Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ
Региональная безопасность и экономическая безопасность страны
Адаптационные аспекты повышения устойчивости и безопасности экономики регионов страны
Стратегические аспекты современной пространственной интеграции страны
1. Обеспечение субнациональных интересов страны связано, прежде всего, с возможностями государства адекватно реагировать на процессы регионального развития в условиях дестабилизирующего воздействия негативных социально-экономических, техногенных, информационных, политических и других факторов при целенаправленном реагировании на ликвидацию угроз и опасностей национальным интересам страны в регионах.
Региональный аспект национальной безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически речь идет о реализации субнациональных интересов страны в отдельных субъектах Федерации, учитывая, что региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность как определенного региона, так и страны в целом.
Практически эффективная государственная региональная политика в современныхусловиях - основа и гарантированный проводник позитивного влияния государства на регионы для обеспечения национальных интересов в области экономики.
В условиях усиливающейся глобализации в экономических отношениях взаимопроникновение форм и условий существования людей в разных регионах
отражается в стремлении социально-экономической системы придать своей среде и ее отдельным составляющим (в данном случае - регионам) характер социально - технологической однородности и уравновешенности, что практически является защитной реакцией общества и содержит в себе функции жизнеобеспечения, устойчивости и безопасности.
Критерий уравновешенности - уровень социально-экономического развития регионов, разрывы в котором не позволяют достичь оптимального обеспечения
национальных интересов страны и обусловливают возможность обострения угроз безопасности развития общества и экономики. Стабильность и устойчивость региональных экономических систем обеспечивается при обязательном сокращении государственного воздействия из центра и развитии способности экономики регионов к саморазвитию и социально-экономическому прогрессу.
Анализируя субнациональные аспекты обеспечения безопасности в области экономики, необходимо обратиться к категории «надежность» в аспекте обеспечения национальных интересов в экономике регионов страны. Только при системном соответствии всех (или большинства) регионов страны критериям цивилизованного экономического развития можно будет говорить о надежности обеспечения национальной безопасности в сфере экономики. Общеизвестно, что рынок приводит к асимптоматическому равновесию в течение более или менее длительного времени, причем общее равновесное состояние экономической динамики обеспечивается только с поддержкой системы государственного регулирования в общенациональных интересах. В региональном сегменте экономики страны достижение равновесия с использованием преимущественно рыночных механизмов, очевидно, - длительно решаемая и сложная проблема, не говоря уже о таких аспектах развития, как обеспечение экономической безопасности регионов, особенно депрессивных, задержка с ассимиляцией которых в цивилизованное рыночное пространство страны таит в себе угрозу нарушения нормальной жизнедеятельности России при сохранении диспаритетов в развитии отдельных регионов.
Процесс реформирования страны продолжается, и один из ключевых моментов
его - поиск новых форм взаимодействия в схеме «центр - регионы», определение тенденций и перспектив регионализации, особенно в экономической сфере. Проблема регионализации,по большому счету, - это обеспечение целостности экономического пространства России.Основные причины неэффективности реформ, как правило, фокусируются на региональном уровне, и поэтому необходим анализ важнейших из них с учетом проблем, возникающих в ходе развития новых экономических отношений. Все возникающие в ходе экономической реформы проблемы требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне в качестве взаимосвязанных,
формирующих новую систему.
Одна из основных причин неудовлетворительных темпов и результатов реформы - недоучет роли субъектов Федерации и становления рыночной экономики.
В настоящее время у регионов нет достаточных прав и возможностей для активного участия в проводимых реформах для развития рыночной инфраструктуры.
