Классификация монополий
По условиям формирования монополизм разделяют на два типа: предпринимательский и институциональный.
Предпринимательский тип монополизма предприятий (фирм) формируется на основе роста концентрации капитала и производства.
Институциональный тип монополизма связан с неравными условиями конкуренции, которые создает государство для разных хозяйствующих субъектов.
Речь идет об установлении государством барьеров вхоЖ' дения вотрасль для других субъектов, о неодинаковом Ре"
конкуренция и монополия в рыночной экономике
жиме налогообложения, предоставлении субсидий, льгот-ного доступа к производственным и финансовым ресурсам т. п. То есть государство создает неодинаковые правила "рыночной игры" для разных участников. Такой тип монополизма существовал еще на ранних этапах развития капитализма. Так, голландской и английской Ост-Индским компаниям в начале XVII в. государство предоставило исключительное (монопольное) право на торговлю с Индией. Данные компании существовали в форме акционерных обществ.
Этот тип монополизма был преобладающим в советской экономике и его остаточные элементы продолжают играть отрицательную роль в условиях рыночной трансформации экономики.
По форме существования монополии разделяют на три вида:
• монополия отдельного предприятия;
• монополия как соглашение;
• монополия, основанная на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко. Это абсолютная монополия, и существует она редко.
Более распространенным видом создания и существования монополии является соглашение нескольких крупных фирм. Оно (соглашение) дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", сводят на нет конкурентную борьбу, а покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта, создает рынок монополистической конкуренции.
В зависимости от возникновения различают монополию:
• естественную;
• административную;
• экономическую.
естественная монополия возникает вследствие объек-
тивных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на
данный товар или услугу лучше всего удовлетворяется
Глава 9
одной или несколькими крупными фирмами. В ее основе -особенности технологии производства или обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна, так как при вхождении в отрасль других фирм издержки на изготовление продукции возрастут. Причиной является "экономия от масштаба" — чем больше произведено продукции, тем меньше ее себестоимость. Это имеет место в таких сферах, как электро-, водо-, тепло-, газоснабжение, связь, транспорт, почтовые услуги и др. Ликвидация или разукрупнение таких монополий экономически нецелесообразны.
С естественными монополиями тесно связанны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Классический пример такого вида монополий — алмазный синдикат "Де-Бирс".
Деятельность естественных монополий, особенно их ценовая и тарифная политика, жестко контролируется государством.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на исполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединяющиеся и подчиняющиеся государственным органам (министерствам). Они выступают на рынке как единый хозяйствующий субъект и между ними отсутствует конкуренция. Экономика бывшего Советского Союза относилась к наиболее монополизированным структурам. Более того, существовала абсолютная монополия самого государства на организацию и управление экономикой, которая базировалась на монополии государственной собственности. Государственный монополизм является наиболее опасным и разрушительным для экономических систем.
Экономическая монополия. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она возникает на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпрй' нимателях, которые сумели завоевать монопольное полоЖб'
конкуренция и монополия в рыночной
экономике
ние на рынке. К экономической монополии ведут два основ-ных пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном росте его масштабов путем концентрации капитала. Второй — намного быстрее — базируется на процессах централизации капитала.
Основными организационными формами экономических монополий являются следующие.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, а договариваются лишь о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товаров осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, т. е. производственную и коммерческую самостоятельность. Они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала бывшие владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
В наши дни картели, синдикаты, тресты потеряли свое значение и в чистом виде почти не встречаются.
В современных условиях на основе диверсификации капиталов создаются новые формы монополий — многоотраслевой концерн, конгломерат, консорциум.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков
Даже сотен предприятий разных отраслей промышленно-
сти, транспорта, торговли, участники которого теряют соб-
ственность на средства производства и произведенный про-
Глава 9
дукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Конгломерат — это огромный промышленный комплекс, в котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании, действующие в разных, технологически не связанных между собой, сферах. Как правило, конгломераты принадлежат одной фирме и выпускают на одной или нескольких стадиях производства разнородные неконкурентные товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются. Предприятия при этом имеют широкую автономию экономической деятельности, управление ими децентрализованное.
