Международный валютный фонд — МВФ
Дата создания: 1944 г.
Количество членов: 182 государств
Основные функции:
• надзор за валютными курсами и макроэкономической политикой стран-членов и развитием международной экономики в целом;
• предоставление временной финансовой помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов в результате несбалансированности платежного баланса;
• предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.
Структура:
• Совет управляющих — высший орган МВФ и Мирового банка в составе управляющих от каждой страны-члена (обычно председатель центрального банка или министр финансов), собирающийся ежегодно осенью. В компетенции Совета управляющих находятся принятие новых членов, определение их квот, распределение СДР, а также все основные политические вопросы, стоящие перед МВФ.
• Временный комитет — созданный Советом управляющих в 1974 г. орган на уровне министров стран-членов, который заседает дважды в год, весной и осенью, и определяет текущие задачи МВФ. Во Временном комитете представлены 24 страны на уровне министров финансов или председателей ЦБ.
• Исполнительный совет — 24 директора, пять из которых назначены (США, Япония, ФРГ, Англия, Франция), три избраны одной страной, которую они представляют (Россия, Китай, Саудовская Аравия), а остальные избираются от групп стран, близких по своим социально-экономическим условиям. Исполнительный совет заседает три раза в неделю и руководит текущей деятельностью МВФ, включая выделение кредитов странам-членам.
• Руководство — директор-распорядитель и три заместителя директора, один из которых "первый среди равных". Директором-распорядителем МВФ традиционно назначается гражданин Европы ( Доминик Стросс Канн), его первым заместителем — гражданин США.
Штаб-квартира Нью-Йорк, США.
МВФ устроен по образцу акционерного общества, поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определится долей в капитале МВФ.
Решение в исполнительном совете принимается простым или квалификационным количеством голосов. Количество голосов зависит от квоты страны, размер от квоты страны, размер квот устанавливается на основании таких показателей: Размер ВВП, объем золотовалютных резервов и экспортных поступлений. Пересмотр квот происходит через каждые 5 лет. Во второй половине 2010г. совет директоров МФВ принял решение об постепенном увеличении количества голосов в пользу развивающихся стран. В настоящее время количество голосов распределено так: США – 17,4%,Китай 6,4% Япония 6,46%, ФРГ 5,59 %, Франция и Англия – 4,23%, Саудовская Аравия – 3,5%, Италия – 3,2%, Канада – 2,98%, Россия – 2,95%, Украина 0,422%. Для принятия решений необходимо 85% голосов, не менее 60% стран-участниц.
Основой финансовых ресурсов МВФ являются квоты стран-членов, которые представляют собой их взнос в уставный капитал при вступлении в организацию. Причем 25% квоты вносится в свободно используемой валюте, а остальные — в национальной валюте. Квота страны зависит от ее доли в мировом производстве, резервах и расчетах.
Международный валютный фонд, который был создан в первые послевоенные годы и задумывался изначально как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, постепенно трансформировался в наиболее влиятельную международную организацию, регулирующую международную макроэкономику. В целях достижения главной цели — стабильности в международной экономике — в настоящее время МВФ выполняет три основные функции: надзор, финансовую помощь и техническое содействие.
Надзор — функция МВФ, предусматривающая его право в соответствии со статьей IV его Статей соглашения осуществлять жесткое наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению. Надзор за экономической политикой осуществляется МВФ в трех основных формах:
Двусторонние консультации со странами-членами в рамках статьи IV Статей соглашения об МВФ, главная форма надзора за экономической политикой, в рамках которой миссии МВФ ежегодно посещают страны-члены и проводят переговоры с министерством финансов, центральным банком, министерством экономики и другими экономическими ведомствами о развитии национальной экономики. По результатам таких консультаций миссия МВФ вырабатывает свое независимое от правительства мнение о состоянии экономики, подготавливает доклад для рассмотрения на Совете директоров МВФ, в который обязательно включает рекомендации о том, что правительство может сделать, чтобы улучшить состояние экономики. Совет директоров рассматривает доклад миссии, выслушивает мнение правительства, которое представлено в нем одним из директоров, и большинством голосов от лица международного сообщества выносит свои рекомендации правительству. Правительство вольно соглашаться или не соглашаться с ними, однако обычно эти рекомендации воспринимаются очень серьезно.
Многосторонний надзор — осуществляемый Советом директоров дважды в год анализ международной экономики на основе специально публикуемого доклада "Мировой экономический обзор". Задача многостороннего надзора заключается в том, чтобы вписать развитие экономики отдельных стран в контекст ситуации в экономике мира в целом. Такие процессы, как изменение мировых цен на нефть и другие ключевые товары, международные валютные и финансовые рынки, спекулятивное движение краткосрочного капитала, интеграционные процессы, и многие другие не поддаются объяснению только с точки зрения национальных, пусть и больших, экономик. Наиболее важной частью многостороннего надзора является прогноз мировой экономической ситуации на 2-3 года вперед. Этот прогноз включает прогноз темпов роста реального ВВП, инфляции, бюджетных дефицитов, баланса счета текущих операций платежного баланса, размеров внешнего долга, условий торговли, международных резервов.
