Экономические кластеры
Воронин А.Г.
Стратегическое планирование развития территории
Понятия «Региональное развитие» и «Стратегия развития территории». Основные подходы к стратегическому планированию.
Традиционно под термином «развитие» понимается качественное изменение сущностных характеристик предмета или явления проявление этих характеристик на более высоком уровне. Применительно к деятельности органов управления территорией, развитие выступает как качественное улучшение основных характеристик жизни населения подведомственной территории. Именно приобретение нового качества жизни населения и составляет основное содержание термина региональное развитие.
Однако задачу повышения качества жизни людей ставят различные уровни управления, и федеральные и муниципальные и органы власти субъектов федерации. Поэтому, когда мы говорим о региональном развитии, мы должны учитывать несколько обстоятельств:
· Понятие «регион» применяется в различных сферах общественной жизни. Так в России его часто применяют и относительно субъектов федерации (административное понимание) и относительно географических объектов (географическое понимание), и относительно территориальных экономических систем (например, Кузбасс) и др. В странах Евросоюза при определении региональной политики термин регион используется в качестве понятия характеризующего территорию распространения того или иного явления или проблемы (бедность, безработица, экология и др.).
· Понятие «регион» в управленческом смысле, будет ограничено компетенцией данного органа власти и границами подведомственной территории. Понятно, что интересы органа власти всегда будут уже интересов проживающего на данной территории населения. В этой связи, мы должны четко представлять роль и место каждого уровня власти и управления в региональном развитии.
Говоря о региональном развитии, мы должны четко ответить себе на следующие вопросы:
· Какова компетенция органа власти или управления занимающегося региональным развитием.
· Совпадают ли территориальные границы региона с границами экономическими, географическими и др.
В противном случае, мы неизбежно допустим ошибки в подборе средств и методов региональной политики реализуемой на данной территории.
Итак, говоря о региональном развитии, мы имеем дело с понятием, в содержание которого включаются:
* территория, имеющая свои характеристики (граница, ресурсы, климатические условия и т.д.);
* население, которое так же имеет свои параметры (половозрастной и профессиональный состав, структура экономических политических, социальных и иных интересов);
* развитие, которое выступает как процесс перехода из одного качества в другое, более совершенное качество.
Региональное развитие предполагает качественное изменение основных характеристик процессов жизнедеятельности населения, воспроизводство отдельных или целого ряда свойств, многообразие процессов, взаимосвязей и отношений на новом, более высоком уровне, в рамках определенной территории.
Рассмотрим основные существующие подходы к решению проблемы регионального развития территории:
1. Традиционно в нашей стране задача планирования развития решалась через формирование планов социально-экономического развития территории. Данный подход основан на сравнении основных показателей социально-экономического развития территории с некоторым «эталоном» или стандартом. Слабостью этого подхода является то, что он на самом деле ориентирован не на регионально развитие в целом, а на развитие лишь публичного сектора экономики. Поскольку, орган власти принимает план развития в пределах своей компетенции определенной законодательством. Территория не рассматривается во всем ее многообразии. Кроме того, планирование в этом случае неизбежно осуществляется «от достигнутого». Другими словами, концептуальные изменения направлений невозможны. Это является одной из причин стагнации экономики которая произошла в СССР в 70-е годы прошлого столетия.
2. В конце двадцатого столетия достаточно широкое распространение получили проекты по разработке стратегических планов развития территории на основе ресурсного подхода. Проводилась оценка ресурсного потенциала территории, и на его основе разрабатывались приоритеты развития территории. Данное направление изживало узость социально экономического планирования, но само имело ряд серьезных недостатков. Прежде всего, при подобном подходе изменяется цель развития. Ей становится не достижение нового качества, а освоение имеющихся ресурсов. Следовательно, уходят ряд составляющих регионального развития, прежде всего - социальных. Кроме того, при данном подходе изучаются возможности территории, без учета конкуренции на основных рынках.
3. Под влиянием европейских экспертов, прежде всего проектов TASIS в ряде городов и районов России были разработаны стратегические планы развития муниципальных образований, которые опирались на изучение общественного мнения населения муниципальных образований и экспертов (работников администрации). Другими словами, разработка стратегии велась в основном социологическими методами. Тот подход включал население в процесс стратегического планирования, но не опирался на серьезный анализ возможностей территории. Как правило, эти планы пользовались широкой общественной поддержкой, но так и остались, не реализованы.