Консорциум создается на основе временных соглашений между несколькими банками и производственными корпорациями для проведения совместных крупномасштабных финансовых операций или осуществления производственных проектов (размещения крупных займов, строительства морских каналов, портов, трубопроводов и т. п.). После истечения общих работ консорциум распадается.
Характерными особенностями современного рынка являются объединение, переплетение, взаимопроникновение разнообразных организационных форм монополий, что свидетельствует о дальнейшем развитии, углублении процессов монополизации современной экономики.
9.5. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство
Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия:
— во-первых, монополии подавляют конкуренцию — важную движущую силу экономического прогресса;
— во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;
— в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;
конкуренция и монополия в рыночной экономике
___ в-четвертых, склонны к хищническому использова
нию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды;
___ в-пятых, разоряют малый и средний бизнес;
— в-шестых, монополизируют средства массовой информации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении;
— в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п.
Однако монополии имеют и определенные положительные черты.
Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять подготовку и переквалификацию работников. Кроме того, эффект "масштаба производства" крупных предприятий позволяет им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе.
Поэтому современная экономическая наука считает, что нельзя отождествлять понятие "монополия" с понятием "крупное предприятие", которое имеет высокую долю производства и реализации продукции. Монополией нужно считать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотребления ими своим монопольным положением государство осуществляет антимонопольную политику.
Антимонопольная политика — комплекс мероприятий, направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Первый антимонопольный (антитрестовский) закон — так называемый закон Шермана — был принят в США в 1890 г. Позднее закон Шермана был дополнен законом Клей-
Глава 9
тона (1914 г.), законом о Федеральной торговой комиссии (1914 г.) и др., которые составили основу антитрестовского законодательства США.
По примеру США в других странах мира также приняли антимонопольные законы. Антитрестовское законодательство было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — 1963 г., в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х годов XX в.
Однако между американской и европейской антимонопольной политикой имеются различия:
— американская направлена, главным образом, против монополии как структурной единицы;
— европейская носит регуляторный характер и направлена, в основном, на противодействие отрицательным проявлениям рыночной власти монополий.
В современных условиях национальный и наднациональный уровни конкурентного законодательства в Европе создаются в условиях интеграционных процессов в экономике и усиления международной конкуренции. В каждой стране Европейского Союза действует национальное конкурентное законодательство, скоординированное с общеевропейским. Конкурентная политика ЕС направлена против недобросовестных монополистических приемов.
На протяжении последних лет конкурентная политика и конкурентное законодательство ЕС претерпели важные изменения по сравнению с началом 60-х годов XX в., когда формировалась общеевропейская политика в сфере конкуренции. Новые подходы в конкурентной политике основываются больше на экономическом, чем правовом, подходе к содержанию конкуренции и конкурентных отношений.
Антимонопольное законодательство Японии считается "жестким", оно базируется на законе "О запрете частной монополии и обеспечении честных соглашений".
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство в Украине
В условиях рыночной трансформации экономики Украины вопрос защиты конкуренции, недопущения злоупотре-
конкуренция и монополия в рыночной экономике
бления рыночной властью монополистическими структурами является особенно актуальным. Создание конкурентной среды защита законных интересов предпринимателей и потребителей, регулирование деятельности монополий оказывают содействие формированию цивилизованных рыночных отношений, повышению эффективности функционирования национальной экономики.
От командно-административной системы СССР украинская экономика унаследовала высокий уровень монополизации. В ходе рыночных преобразований в Украине было ликвидировано большинство монопольных структур. Углубленная структурная демонополизация была проведена во многих отраслях отечественной экономики. Вместе с тем вопреки проведенным мероприятиям рыночной трансформации отечественная экономика все еще имеет определенную долю монопольного сектора.
Сегодня в Украине создана целостная система правовых и организационных механизмов антимонопольной деятельности, которая отвечает современным нормам ЕС и общемировым тенденциям.
Антимонопольное законодательство в Украине представлено законами Украины: "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" (1992 г.), "Об Антимонопольном комитете Украины" (1993 г.), "О защите от недобросовестной конкуренции" (1996 г.), "О естественных монополиях" (2000 г.), "О защите экономической конкуренции" (2001 г.) и др.
