышленно-

сти, транспорта, торговли, участники которого теряют соб-

ственность на средства производства и произведенный про-

Глава 9

дукт, а главная фирма осуществляет над другими участни­ками объединения финансовый контроль.

Конгломерат — это огромный промышленный ком­плекс, в котором под единым финансовым контролем сосре­доточены компании, действующие в разных, технологиче­ски не связанных между собой, сферах. Как правило, кон­гломераты принадлежат одной фирме и выпускают на одной или нескольких стадиях производства разнородные некон­курентные товары или оперируют на сегментах рынка, ко­торые не пересекаются. Предприятия при этом имеют ши­рокую автономию экономической деятельности, управление ими децентрализованное.

Консорциум создается на основе временных соглашений между несколькими банками и производственными корпо­рациями для проведения совместных крупномасштабных финансовых операций или осуществления производствен­ных проектов (размещения крупных займов, строительства морских каналов, портов, трубопроводов и т. п.). После ис­течения общих работ консорциум распадается.

Характерными особенностями современного рынка яв­ляются объединение, переплетение, взаимопроникновение разнообразных организационных форм монополий, что сви­детельствует о дальнейшем развитии, углублении процессов монополизации современной экономики.

9.5. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство

Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия:

— во-первых, монополии подавляют конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса;

— во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;

— в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;

конкуренция и монополия в рыночной экономике

___ в-четвертых, склонны к хищническому использова­
нию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды;
___ в-пятых, разоряют малый и средний бизнес;

— в-шестых, монополизируют средства массовой инфор­мации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направле­нии;

— в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п.

Однако монополии имеют и определенные положитель­ные черты.

Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новейшую тех­нику и технологию, осуществлять подготовку и переквали­фикацию работников. Кроме того, эффект "масштаба произ­водства" крупных предприятий позволяет им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприя­тия более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.

Поэтому современная экономическая наука считает, что нельзя отождествлять понятие "монополия" с понятием "крупное предприятие", которое имеет высокую долю про­изводства и реализации продукции. Монополией нужно счи­тать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против та­ких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотребления ими своим монопольным положением го­сударство осуществляет антимонопольную политику.

Антимонопольная политика — комплекс мероприя­тий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.

Первый антимонопольный (антитрестовский) закон — так называемый закон Шермана — был принят в США в 1890 г. Позднее закон Шермана был дополнен законом Клей-

Глава 9

тона (1914 г.), законом о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и др., которые составили основу антитрестовского законодательства США.

По примеру США в других странах мира также приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодатель­ство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Евро­пы антимонопольное законодательство начали разрабаты­вать в конце 80-х годов XX в.

Однако между американской и европейской антимоно­польной политикой имеются различия:

— американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;

— европейская носит регуляторный характер и направ­лена, в основном, на противодействие отрицательным про­явлениям рыночной власти монополий.

В современных условиях национальный и наднациональ­ный уровни конкурентного законодательства в Европе соз­даются в условиях интеграционных процессов в экономике и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросо­вестных монополистических приемов.

На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные из­менения по сравнению с началом 60-х годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конку­ренции. Новые подходы в конкурентной политике основы­ваются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений.

Антимонопольное законодательство Японии считается "жестким", оно базируется на законе "О запрете частной монополии и обеспечении честных соглашений".

Антимонопольная политика и антимонопольное законо­дательство в Украине

В условиях рыночной трансформации экономики Украи­ны вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотре-

конкуренция и монополия в рыночной экономике

бления рыночной властью монополистическими структура­ми является особенно актуальным. Создание конкурентной среды защита законных интересов предпринимателей и по­требителей, регулирование деятельности монополий оказы­вают содействие формированию цивилизованных рыноч­ных отношений, повышению эффективности функциониро­вания национальной экономики.

От командно-административной системы СССР украин­ская экономика унаследовала высокий уровень монополи­зации. В ходе рыночных преобразований в Украине было ликвидировано большинство монопольных структур. Углуб­ленная структурная демонополизация была проведена во многих отраслях отечественной экономики. Вместе с тем во­преки проведенным мероприятиям рыночной трансформа­ции отечественная экономика все еще имеет определенную долю монопольного сектора.

Сегодня в Украине создана целостная система правовых и организационных механизмов антимонопольной деятель­ности, которая отвечает современным нормам ЕС и общеми­ровым тенденциям.

Антимонопольное законодательство в Украине представ­лено законами Украины: "Об ограничении монополизма и не­допущении недобросовестной конкуренции в предпринима­тельской деятельности" (1992 г.), "Об Антимонопольном ко­митете Украины" (1993 г.), "О защите от недобросовестной конкуренции" (1996 г.), "О естественных монополиях" (2000 г.), "О защите экономической конкуренции" (2001 г.) и др.

