Кольбертизм во Франции
Классическим примером экономического национализма была Франция Людовика XIV. Людовику принадлежала верховная власть, но реальная ответственность за разработку экономической политики и ее осуществление лежала на его первом министре, Жане Батисте Кольбере, занимавшем эту должность более 20 лет (1661 — 1683 гг.). Влияние Кольбера было таково, что во французском языке появился термин кольбертизм, более или менее синонимичный термину «меркантилизм», употребляемому в дру-
гих языках. Кольбер пытался систематизировать и рационализировать аппарат государственного контроля над экономикой, который он унаследовал от своих предшественников, но ему так и не удалось добиться полного успеха в достижении этой цели (что, возможно, не очень его расстроило). Главной причиной этой неудачи была невозможность получить государственные доходы, достаточные для финансирования войн Людовика XIV и колоссальных расходов его двора. Это, в свою очередь, отчасти было обусловлено несовершенством системы налогообложения (если ее вообще можно было назвать системой), которую Кольбер так и не смог реформировать.
Средневековая теория королевской власти предполагала, что король должен черпать ресурсы из доходов королевского домена, хотя его подданные, действующие через представительные ассамблеи, могли предоставить ему права на экстраординарные доходы от налогов, вводимых в чрезвычайных ситуациях, например, в случае войны. Фактически к концу Столетней войны ряд таких «экстраординарных» налогов стал постоянной частью королевских доходов. Более того, к концу XV в. король получил полномочия повышать старые налоги и вводить новые путем издания декретов без согласования с представительными ассамблеями. К концу XVI в. в результате повышения налогов, инфляции и реального роста экономики королевские налоговые доходы увеличились в 7 раз за столетие и в 10 раз с окончания Столетней войны в 1453 г. Но даже этот фискальный бум не был достаточным для покрытия расходов, связанных с Итальянскими войнами — длинной чередой войн между Валуа и Габсбургами, которые продолжались в первой и второй трети XVI в., — а также с гражданскими и религиозными войнами, которые последовали за ними. В результате короли должны были прибегать к другим методам пополнения казны, таким как займы и продажа должностей.
Французские короли делали займы и в период Средневековья, особенно в годы Столетней войны, но только со времени правления Франциска I (1515—1547 гг.) королевский долг стал постоянной чертой фискальной системы. С этого времени долг устойчиво рос, за исключением тех периодов, когда корона произвольно приостанавливала выплату процентов и списывала часть общего долга. В результате таких частичных банкротств монархам становилось все труднее делать займы; но без займов они обойтись не могли и вынуждены были соглашаться на все более высокие процентные ставки. Кроме привлечения займов, корона увеличивала свой доход путем продажи официальных должностей (юридических, фискальных, административных). Продажа должностей была известна и в других странах, но во Франции она стала обычной практикой. Некоторые авторы утверждают, что это приносило французской короне до одной трети ее доходов. Возможно, это преувеличение, но можно с уверенностью сказать, что на протяжении многих лет продажа должностей давала до 10—15%
доходов. Эта практика позволяла решать текущие финансовые проблемы, но в долгосрочном периоде ее эффект был, безусловно, отрицательным. Она создала огромное количество новых должностей, которые не были связаны с выполнением каких-либо функций, или же эти функции противоречили интересам основной массы населения, что возлагало дополнительную нагрузку на государственный бюджет и, следовательно, на налогоплательщиков (в некоторых случаях двое или более человек назначались на одну и ту же должность). Эта практика привела к тому, что на официальные должности назначались люди некомпетентные или даже прямо заинтересованные в манкировании своими обязанностями, что способствовало росту неэффективности и коррупции. Она позволила богатым людям незнатного происхождения получить «дворянство мантии»; при этом часть их активов изымалась из производительной сферы на нужды государства, а будущие доходы освобождались от налогообложения.