В начале 90-х годов XX в. главный акцент в отечественной антимонопольной политике ставился на преодолении и ограничении монополизма, что было связано с господством в тогдашней украинской экономике монополий как наследия бывшего социалистического хозяйства. Экономическая политика государства в тот период закономерно приобрела Форму антимонопольной политики.
После проведения радикальных реформ, приватизации и
Демонополизации ситуация в сфере конкурентных отноше-
ний в Украине кардинально изменилась. В новых социально-
экономических условиях коренной проблемой антимоно-
Глава 9
польной политики стало не просто устранение монополизма, а создание эффективной конкурентной среды, способной обеспечить постоянный экономический рост и стабильное повышение жизненного уровня народа. Акцент в осуществлении антимонопольной политики в начале XXI в. переносится с преодоления и ограничения монополизма на защиту экономической конкуренции. Основным содержанием современного этапа антимонопольной политики является защита уже созданной конкурентной среды, повышение эффективности функционирования существующих конкурентных отношений.
Это привело к трансформации антимонопольной политики государства в конкурентную политику, а антимонопольного законодательства — в конкурентное законодательство.
Конкурентная политика — это система мероприятий государства по созданию и развитию конкурентной среды,регулированию конкурентных отношений и конкурентного процесса с целью поддержки и поощрения экономической конкуренции, борьбы с отрицательными последствиями монополизма, защиты законных интересов предпринимателей и потребителей.
Стратегической целью конкурентной политики является государственная поддержка эффективной конкуренции и создание равных условий для всех субъектов рыночных отношений. Главная задача конкурентной политики — формирование среды, при которой действия рыночных агентов, нарушающих конкурентные правила, становятся экономически невыгодными.
Цель и задачи конкурентной политики объединены со всем комплексом проблем социально-экономического развития в Украине.
Государственный контроль за соблюдением конкурентного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений осуществляется Антимонопольным комитетом Украины согласно его полномочиям, определенным законом.
конкуренция и монополия в рыночной экономике
Основными функциями Антимонопольного комитета Украины являются:
_ осуществление государственного контроля за соблюде
нием законодательства о защите экономической конкурен
ции;
— предотвращение, выявление и прекращение нарушений конкурентного законодательства;
— контроль за экономической концентрацией;
— содействие развитию добросовестной конкуренции.
К методам осуществления конкурентной политики относят:
— правовые: принятие соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов;
— организационно-контролирующие: разработка и организация выполнения мероприятий, направленных на предотвращение нарушений конкурентного законодательства; проведение мониторинга, проверок, экспертизы;
— административно-императивные: принудительное разделение хозяйствующих субъектов, применение санкций, штрафов;
— профилактически-разъяснительные: информирование, внесение предложений и рекомендаций по устранению нарушений, разъяснение относительно квалификации нарушений.
Для определения монопольного положения хозяйствующих субъектов на рынке используют определенные количественные показатели. Так, в Украине положение считается монопольным, если доля на рынке одного хозяйствующего субъекта превышает 35 %, трех субъектов — 50, пяти субъектов — 70 %.
Виды ответственности установлены Законом Украины "О защите экономической конкуренции" за злоупотребление монопольным (доминирующим) положением:
- штрафы;
- принудительное разъединение монопольных образований;
- административная ответственность; - возмещение причиненного вреда.
Глава 9
Правовой базой конкурентной политики является конкурентное законодательство.
Конкурентное законодательство — это совокупность законов, нормативных и инструктивных документов, которые определяют правовые основы поддержки и защиты экономической конкуренции и ограничение монополизма в предпринимательской деятельности.
Антимонопольный комитет Украины строит свою деятельность на принципах законности, гласности, защиты прав хозяйствующих субъектов на началах их равенства перед законом и приоритета прав потребителей.
Таким образом, можно утверждать, что в Украине на сегодняшний день созданы законодательная база и организационные основы осуществления эффективной государственной конкурентной политики. Однако жизнь, углубление рыночных преобразований постоянно выдвигают новые проблемы в сфере конкурентной политики, которые требуют иных подходов к их решению. Поэтому ограничение монополизма, поддержка и развитие конкуренции должны быть и в дальнейшем важным элементом экономической политики государства.
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