Углубленный надзор — механизм надзора за экономической политикой стран — членов МВФ, осуществляемый по запросу правительства со стороны МВФ с целью гарантировать устойчивое экономическое развитие для исправления макроэкономических дисбалансов. Углубленный надзор был создан в 1985 г. после того, как страны-кредиторы потребовали от развивающихся стран-должников принятия решительных мер по выплате внешних долгов. Условием переноса сроков платежей как правительствами, так и коммерческими банками стало введение углубленного надзора МВФ за выполнением планов структурной корректировки. В последующем углубленный надзор, состоящий преимущественно в ежеквартальном анализе экономики страны МВФ и рассмотрении результатов этого анализа на заседании Совета директоров, стал использоваться и другими странами как способ придания большего международного веса правительственным планам экономических реформ.
Финансовая помощь — использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей.
МВФ оказывает финансовую помощь странам-членам за счет финансовых ресурсов, которыми он располагает. Эти ресурсы состоят из собственных ресурсов — взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой и дохода, полученного в результате того, что МВФ взимает проценты за пользование его ресурсами, а также заемных ресурсов — кредитных линий, открытых для МВФ в рамках Генерального соглашения о займах 1962 г. и Нового соглашения о займах 1996 г., и прочих кредитных линий от правительств и центральных банков его членов. Финансовая помощь не имеет формы кредитов. Она является обменом национальной валюты на соответствующую сумму иностранной валюты. Когда страна берет кредит МВФ, она осуществляет покупку иностранной валюты за национальную; когда она выплачивает кредит, страна осуществляет обратную покупку национальной валюты за иностранную.
Кредиты МВФ выдаются долями, или траншами. Первым кредитным траншем в размере не более 25% квоты страны в МВФ страна должна просто ясно продемонстрировать намерение преодолеть трудности с платежным балансом. Последующие кредитные транши могут быть получены страной только в случае выполнения критериев, установленных в рамках программ экономических реформ, согласованных между правительством и МВФ
Обусловленность финансирования — экономическая политика, которую страна-член обязуется осуществлять, с тем чтобы иметь доступ к финансированию со стороны МВФ. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом. Обе стороны свободны в принятии решений: если правительство не согласно с условиями МВФ, оно вольно не использовать его финансовые ресурсы; если МВФ не согласен с условиями правительства, он свободен не предоставлять свои ресурсы в его распоряжение. Поэтому обусловленность финансирования обычно является результатом кропотливой работы экспертов, многочисленных двусторонних переговоров, которые приводят к взаимоприемлемому компромиссу.. Критерии выполнения программы — набор количественных индикаторов, обычно в форме объема дефицита государственного бюджета, размеров внутреннего кредита, объемов международных резервов, которые устанавливаются для каждого квартала или полугодия выполнения программы и исполнение которых обеспечивает поддержание доступа к финансовым ресурсам МВФ;
Финансовые ресурсы МВФ предоставляются его членам в рамках трех групп финансовых "окон", которые называются "финансовыми возможностями": регулярных, концессионных и специальных.
Регулярное финансирование включает финансирование в рамках резервных соглашений, предоставляемое МВФ на срок 12-18 месяцев для исправления краткосрочных макроэкономических дисбалансов, и продленных соглашений с Фондом, предоставляемых на срок до трех лет и направленных на поддержку структурных реформ. Кредиты предоставляются под рыночный процент и подлежат выплате в срок от четырех до 10 лет.
Концессионное финансирование предусматривает предоставление займов 81 наименее развитой стране, имеющей доход меньше 825 долл. на душу населения, на льготных условиях — под 0,5% годовых с выплатой через 10 лет и пятилетним льготным периодом.
Специальное финансирование предусматривает предоставление финансовых средств МВФ либо отдельной группе его членов, либо в связи с определенными обстоятельствами. Например, в 1993-1995 гг. МВФ открыл специальное финансовое окно для финансирования стран с переходной экономикой в рамках кредитов системной трансформации. С 1988 г. существует возможность получения кредитов МВФ в случае стихийных бедствий, резкого падения доходов от экспорта или роста цен на импортное зерно. В МВФ не используется понятие кредита, поскольку все операции являются операциями покупки иностранной валюты и ее последующего выкупа. Только концессионное финансирование называется займами, поскольку ресурсы для них черпаются не из квоты МВФ, а из специально созданного за счет взносов развитых стран целевого финансового пула.
Размер финансового содействия определяется на основе квоты страны в капитале МВФ. Например, страна может з5анять в рамках регулярного финансирования до 300% своей квоты, в рамках концессионного — до 50, в рамках чрезвычайного финансирования — до 30% квоты.
Техническая помощь — содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров.
Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов. Институт МВФ, Совместный институт, созданный МВФ, Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития, ЕС и ОЭСР в Вене осуществляют повышение квалификации сотрудников среднего звена с уровня заместителя начальника отдела и выше государственных органов стран-членов.
Специфической функцией МВФ, возложенной на него международным сообществом, является пополнение международных резервов с помощью выпуска СДР.
Специальные права заимствования — СДР (Special Drawing Rights — SDR) — международный резервный актив, созданный МВФ в 1969 г. и периодически распределяемый между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ.
В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функцию международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой, расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями, валюты фиксации валютного курса некоторыми странами, деноминатора ряда частных финансовых инструментов. Курс СДР к доллару рассчитывается ежедневно на основе «корзины» валют ( соотношении средневзвешенных курсов): доллара, иены, евро, швейцарского франка. Курс СДР и доллара составляют 1: 1,7
СДР может использоваться для покупки любой другой валюты путем оплаты ее на СДР, в соглашениях типа своп, в форвардных операциях, для предоставления кредитов, для оплаты внешних финансовых обязательств, для предоставления грантов.