Несмотря на увеличение количества должностей и должностных лиц, короне приходилось полагаться в деле сбора большей части налогов на действия частных лиц, т.е. на институт откупщиков. Эти люди, обычно богатые финансисты, заключали контракт с государством, по которому они платили большую сумму единовременно в обмен на право сбора некоторых налогов, включая aides (акцизы, налагавшиеся на широкий круг товаров) и ненавистную gabelle (первоначально акцизный сбор на соль, который затем стал фиксированным налогом, безотносительно к количеству купленной или потребленной соли), и особенно многочисленных пошлин и сборов, которые взимались с транзитных товаров как внутри страны, так и на ее границах. Кольбер хотел реформировать эту систему, в частности путем уничтожения внутренних таможен, но потребность короны в доходах была слишком велика, и он не смог реализовать этот план. Во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения и учения физиократов, некоторые из последователей Кольбера, особенно экономист Жак Тюрго, пытались на деле осуществить реформу налоговой системы и обеспечить свободу внутренней торговли, но оппозиция, включавшая чиновников, откупщиков и аристократию, воспрепятствовала этим намерениям (в частности, Тюрго под ее давлением был вынужден покинуть свой пост). В конце концов именно неспособность существовавшей фискальной системы обеспечить достаточные государственные доходы привела к созыву Генеральных Штатов в 1789 г., т.е. к началу конца Старого режима.
Кроме этих попыток реформировать фискальную систему и повысить доходы казны, Кольбер (равно как и его предшественники и преемники) пытался повысить эффективность и производительность французской экономики, используя для этого те же способы, какими сержант пытается повлиять на своих солдат. Они издали огромное количество распоряжений и декретов относительно технических характеристик производимой продукции и
поведения купцов. Они способствовали увеличению числа цехов, декларируя цель улучшения контроля за качеством продукции, даже когда истинной целью было повышение доходов. Они давали субсидии королевским мануфактурам, manufactures royales, преследуя двоякую цель — снабжать монархов предметами роско-Ши и создать новые производства. Для обеспечения «благоприятного» торгового баланса они создали систему торговых запретов и высоких протекционистских пошлин.
После завершения Столетней войны французские короли начали предпринимать попытки централизации своей власти над страной, а вместе с ней — и контроля над экономикой. Людовик XI (1461 — 1483 гг.) запретил французским купцам посещать ярмарки Женевы и в то же время предоставил привилегии ярмарке в Лионе, чем, по-видимому, способствовал росту ее роли. Он также распространил королевский контроль на городские цехи, но это было сделано в основном для увеличения доходов. Одним из результатов Итальянских войн был рост спроса аристократии на предметы роскоши, с которыми король и его окружение столкнулись в Италии. Франциск I и его наследники нанимали итальянских ремесленников и учредили привилегированные королевские мануфактуры для производства шелка, гобеленов, фарфора, изделий из стекла и т.д. Это оказало большое влияние на культурное и художественное развитие в течение последующих столетий, но, за исключением появления шелковой промышленности, их непосредственный экономический эффект был незначительным. Религиозные гражданские войны 1562 — 1598 гг. принесли многочисленные разрушения и сделали невозможным проведение последовательной экономической политики.
Человеком, который даже в большей степени, чем Кольбер, заслуживает имени основателя французской традиции этатизма в экономической сфере, был герцог де Сюлли, первый министр Генриха IV (1589 — 1610 гг.). Сюлли рассматривают в основном как энергичного и влиятельного администратора, увеличившего доходы и снизившего расходы, но его противоречивое наследие лучше всего выражается двумя мерами (которые обычно приписывают самому королю), предпринятыми в 1598 г., вскоре после того, как Генрих IV окончательно сосредоточил в своих руках королевскую власть. С одной стороны, Нантским эдиктом Генрих объявил ограниченную терпимость по отношению к протестантам (Сюлли был одним из главных советников, которые уговаривали Генриха обратиться в католицизм, чтобы укрепить свое положение на троне, однако сам Сюлли оставался протестантом). С другой стороны, он росчерком пера списал королевские долги и проценты по ним, что являлось фактической декларацией частичного банкротства. Хотя Сюлли и был сторонником абсолютизма, как финансист он выступал против субсидирования королевских мануфактур, однако Генрих IV создавал эти мануфактуры одну за Другой. Из 48 мануфактур, существовавших в год его смерти
(1610 г.), 40 были учреждены после 1603 г. Наиболее характерным из достижений Сюлли был его успех в повышении доходов от королевских монополий на производство селитры, пороха, военного снаряжения и особенно соли. Эти монополии существовали на бумаге многие десятилетия, но за их поддержанием следили слабо. Сюлли решительно взялся за их восстановление, и в результате, например, доход от gabelle за период его пребывания в должности почти удвоился.
