Разделение и кооперация труда
Вместе с тем одним из наиболее продуктивных факторов повышения ОПТ является усовершенствование организации труда. На него не требуются большие затраты времени и средств, однако по эффективности оно способно превзойти все остальные факторы, вместе взятые. Более того, только гармоничная организация способна сформировать гармоничную экономику, создать условия для реализации всех высокопродуктивных действий. Именно данный фактор и является главным при реформировании всякой организации, любой хозяйственной системы. А всё остальное – его следствия.
Здесь не рассматриваются технологические факторы НОТ – специализация, внедрение рациональных приёмов и методов труда, поскольку они хорошо изучены. При таком подходе организация сводится к процессу оптимального структурирования производства, базирующегося на рациональном сочетании двух диалектически противоположных факторов, а именно на разделении и кооперации труда. Не вдаваясь в детальное описание данных феноменов, отметим лишь те их качества, которые представляют наибольший интерес для настоящего анализа.
В процессе эволюции было замечено, что профессиональное разделение труда в пространстве и во времени существенно повышает его результативность. При нём лучше используются индивидуальные возможности работников, в большей мере растёт их квалификация, совершенствуются навыки труда, орудия производства, рациональнее расходуется рабочее время. Поэтому среди работников появляется все больше специалистов узкого профиля.
Под воздействием данного фактора формируются все структуры общественного хозяйства (см. рис. 1), отрасли разделяются на подотрасли, последние делятся на предприятия, те – на цеха и т.д. Причём чем сложнее и в большей степени специализировано производство, тем глубже в нём разделение труда. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» (К.Маркс и Ф.Энгельс). Разделение труда, таким образом, является одним из наиболее весомых факторов прогресса.
С другой стороны, разделение труда вызывает необходимость согласования, объединения отдельных работников и их групп в общем трудовом процессе, во взаимосвязанных производствах всех уровней, от рабочих мест отдельных исполнителей, образуемых ими бригад до предприятий, подотраслей и целых отраслей народного хозяйства. Объединение, установление взаимосвязей между разделёнными, специализированными исполнителями в процессе трудовой деятельности носит название кооперации труда, которое также является одним из важнейших механизмов организации производства.
В кооперации осуществляется переход количества труда в более высокое качество благодаря «...созданию новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила» (К. Маркс, Капитал). Кооперация сопровождается объединением результатов разделённого труда, вследствие чего его результативность растёт быстрее суммарных трудовых затрат. Именно оно позволяет разрешать глобальные проблемы: защищаться от врагов, строить каналы, плотины, дороги и другие сооружения, приносящие коллективную, общественную пользу. В самом деле, «Одному никогда не поднять рояля, а тем более – несгораемый шкаф» (В. Маяковский).
Рациональное сочетание разделения и кооперации формирует все без исключения структуры хозяйства. Так, трудящиеся объединяются в бригады, из них формируются цеха, последние составляют заводы, фабрики, отрасли хозяйства и т.д. С другой стороны, государство представляет собой кооперацию регионов, последние – интеграцию областей, районов и проч. То есть разделение и кооперация могут быть как производственными, так и территориальными, осуществляться как в пространстве, так и во времени.
Рис. 2. «Дерево организации» современного предприятия
В экономической литературе данную схему называют«иерархическим деревом организации». В случае завода она показана на рис. 2. Но подобная структура справедлива и для других типов организаций, в том числе для всего общества в целом. Причём в каждом отдельном случае она зависит как от объективных, так и от субъективных обстоятельств, определяется характером предприятий, уровня их развития, управления, производственными отношениями, характером собственности и др.
При этом нетрудно видеть, что в каждом звене, в любой ячейке производства и разделение, и кооперация труда присутствуют одновременно. Так, если рассматривать «дерево организации», показанное на рис. 2, сверху вниз, тогда наблюдается процесс разделения структур на ряд составляющих их звеньев. А если рассматривать его снизу вверх – тогда наблюдается процесс кооперации, объединения разделённых структур.
Вместе с тем отметим, что разделение и кооперация труда, как инструменты организации, являются взаимозависимыми. Так, характер разделения труда определяет целесообразный уровень его кооперации. И наоборот, кооперация позволяет углублять процессы разделения труда. То есть если работнику не нужно самому делать всё необходимое, это позволяет ему ещё больше специализироваться в своей профессии. Но при этом он больше заинтересован в кооперации с другими работниками и подразделениями. Таким образом, разделение труда ведёт к ещё большему объединению его в рамках различных профессиональных или территориальных подразделений. Более того, без кооперации с другими структурами разделение труда непродуктивно и не может иметь места.
С другой стороны, воздействие на человека указанных факторов неодинаково. Разделение труда способствует эгоизации работников, тому, что они ограничивают круг своих интересов проблемами личного свойства. В противоположность этому, при кооперации возникает приобщение работников к чему-то более масштабному, более весомому, чем они сами. И это возвеличивает человека, расширяет диапазон его интересов, включает в них окружающих людей, приводит к пониманию места его в иерархии коллектива, общества и всей Вселенной. Делает его и мудрее, и дальновиднее. Сочетание указанных факторов, таким образом, порождает всё многообразие человеческих особенностей, ведёт к диалектическому единству человечества, к врастанию друг в друга людей, коллективов и всего окружающего нас Мира.