В результате их роль при переходе к рынку иногда пассивна, а в ряде случаев и негативна. Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить такие наиболее важные:
• отсутствие стратегической концепции реформ в региональном сегменте экономики;
• разрыв традиционных хозяйственных связей, замедленный процесс становления связей рыночного типа между Федерацией и регионами, между экономическими субъектами, самими регионами, между регионами и экономическими субъектами;
• отсутствие организационного и экономического механизмов взаимодействия всех элементов хозяйственного механизма по горизонтали и вертикали, приводящее к торможению реформ во многих регионах; отсутствие механизма
реализации и контроля за реализацией законодательных и правительственных актов, создающих правовую основу для перехода к рынку;
• различная степень готовности субъектов Федерации к реформам, приводящая
к возникновению уродливых форм суверенизации и национального самоопределения, что, в свою очередь, дестабилизирует экономическую и политическую обстановку;
• недоучет региональных особенностей и готовности различных административно- территориальных образований к проведению всего комплекса реформенных мероприятий.
Негативные тенденции в развитии экономики страны, связанные как с наследством, доставшимся от административно-командной системы, так и со сложностями реформационного процесса экономики, привели к возникновению
ряда общих и институциональных деформаций в развитии экономики, проявившихся в различного рода диспропорциях, ограничениях развития, дезинтеграционных процессах, критическое обострение которых трансформировалось в угрозы национальным интересам страны в области экономики.
2.Реалии современного экономического развития связаны с адаптационными процессами во всех сегментах и сферах социально-экономического взаимодействия.
Дилемма «концентрация ресурсов или повышение их адаптационного потенциала» разрешается в пользу последнего, учитывая особенности перспектив общемирового развития рынка и общества. Однако реально это может воплощаться только при определенных условиях: при достаточно разнообразных, гибких механизмах регулирования движения ресурсов и, естественно, их необходимом объеме (в плане намечаемых к реализации проектов).
Практически речь идет о преодолении финансовых ограничений в обеспечении отдельных экономических субъектов динамичным и эффективным капиталом (прежде всего это касается процентной политики банков и активности государства в регулировании движения капиталов).
Проблема финансовых ограничений в региональном аспекте стоит особенно остро не только в стратегически отдаленной перспективе. Наличие финансовых
ограничений, естественно, сужает возможности адаптивного развития основных элементов воспроизводственного процесса. Именно в этой сфере проявляется ключевое противоречие реформационного процесса: между необходимостью государственной поддержки адаптивного развития и необходимостью ограничивающего влияния этой поддержки на адаптационные процессы.
Очевидно, это общее противоречие, присущее рыночной экономике, но в России оно проявляется как одно из ключевых, учитывая «значительность» государственного воздействия и «неразвитость» формирующихся рыночных институтов.
Государство формирует приоритеты развития в рамках траектории, не всегда совпадающей с конъюнктурно-рыночными потребностями отдельных фирм и компаний, экономическая политика которых склоняется в большей мере к адаптивной схеме действий.
Государство, делая в настоящих условиях основную ставку на повышение эффективности и создание схем, ориентированных на обеспечение текущих ресурсов поддержки воспроизводственного процесса (что достаточно оправданно), автоматически усугубляет положение с поддержкой уже созданного ранее производственного аппарата, а также более активным долгосрочным инвестированием развития реального сектора экономики. Естественно, государственное воздействие обусловливает ограничения на спонтанную активизацию адаптивных механизмов.
Повышение эффективности управления региональными финансово-товарными потокамипозволяет, во-первых, обеспечить целенаправленную поддержку центром процессов жизнеобеспечения регионов и реализации ими политики экономического подъема, во-вторых, эффективнее использовать ресурсы, имеющиеся в распоряжении регионов.
Эффективность управления финансово-товарными потоками должна оцениваться по критериям распределения ресурсов между экономическими субъектами региона в соответствии со следующими приоритетами направления
ресурсов: рентабельность, социальный эффект, бюджетная эффективность для субъекта Федерации, сопутствующие эффекты.
Ограничения развития производства могут трансформироваться в угрозы реальному сектору регионов. Анализ возможных угроз безопасности регионов должен на первом этапе касаться ограничений развития российской промышленности, препятствующих ее активному росту. К общим ограничениям относятся: ресурсные; инфраструктурные; ценовые; связанные с состоянием производственного аппарата; внешнеэкономические; инновационно-технологического порядка; связанные с институциональным развитием.