Все перечисленные выше подходы опирались на вычленение одного из факторов развития (полномочия и ресурсы власти, ресурсы территории, общественное мнение населения). Попытка решить проблему разработки стратегии опираясь на анализ отдельных факторов, всегда приводит искажению целей развития и не достижению желаемого результата.
Разработка стратегии на основе многофакторного анализа так же не даст желаемого результата, если мы не сформулируем цель местного развития. Поскольку сам анализ дает представление о том, какими возможностями обладает территория, но не дает ответа на вопрос, какие из этих возможностей позволяют достигнуть желаемого качества наиболее быстрым и эффективным способом.
С этой точки зрения, нам необходимо понять, что муниципальные образования и субъекты федерации существуют в окружении других территориальных образований, так же ищущих пути решения своих проблем, на пути развития. Следовательно, так же как крупнейшие мировые корпорации конкурируют между собой с целью повышения собственной доходности, регионы и муниципалитеты конкурируют между собой с точки зрения обеспечения стабильного развития своих территорий для предоставления оптимальных условий своим жителям.
Идея конкуренции территорий выдвинутая и обоснованная в работах американского экономиста М. Портера позволяет, несмотря на разность набора основных характеристик территорий, выработать общие подходы к формированию стратегий их развития.
С этой точки зрения Стратегия – это способ позиционирования территории с целью приобретения долгосрочных конкурентных преимуществ.
Процесс разработки стратегии при данном подходе, означает выделение на основе многофакторного анализа возможностей территории позволяющих приобретать долгосрочные конкурентные преимущества перед другими муниципальными образованиями.
Сами конкурентные преимущества не являются простым суммированием потенциала имеющегося на территории. Рассмотрение конкурентных преимуществ территории в рамках кластерного анализа позволяет увидеть их реальную жизнеспособность, оценить реальную потребность кластеров в содействии со стороны органов власти и управления, определить формы и методы такого содействия. Как справедливо отмечает М. Портер «Национальное процветание не наследуется – оно создается»[1].
Остальные поименованные выше подходы не отрицаются кластерным подходом, а напротив активно используются при определении стратегии.
Экономические кластеры
Экономический кластер – географически ограниченная группа подобных, связанных или взаимодополняющих организаций, с активными связями и каналами для осуществления деловых сделок и контактов, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги, а так же сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями при осуществлении своей деятельности (рисунок 1).
Центр кластера – группа конкурирующих компаний из данного кластера, выпускающая конечный продукт, реализуемый вне кластера.
Под понятие экономического кластера подпадают как коммерческие компании, так и государственные, а также образовательные учреждения и государственные органы, связанные (регулирующие) с деятельностью данных компаний. Дополнительно в понятие кластера мы выделяем группу правовых и нормативных актов непосредственно или косвенно регулирующих деятельность данного кластера.
Рисунок 1. Экономический кластер
Кластерный подход к анализу экономики территории значительно отличается от классического (отрасли, сектора), т.к. включает географические границы кластера, общее использование ресурсов, товарообмен внутри кластера, связи и взаимодействие между компаниями, источники пополнения кадровых ресурсов, организации, регулирующие деятельность внутри кластера, и препятствия для нормального функционирования кластера. В таких условиях компоненты кластера выступают, как единая автономная система.
Важнейшими элементами кластеров выступают активные связи между организациями. Практика показывает, чем глубже, прочней, многообразней связи между компаниями, тем выше конкурентоспособность кластера.
Выделение и развитие кластеров важнейшая задача экономики, потому что, развивая кластер, мы развиваем экономику региона, повышаем качество продукции (в силу усиления конкуренции и более легкого доступа к новым технологиям), увеличиваем занятость, повышаем качество рабочей силы, повышаем конкурентоспособность региона (города).
Мировая практика показывает важность кластерного понимания экономики. Как правило, исследование внутриэкономических связей, структуры взаимодействия между компонентами экономики, а также проведение политики, основанной на результатах этих исследований, приводит к более прогрессивному развитию экономики региона и повышению его конкурентоспособности. Данный подход, хотя он относительно новый (разработан 30 лет назад, начал активно применятся 90-х годах), уже широко применяется во всех прогрессивных странах (США, Англия, Австралия, Канада, Германия, Финляндия, Швейцария и т.д.).