Ришелье и Мазарини, преемники Сюлли на посту первого министра при Людовике XIII и в начале правления Людовика XIV, не проявляли ни большого интереса, ни больших способностей в финансовых и экономических делах. Имея главной целью (после поддержания своих собственных позиций) усиление позиций Франции на международной арене, своей деятельностью они вернули государственные финансы в то же плачевное состояние, которое существовало до Сюлли. В этих условиях главной задачей Кольбера было навести некоторое подобие порядка в государственных финансах, что он и сделал в характерной для себя манере, списав примерно треть долгов короны. Однако историческая слава Кольбера связана с его амбициозными, но безуспешными попытками регулировать экономику и управлять ею. Кольбер не был здесь изобретателем: почти все его действия имели исторические прецеденты. Что выделяет случай Кольбера, кроме сравнительно долгого пребывания у власти в качестве доверенного лица Людовика XIV, так это энергия, с которой он пытался осуществить свои идеи, и тот факт, что он много писал о них.
Одна из главных целей Кольбера заключалась в том, чтобы сделать Францию экономически самодостаточной. Для этого он ввел в 1664 г. всеобъемлющую систему протекционистских таможенных пошлин. Когда эта мера не принесла улучшения торгового баланса, в 1667 г. он ввел новые, фактически запретительные тарифы. Голландцы, на которых приходилась большая часть французской торговли, ответили аналогичными дискриминационными мерами. Эта торговая война внесла свой вклад в начало настоящей войны в 1672 г., но последняя закончилась ничем, и по мирному договору Франция обязалась восстановить тарифы 1664 г.
Меры Кольбера по промышленному регулированию были в меньшей степени связаны с задачей самообеспечения, но и не совсем ей чужды. Он издавал детальные инструкции, регулирующие каждый шаг в производстве сотен товаров. Сама по себе такая практика была не новой, но для обеспечения регулирования Кольбер учредил корпус инспекторов и судей, деятельность которых значительно увеличивала издержки производства. Как производители, так и потребители старались уклониться от этого регулирования и сопротивлялись ему, но в той мере, в которой обеспечивалось выполнение соответствующих мер, они также сдерживали технологический прогресс. Торговый ордонанс 1673 г., кодифици-
ровавший коммерческое право, имел гораздо более благоприятные последствия для экономики.
В качестве составной части своего великого замысла Кольбер также пытался создать заморскую империю. В первой половине XVII в. Франция уже основала форпосты в Канаде, Вест-Индии и Индии, но, будучи занята европейскими делами, не смогла оказать им большой поддержки. Кольбер ударился в другую крайность, снабжая колонии до мелочей детализированными патерналистскими распоряжениями. Он также создал монопольные акционерные компании для осуществления торговли с Ост- и Вест-Индией (а также аналогичные компании для торговли с Балтикой и Россией, Левантом и Африкой). Однако в отличие от голландской и английской моделей, которые явились плодом частной инициативы при определенной поддержке со стороны правительства, французские компании были фактически инструментами политики правительства, которое убеждало и принуждало частных лиц, включая членов королевской семьи и представителей дворянства, делать вложения в соответствующие компании. В течение нескольких лет все эти компании впали в коматозное состояние.
Кольбер, будучи правоверным католиком, тем не менее, поддерживал ограниченную терпимость к гугенотам, дарованную На-нтским эдиктом. После смерти Кольбера его слабый преемник одобрил намерение Людовика остановить протестантскую ересь, что нашло выражение в отмене Нантского эдикта в 1685 г. и последующем бегстве многих гугенотов в более толерантные страны. Эта мера, вместе с продолжением кольберовской политики удушающего патернализма и катастрофическими войнами Людовика XIV, ввергли Францию в серию экономических кризисов, из которых она не могла выйти вплоть до окончания войны за Испанское наследство.