В начале 90-х годов XX в. главный акцент в отечествен­ной антимонопольной политике ставился на преодолении и ограничении монополизма, что было связано с господством в тогдашней украинской экономике монополий как насле­дия бывшего социалистического хозяйства. Экономическая политика государства в тот период закономерно приобрела Форму антимонопольной политики.

После проведения радикальных реформ, приватизации и

Демонополизации ситуация в сфере конкурентных отноше-

ний в Украине кардинально изменилась. В новых социально-

экономических условиях коренной проблемой антимоно-

Глава 9

польной политики стало не просто устранение монополиз­ма, а создание эффективной конкурентной среды, способной обеспечить постоянный экономический рост и стабильное повышение жизненного уровня народа. Акцент в осущест­влении антимонопольной политики в начале XXI в. перено­сится с преодоления и ограничения монополизма на защиту экономической конкуренции. Основным содержанием со­временного этапа антимонопольной политики является за­щита уже созданной конкурентной среды, повышение эф­фективности функционирования существующих конку­рентных отношений.

Это привело к трансформации антимонопольной полити­ки государства в конкурентную политику, а антимонополь­ного законодательства — в конкурентное законодатель­ство.

Конкурентная политика — это система мероприя­тий государства по созданию и развитию конкурентной среды,регулированию конкурентных отношений и конку­рентного процесса с целью поддержки и поощрения эконо­мической конкуренции, борьбы с отрицательными послед­ствиями монополизма, защиты законных интересов предпринимателей и потребителей.

Стратегической целью конкурентной политики явля­ется государственная поддержка эффективной конкурен­ции и создание равных условий для всех субъектов рыноч­ных отношений. Главная задача конкурентной политики — формирование среды, при которой действия рыночных агентов, нарушающих конкурентные правила, становятся экономически невыгодными.

Цель и задачи конкурентной политики объединены со всем комплексом проблем социально-экономического раз­вития в Украине.

Государственный контроль за соблюдением конкурент­ного законодательства, защита интересов предпринимате­лей и потребителей от его нарушений осуществляется Антимонопольным комитетом Украины согласно его полномочиям, определенным законом.

конкуренция и монополия в рыночной экономике

Основными функциями Антимонопольного комитета Украины являются:

_ осуществление государственного контроля за соблюде­
нием законодательства о защите экономической конкурен­
ции;

— предотвращение, выявление и прекращение наруше­ний конкурентного законодательства;

— контроль за экономической концентрацией;

— содействие развитию добросовестной конкуренции.

К методам осуществления конкурентной политики отно­сят:

— правовые: принятие соответствующих законодатель­ных и нормативно-правовых актов;

— организационно-контролирующие: разработка и орга­низация выполнения мероприятий, направленных на предо­твращение нарушений конкурентного законодательства; проведение мониторинга, проверок, экспертизы;

— административно-императивные: принудительное разделение хозяйствующих субъектов, применение санк­ций, штрафов;

— профилактически-разъяснительные: информирова­ние, внесение предложений и рекомендаций по устранению нарушений, разъяснение относительно квалификации на­рушений.

Для определения монопольного положения хозяйствую­щих субъектов на рынке используют определенные количе­ственные показатели. Так, в Украине положение считается монопольным, если доля на рынке одного хозяйствующего субъекта превышает 35 %, трех субъектов — 50, пяти субъ­ектов — 70 %.

Виды ответственности установлены Законом Украи­ны "О защите экономической конкуренции" за злоупотре­бление монопольным (доминирующим) положением:

- штрафы;

- принудительное разъединение монопольных образова­ний;

- административная ответственность; - возмещение причиненного вреда.

Глава 9

Правовой базой конкурентной политики является конку­рентное законодательство.

Конкурентное законодательство — это совокуп­ность законов, нормативных и инструктивных докумен­тов, которые определяют правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции и ограничение моно­полизма в предпринимательской деятельности.

Антимонопольный комитет Украины строит свою дея­тельность на принципах законности, гласности, защиты прав хозяйствующих субъектов на началах их равенства перед законом и приоритета прав потребителей.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине на се­годняшний день созданы законодательная база и организа­ционные основы осуществления эффективной государствен­ной конкурентной политики. Однако жизнь, углубление рыночных преобразований постоянно выдвигают новые про­блемы в сфере конкурентной политики, которые требуют иных подходов к их решению. Поэтому ограничение моно­полизма, поддержка и развитие конкуренции должны быть и в дальнейшем важным элементом экономической полити­ки государства.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Наши рекомендации