Проблеме ограничений развития производства в отечественных экономических
исследованиях уделяют недостаточно внимания, учитывая базисный характер этой проблемы, лежащий в основе наших стратегических целеустремлений и выработавшихся мер по их достижению. Систематизация ограничений требует серьезной аналитической проработки каждого из них, учитывая структурно-функциональную сложность их влияния на активизацию экономического подъема.
Ограничения развития экономики влияют на появление диспропорций институционального характера, угрожающих национальным интересам в этой области. К системным ограничениям можно отнести возможный дефицит или чрезмерную дороговизну природных ресурсов, являющихся источниками сырья и энергии для фирм и предприятий, а также географические и климатические особенности функционирования российской экономики.
К современным угрозам и вызовам необходимо отнести прежде всего неравные
условия развития и конкуренции отдельных регионов России. Неравные условия конкуренции во многом обусловливаются стремлением региональных органов власти решить социальные проблемы, а также коррупцией.
Региональные и муниципальные органы власти часто применяют средства влияния на компании в виде противопожарных, санитарных, экологических и других проверок, контрольных санкций. Неравенство условий конкуренции в отдельных отраслях оказывает отрицательное влияние не только на отдельные компании, но и на регионы. Негативные факторы, формирующие рост в отдельных секторах экономики, замедляют развитие остальных отраслей, способствуя макро- и мезоэкономической нестабильности.
Макроэкономическая нестабильность и, как следствие, мезоэкономическая (региональная) нестабршьность вызваны негативами бюджетного регулирования государство тратит больше, чем собирает, что и обусловливает неравные условия конкуренции. Государство продолжает в скрытой форме субсидировать неэффективные предприятия в отраслях (тяжелая промышленность, радиоэлектроника и др.). Поступление налогов от непродуктивных фирм остается низким в силу их «особых» отношений с региональными властями.
Кроме основных причин нестабильности, обусловливающих неравенство конкуренции, можно выделить и второстепенные причины(в меньшей степени сдерживающие экономический подъем и несущие угрозы развитию регионов):
• проблемы в области корпоративного управления (борьба за передел собственности);
• ограничения мобильности рабочей силы, приводящие к обострению социальной
напряженности в населенных пунктах с градообразующими предприятиями;
• недоверие к финансовым институтам;
• неразвитость транспортной инфраструктуры;
• коррупция региональных органов власти.
Практически региональные аспекты усиления неравных условий конкуренции
лежат в основе обострения многих угроз безопасности экономики регионов
и оказывают значительное влияние на общефедеральные тенденции
обеспечения национальных интересов в области экономики.
Основными объективными факторами, оказывающими влияние на социально-
экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:
• экономико-географическое положение;
• природно-климатические условия;
• природно-ресурсный потенциал;
• демографический потенциал и структуру населения;
• структуру и специализацию хозяйства;
• финансовую обеспеченность;
• обеспеченность высокопрофессиональными кадрами в сфере регионального
менеджмента, особенно в финансово-банковской сфере;
• тип (уровень) социально-экономического развития региона.
Каждый регион должен обладать собственной целостной и законченной системой жизнеспособности,в частности, возможностью постановки самостоятельной цели развития, относительной обособленностью управления, наличием автономных систем ресурсонакопления и ресурсопотребления.
Нельзя соотносить понятие «безопасность региона» с отдельными сторонами его жизнедеятельности. Более точна оценка опасностей и угроз, воздействующих на составные части или отдельные функции региона (как субъекта отношений), или степени его защищенности от негативного внешнего воздействия (информации, вывоза продовольствия и т.д.), недостатка ресурсов
или других угроз.
Обеспечение безопасности экономики региона призвано расширять его созидательные возможности и предотвращать обострение кризисных ситуаций.
