Виды несостоятельности рынков: рыночная власть, неполнота информации, внешние эффекты, общественные блага

В экономической теории сформулированы следующие формы несостоятельности: потенциальная возможность монополизации рынка; внешние эффекты, общественные блага, неполнота информации и материальной дифференциации участников рынка.

1) Монопольная власть.

Закономерности развития рыночной экономики обусловили превращение рынка совершенной конкуренции в неконкурентный рынок.

Существуют три пути монополизации рынка: естественным путем (концентрация производства); компания поглощает себе подобных (насильственное поглощение, покупка акций); компании самостоятельно заключают негласные соглашения картельного типа.

Монополия, подавляя и устраняя реальных и потенциальных конкурентов, значительно уменьшает число последних и тем самым сужает свободу и диапазон выбора потребителя. К тому же она получает возможность определять общий объем предложения и даже диктовать рынку свои условия и прежде всего цены на предлагаемые ее товары и услуги. Монополия, будучи отрицанием принципа свободной конкуренции, ставит всю ситуацию в экономике с ног на голову. Реальностью становится приоритет не потребителя, а производителя. Последний диктует цены, не соответствующие конкурентным, манипулируя общим объемом предложения. В результате цены и прибыли становятся выше конкурентных, и, следовательно, наносится ущерб обществу вообще и конкретным категориям потребителей в частности, происходят рост безработицы и темпов инфляции. И как следствие, эффективность по Парето не достигается.

Таким образом, неэффективность рынков несовершенной конкуренции является одной из важнейших причин фиаско рынка. Поэтому в современной рыночной экономике обеспечение свободной конкуренции - одна из важнейших задач государства.

2) Внешние эффекты (экстерналии).

Данная форма несостоятельности рынка проявляется тогда, когда действия участников рыка (продавцов и покупателей) приводят либо к издержкам (отрицательному эффекту), либо к выгодам (полезности), оказывающие влияние на других лиц или другие фирмы. Эти издержки или полезность не отражаются в рыночных ценах, то есть являются внешними по отношению к рынку. Экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и неоптимальному размещению благ в экономике.

Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны, или положительными, когда деятельность одной стороны приносит полезность другой.

Отрицательные внешние эффекты являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т. д.). Это ведет к возникновению внешних для данной сделки издержек производства данной продукции

Поскольку получающие внешние издержки третьи лица не участвуют в заключении и завершении сделок с данным товаром, их издержки не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были получены при таком учете. Поэтому результатом негативной экстерналии является недооценка (занижение цены) и перепроизводство (избыточный выпуск) данного товара.

Это ведет к использованию излишних ресурсов в производстве данного блага и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Необходимо подчеркнуть, что негативные экстерналии возникают независимо от воли и желания порождающих их своими действиями субъектов.

Примером может служить сталепрокатный завод, сбрасывающий свои отходы в реку, ниже по течению которой расположен промысел рыбаков, зависящих от дневного улова. Чем больше стоков сбрасывают в реку завод, тем меньше рыбы остается в реке. Однако у фирмы нет стимула учитывать внешние издержки, которые она налагает на рыбаков, принимая собственные производственные решения. Более того, отсутствует рынок, на котором цена стали могла бы вобрать в себя эти внешние издержки.

Положительные внешние эффекты являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц.

Фактически они означают не выявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара. Поскольку получающие внешние эффекты выгоды третьи лица не сделок с данным товаром, их выгоды не учитываются при заключении таких сделок, а устанавливающиеся равновесные цена и количество отличаются от тех величин, которые были получены при таком учете. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизводство (недостаточный выпуск) и недооценка (занижение цены) данной продукции. Это ведет к использованию ресурсов в производстве данного продукта в недостаточном количестве и, следовательно, неэффективному размещению благ в экономике. Например, когда владелец перекрашивает свой дом и окружает его замечательным садом. Все соседи получают выгоду от этой деятельности, даже если при решении землевладельца о ремонте и садовом ландшафте эти выгоды, возможно, не учитывались.

Таким образом, как перепроизводство благ с негативными внешними издержками, так и недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики.

3) Общественные блага.

Существует определенная категория товаров, которые не производятся, а если и производятся, то в недостаточном количестве. Общественные блага обладают двумя характеристиками они неконкурентные и неисключительны.

Пример, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключительность общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.

Тот факт, что частные рынки не способны обеспечить достаточное количество общественных товаров, и служит основным мотивом экономической деятельности государства.

4) Неполнота информации

Если потребители не обладают точной информацией о рыночных ценах или качестве товара, рыночная система не может функционировать эффективно. Нехватка информации может побудить производителей выпускать некоторые товары в избытке, а остальные в избыточном количестве. Может быть и так, что некоторые потребители не покупают товар, хотя они получили бы выгоду, приобретя его, в то время как другие покупают продукцию, которая вводит их в убыток. Например, купив таблетки, гарантирующие потерю веса, покупатель может обнаружить, что они не имеет никакой медицинской ценности. Наконец, из-за недостатка информации на некоторых рынках иногда прекращается всякое развитие. К примеру, из продажи исчезают определенные виды страховки, поскольку у продавцов страховых полисов недостаточно информации о том, как потребители относятся к риску.

Каждая из этих информационных систем может привести к неэффективности конкурентного рынка.

5) Социальная дифференциация, неравенство.

Естественное явление на рынке - банкротство, разорение, колебание заработной платы, ее невыплаты. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Если рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

Наши рекомендации