Протекционизм и свобода торговли. Взгляды меркантилистов
Как уже указывалось в предыдущей лекции, существуют две системы внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (в более позднем определении – либерализация торговли).
Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Характеризуется введением высоких таможенных пошлин на иностранные товары.
Свободная торговля предполагает свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.
Обоснование протекционизма связано с учением меркантилистов, которое зародилось на стадии заката феодализма и зарождения капиталистических отношений (15-18 вв).
Меркантилисты считали, что богатство страны заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и драгоценных металлов.
Представители меркантилизма - Т.Мэн, А. Монкретьен - полагали, что умножение золотых запасов – важнейшая задача государства, и, следовательно, внешняя торговля, должна прежде всего обеспечивать получение золота. Это достигается за счет превышения экспорта товаров над импортом, активным торговым балансом. Тем самым предполагалось разнообразное вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жестокого контроля над этой сферой. Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установления таможенных пошлин на иностранные товары.
Подобный протекционизм осложнял международную торговлю, создавая преимуществ для отдельных стран, особенно метрополий, ограждая барьерами колониальные территории. Во внешней торговле доминировали метрополии.
Меркантилизм утратил свои позиции. Появляется тезис о свободной торговле.
Тезис о «свободе торговле» был впервые выдвинут английским политэкономом Адамом Смитом работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Рассмотрим более подробно его взгляды по данному вопросу.
Предметом изучения Смита была сфера производства без выделения каких-либо отраслей. В сфере методологии он был сторонником идеи «естественного порядка»в той ее форме, которая уже присутствовала в современной ему философии. В работах французского философа Гельвеция, с которым Смит был знаком, новая этика строилась на «естественном» стремлении человека к выгоде, которое он сравнивал с законом всемирного тяготения в неживой природе.
Применительно к экономике Смит выдвинул абстракцию «экономический человек», которая характеризует в чистом виде действия людей в экономике.
«Экономический человек»руководствуется только выгодой, это человек-эгоист. Из природы человека-эгоиста рождается обмен, поскольку он не делает подарков и если что-то дает, то требует как минимум эквивалентного возмещения.
Обмен заложен только в природе человека. Этим он и отличается от животных. «Никому не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой». Таким образом, обмен, рыночная экономика «естественны» для человека.
Другая методологическая категория – «невидимая рука». Человек действует в своих личных интересах, но одновременно «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения». Таким образом, «невидимая рука» - это объективные экономические законы, действующие независимо от сознания и воли людей.
Соединяя понятия «экономический человек» и «невидимая рука», Смит отмечал, что человек, «преследуя свои собственные интересы… часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это», что «невидимая рука» рынка дает для общества лучшие результаты, чем «видимая рука» государственного управления. Это объясняется тем, что действуя в условиях «невидимой руки», человек удовлетворяет прежде всего свой личный интерес и поэтому работает хорошо (для себя, но одновременно и для общества). В условиях действия «видимой руки» государства человек получает приказ без учета его личного интереса и поэтому работает хуже». Таким образом, Смит обосновал концепцию свободы от государственного вмешательства в экономику, которая получила название «экономического либерализма».
Она приобрела широкую популярность в начале ХIХ века и просуществовала в качестве господствующей и классической, а потом и неоклассической экономической теории до середины 30-х гг.
Но бытует ошибочное мнение, что экономическая концепция Смита отрицает активную роль государства в экономике. Разберемся в этом вопросе.
Смит задался вопросом: Что необходимо для нормального («естественного) функционирования рыночной системы? Отвечая на этот вопрос, он называет три основных условия.
1. Твердые гарантии собственности граждан. Нельзя претендовать на чужую собственность. Собственность можно приобрести за деньги, но нельзя отнять или украсть. А поскольку собственность – основа стабильности общества, то на страже собственности граждан стоит государство (которое и само может быть собственником).
2. Нужно честно выполнять взятые на себя обязательства, исполнять контракты, иначе разрушится самое главное сколь экономическое, столь же и этическое основание рыночных связей – взаимное доверие участников сделок. На страже этого принципа стоит государство.
3. Каждый человек волен в своих хозяйственных и иных действиях. Никто не может приказать гражданину свободной страны поступать или иначе. Человек в принципе свободен.Но у свободы человека есть мощное ограничение. Это свобода других людей. И если свобода одного человека мешает свободе других людей, то в этом случае в действие вступают силы государства.
Вот что, по мнению Смита, для начала нужно знать о рыночной системе.
Таким образом, суть позиции Смита проста. Государство должно делать то, что невыгодно или невозможно для частных лиц; должно поддерживать режим естественной свободы; должно охранять жизнь, свободу и собственность граждан. Не могут нормально развиваться торговля и промышленность там, где население не чувствует уверенности в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом и где нет уверенности в том, что власть государства регулярно пускается в ход для вынуждения уплаты долгов всеми, кто в состоянии их уплатить. Торговля и промышленность не могут процветать в государстве, где нет известной степени доверия к правительству. Но этим и должны ограничиваться функции государства. Все остальные отношения регулируются «незримой рукой» рынка, конкуренции, в ходе которой каждый участник рыночного процесса преследует исключительно эгоистические цели. Но в том-то и проявляется нравственность и сила рынка, что, реализуя свои частные интересы, каждый товаропроизводитель и продавец невольно должен удовлетворять потребности других людей – потребителей и покупателей. В результате рыночное общество становится обществом взаимных услуг вполне эгоистичных людей.