Кризисные ситуации могут возникнуть в различных сферах экономики
регионов России. В настоящее время к важнейшим из них можно отнести
следующие:
• изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения,
ухудшению генофонда страны и ее регионов;
• превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при
размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;
• падение производства более чем на 50-60% в отраслях специализации
региона;
• рост безработицы, превышающий 15% численности экономически активного
населения;
• изменение профиля региона, приводящее, например, к массовой переквалификации
кадров региона в ходе реформы;
• появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных
рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности,
которая может перерасти в конфликты общероссийского масштаба;
• чрезмерно высокая степень зависимости промышленного комплекса региона
(примерно на 60%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
• диспропорции эксплуатации природных ресурсов региона отечественными
и иностранными частными фирмами (отставание создания объектов инфраструктуры,
ухудшение экологии);
• низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию
в регионе и усложняющая взаимоотношения с федеральными органами
власти (например, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
• низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая
возможности дальнейшего развития и приводящая к росту напряженности.
3. В настоящее время можно констатировать наличие ряда положительных тенденций в стабилизации региональных отношений. Прежде всего нужно отметить, что выработалась достаточно четкая в правовом и политическом плане система распределения полномочий между центром и субъектами Федерации, хотя ряд проблем и остается нерешенными. Ситуация складывается таким образом, что руководители практически всех субъектов Федерации стоят в настоящее время перед выбором своей экономической стратегии, причем этот выбор требует учета ситуации в экономике, несущей угрозы социально-экономической стабильности и безопасности.
Ключевой «элемент» выбора - разрешение перераспределенческих конфликтов
в использовании ресурсов и собственности, в определении приоритетов поддержки местных производителей, в смягчении напряженности в результате
радикальных реформационных мер.
Развязывание тугого узла региональных проблем возможно лишь не только при учете вышеназванных моментов, но и при наличии сбалансированной и обоснованной линии поведения, эффективной социально-экономической стратегии, оптимально учитывающей условия и потребности экономики и населения региона.
Проблемы, которые решают регионы России, субъекты Федерации, многоаспектны, различны, многоплановы, однако у них есть и много общего, что прежде всего связано с выработкой эффективной стратегии социально-экономического развития и обеспечением национальных интересов в сфере региональной экономики.
Практика показывает, что не всякая модель федерализации социально- экономических отношений способна обеспечить построение стабильного и свободного от авторитарных тенденций общества. Этого можно добиться только в случае, если модель будет отвечать одновременно интересам федеративного государства в целом и составляющих его субъектов. Однако настоящий этап в области формирования системы новых федеративных отношений пока нельзя оценить положительно. Во многом это связано с тем, что ориентация на создание основ федеративного государства была подменена борьбой за перераспределение полномочий между органами власти в схеме «центр - регионы». Эта борьба, повысив степень недоверия к центральной власти, одновременно не только понизила уровень управляемости экономикой, но, главное, превратила неурегулированность федеративных отношений в один
из тормозов рыночных преобразований.
Такое положение вещей требует качественного пересмотра стратегии и тактики реформ прежде всего в направлении их нацеленности на формирование социально-экономических и политических основ реальной Федерации и обеспечение национальных интересов в сфере региональных отношений.
Очевидно, что предпочтительная форма - современное цивилизованное федеративное государство. Однако само по себе оно не образуется, федерацию
нужно выращивать медленно и спокойно, создавая для этого необходимые условия, реализуя принцип доверия и уважения к нациям и народам, населяющим Россию. При этом не следует забывать старые истины: во-первых, любая власть должна принимать только те решения, которые может оплатить,
экономически обеспечить; во-вторых, не сосредоточивать в центре те функции,
которые может более эффективно выполнить любой субъект Федерации;
в-третьих, распределение полномочий в схеме «центр - регионы» должно базироваться на доверии, причем экономическом, политическом и социальном.
В настоящее время активно возникают разного рода «региональные идеи» особого пути реформ, смягчения их социальных последствий. И это естественно, однако во многих случаях подобные тенденции обусловливают задержку реформ, что углубляет экономическую депрессию и дезинтеграцию.
Каждый регион занимает свое место в объективно обусловленной и достаточно
устойчивой системе факторов регионального развития - от узконаправленного экономико-географического положения до интегрального типа (уровня) социально-экономического развития. Каждый регион сочетает в себе как позитивные, так и негативные с точки зрения адаптации к новым условиям черты, оценка которых к тому же может меняться в зависимости от развития общей ситуации в стране.