Отсюда следует, что нет разделения труда без его кооперации, как нет кооперации без разделения образующих её структур. Каждое подразделение является продуктом разделения труда более крупного подразделения, а всякий разделённый труд объединён в какую-то структуру. И это не зависит от формы собственности, характера организации или от вида её деятельности.
Поэтому любое предприятие, всякая организация обладает дуализмом свойств. С одной стороны, они предназначены для удовлетворения потребностей тех, кто на них работает, а с другой – общественных потребностей. Очевидно, что без исполнения общественных функций любое предприятие теряет смысл, как если бы работающие и собственники не были лично заинтересованы в результатах своего труда. В противном случае организации превращаются в механизмы бизнеса, т.е. больницы начинают работать для врачей, школы – для учителей, банки – для извлечения прибыли, административные службы превращаются в ординарные инструменты наживы, а армия – в источник благоденствия генералов. Поэтому очевидно, что только гармоничное сочетание личных и коллективных, общественных интересов служит гарантом процветания любой организации, всякого объединения или фирмы.
С другой стороны, при разделении и кооперации появляются дополнительные виды труда, необходимость которых до этого отсутствовала: координация работ, контроль, учёт и управление. Иначе, чем потерей общественного труда, их назвать трудно, если бы они, в свою очередь, созданием условий для реализации разделения и кооперации не экономили общественный труд в ещё больших количествах, чем его потребили. Однако такое происходит не везде и не всегда. При некоторых условиях объём вспомогательного труда становится неоправданно большим, его эффективность (т.е. способность экономить общественный труд) падает.
В действительности управляющие и контролирующие структуры зачастую растут вне зависимости от реальной их потребности и от результатов деятельности. И такое происходит во всём мире. Поэтому проблема соразмерности различных видов разделённого труда, организация взаимодействия разных его видов друг с другом, установление способов и характера вознаграждения за труд является достаточно непростой. Об этом подробно ниже.
Свойства коопераций определяются характером связей между ними. А они могут быть как вертикальными, так и горизонтальными (см. рис. 2). Причём система не имела бы такой стройной структуры, если бы все её внешние связи исполняли одни и те же функции. То есть если бы по своему функциональному предназначению вертикальные связи ничем не отличались от горизонтальных. Стройная организация не смогла бы тогда сформироваться в принципе, был бы хаос, сумятица.
Однако в действительности это не так. На самом деле вертикальные связи между предприятиями и их структурами являются административными, а горизонтальные – товарно-рыночными. Вертикальные связи способствуют согласованной работе входящих в систему структур как целого. Основная цель горизонтальных связей – организация эквивалентного обмена результатами, услугами, продуктами труда между хозяйственными субъектами и их подразделениями. Вертикальные связи предназначены для разумного управления производством и обществом, а горизонтальные – стихийного, саморегулируемого.
Это не значит, разумеется, что горизонтальные связи не должны содействовать согласованной работе подразделений или вертикальные связи могут быть неэквивалентными. Связи призваны не только исполнять предназначенные им функции, но и способствовать наилучшей работе друг друга. А для этого они должны обладать свойством сходства, родства, качествами подобия, иметь не противоречащие цели. Только тогда они сумеют образовать надёжную систему, гармоничное единство. Смогут не мешать, а содействовать успешной работе друг друга.
Более того, административные связи являются не только инструментом, но и гарантом работы кооперативного механизма хозяйствования. А рыночные связи служат инструментом разделения труда, придают ему саму возможность существования. То есть без наличия административного управления кооперация не способна развиваться в принципе, точно так же как без рыночных связей не может существовать эффективное разделение труда.
Степень надёжности указанных связей, наряду с развитием производительных сил, устанавливает целесообразный уровень структурирования организации, эффективности применяемых в ней разделения и кооперации труда. Очевидно, что чем совершеннее уровень организации государства, тем стройнее, логичнее её функциональная структура. Выше коэффициент полезного действия, т.е. получаемые с их помощью результаты, больше ОПТ.
Причём среди структур, показанных на рис. 2, наибольшее значение имеют товарные кооперации, продукция которых приобретает готовую к продаже форму. Именно они участвуют в процессе рыночного обмена товарами и услугами. В этой связи структуры, находящиеся внутри таких коопераций, называем внутренними, а вне них – внешними.
Всё изложенное относится к вертикальному разрезу «дерева организации». Если такой разрез осуществить в горизонтальной плоскости, тогда наблюдаются структуры, называемые экономическими системами. Описание их качеств, особенности формирования и работы выходит за рамки настоящей работы. Они подробно описаны в монографиях [3] и [4].
Управление малоэффективно, если(оно)не учитывает традиции народа, специфическое восприятие людьми неэкономических ценностей, не погружено в культуру
«Книга правителя области Шан» – древний китайский трактат