Тема 6. Региональные рынки и их функционирование
1. Формирование и развитие рынков в регионе.
2. Рынок труда.
3. Потребительский рынок.
4. Рынок недвижимости.
5. Аграрный рынок.
Формирование современной региональной экономической политики.
В нормативных документах региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта федерации.
Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно-территориальные образования.
Эти особенности сформированы рядом причин: социально-экономических, демографических, этнических.
Развитый региональный рынок может успешно функционировать при постоянном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития. Это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие параметры рынка и их изменения.
Потребность в товарах и услугах обуславливается платежеспособным спросом населения региона, который также определяет характер функционирования региональных рынков.
Региональные рынки неоднородны. Их можно классифицировать:
v По территориальной организации региональных рынков
· Поселенческие
· Городские
· Областные
· Межобластные
· Республиканские
· Межрегиональные.
v По виду продаваемого товара и предоставляемых услуг.
· Потребительский
· Рынок земли и недвижимости
· Рынок капитала
· Рынок информации
· Рынок природных ресурсов
· Рынок культурных ценностей
· Рынок образовательных услуг и т.д.
Рынок труда
Рынок труда – это пространство, где цена и количество труда определяется взаимодействием спроса и предложения.
Товаром является рабочая сила. Ценой является заработная плата.
Уровень занятости населения различно по регионам. Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда формируются в соответствии со следующими факторами:
· Формирование экономически активного населения
· Сложившийся уровень и структура занятости, обусловленные специализацией и комплексностью хозяйства
· Обеспеченность сырьевой базой
· Динамика и эффективность производства
· Инвестиционная активность
· Поддержка предприятий со стороны федерального центра и региональных органов власти.
О положении на рынке труда судят по следующим показателям:
· Число безработных на 1 заявленную вакансию
· Средняя продолжительность безработицы
· Масштабы скрытой безработицы
Причины безработицы в РФ:
· Спад производства
· Сокращение инвестиций
· Сокращение армии
· Усиление процессов миграции
В этой ситуации интерес государства состоит в обеспечении полной занятости за счет внутренних ресурсов региона без привлечения бюджетных средств. Это способствует росту объемов производства и увеличению налоговой базы. Но в зависимости от положения на рынке труда и инвестиционной привлекательности регионов государство оказывает им разнообразную помощь:
· Инвестиции для создания новых предприятий, на развитие существующих предприятий, на развитие малого бизнеса.
· Поддержка регионов (выплата пособий по безработице, обеспечение мобильности рабочей силы).
Потребительский рынок.
Потребительский рынок региона – это основная составляющая структура рыночной экономики, где часть ВНП в виде товаров и услуг покупается или приобретается населением региона для личного потребления. Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется следующими факторами:
· Связи между потребностями населения и производством
· Спросом на товары и услуги и их предложением
· Дифференциация доходов
· Уровнем и структурой потребления
· Текущим потреблением и накоплением.
Потребительский рынок функционируеттем лучше, чем больше производства и ввоз товара с других территорий соответствует потребностям и платежеспособному спросу населения.
Насыщенность и емкость потребительского рынка зависит от эффективности хозяйственной деятельности в регионе.
В настоящее время в РФ принято выделять следующие виды потребительских рынков:
· Рынок экономического района
· Рынок края, области, республики
· Рынок города, района, отдельно населенных пунктов
Исследования потребительского рынка направлены на выявление общего спроса населения на отдельные группы и виды товаров. Определение различного товарооборота, соотношение отечественных и импортных товаров, соотношение экспорта и импорта, анализ и качества, изучение платных услуг.
Рынок недвижимости.
Рынок недвижимости – это сфера товароденежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли, а также другого имущества, связанного с землей, которая является собственностью юридического или физического лица.
Операции с недвижимостью – это особый бизнес, связанный с повышенным риском потери имущества, требующий точных прогнозов и обоснованных решений.
Недвижимость и операции по ее купле-продаже связаны с правом собственности. Традиционно недвижимость делится на жилищный фонд, нежилой фонд и землю.
Для осуществления купли продажи недвижимости надо оценить. На оценку недвижимости оказывают влияние следующие факторы: физические, социальные, экологические, политические.
5. Аграрный рынок.
Региональные аграрные рынки включают в себя рынки в производимой аграрной сельскохозяйственной продукции, готовых продуктов питания, рынки сельскохозяйственной техники, удобрений и т.д.
Агропромышленныйкомплекс должен обеспечить население продовольствием, а промышленность – сырьем.
Главное направление реформирования аграрного сектора – это земельная реформа, реорганизация колхозов и совхозов, приватизация.