Тест по теме «СССР в 1953 - 1964гг»
Часть А
1. К какому периоду относится начало десталинизации советского общества?
а) 1941-1945 б) 1945-1953 в) 1953-1964 г) 1964-1982
2. Массовые выступления рабочих в г.Новочеркасске произошли в
а) 1953 б) 1956 в) 1962 г) 1964
3. Известным физиком, руководителем исследований атомной энергии был
а) Д.С.Лихачев б) Н.И.Вавилов в) Н.Н.Семенов г) И.В.Курчатов
4. Кто из названных поэтов был автором поэмы «Василий Теркин», редактором журнала «Новый мир»?
а) Е.Евтушенко б) А.Твардовский в) А.Вознесенский г) Р.Рождественский
5. Что из названного относится к достижениям науки и техники в СССР в середине 50 - середине 60-х гг?
а) освоение нефтяных богатств Западной Сибири б) начало внедрения ЭВМ в производство
в) совместный советско-американский космический полет г) испытание 1 атомной бомбы
6. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны?
а) ввод войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию
б) ввод советских войск в Афганистан
в) Карибский кризис
г) война во Вьетнаме
7. Что из названного было характерно для развития культуры СССР в период «оттепели»?
а) свобода выбора любого художественного направления в искусстве
б) ослабление связей с зарубежными деятелями культуры
в) проведение кампании борьбы с космополитизмом
г) публикация многих ранее запрещенных литературных произведений
8. Что было одной из причин ухудшения положения в сельском хозяйстве СССР к началу 1960-х?
а) введение рыночных отношений б) принудительная скупка скота у колхозников
в) развитие фермерских хозяйств г) сокращение посевных площадей
9. Причиной, побудившей Н.С.Хрущева выступить на XX съезде партии с критикой культа личности Сталина, было стремление
а) прекратить «холодную войну» со странами Запада
б) реабилитировать всех репрессированных сталинским режимом
в) снять напряжение в обществе отказом от продолжения прежней политики
г) изменить основы социалистического общества
10. Кто из названных представителей науки и техники имел непосредственное отношение к осуществлению космической программы в СССР в 1950-60-е гг?
а) Л.Ландау б) С.Королев в) А.Туполев г) Ю.Гагарин в) В.Терешкова г) Н.Семенов
Укажите верный ответ: 1) БГД 2) АВЕ 3) АГЕ 4) ВГЕ
11. Какие из перечисленных событий международной политики СССР относятся к периоду 1953-1964гг?
а) нормализация отношений с Югославией
б) ввод войск ОВД в Чехословакию
в) установление дипломатических отношений с ФРГ
г) ввод советских войск в Афганистан
д) подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе
е) выдвижение концепции мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем
Укажите верный ответ: 1) АВЕ 2) АБВ 3) ГДЕ 4) АВГ
12. Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после XX съезда КПСС?
а) допущение многопартийности
б) волна политических арестов за критику Сталина
в) освобождение политзаключенных из лагерей
г) разрешение существования всех идеологических направлений в искусстве
д) реабилитация некоторых репрессированных при Сталине народов
е) увеличение числа издаваемых журналов
Укажите верный ответ: 1) АБВ 2) ГДЕ 3) БГЕ 4) ВДЕ
13. В каком году началось освоение целинных земель?
а) 1949 б) 1954 в) 1956 г) 1964
14. В каком ряду приведены даты, связанные с советскими достижениями в области космоса?
а) 1949 и 1953 б) 1954 и 1963 в) 1957 и 1961 г) 1964 и 1982
15. На XX съезде КПСС был
а) подвергнут критике культ личности И.Сталина б) принята новая программа партии
в) одобрен курс на перестройку г) отстранен от власти Хрущев
16. В какую страну в 1950-е гг были введены советские войска для подавления народного восстания?
а) Румынию б) Польшу в) Чехословакию г) Венгрию
17. Имена ученых И.В.Курчатова, А.Д. Сахарова связаны с исследованиями в области
а) органической химии б) ядерной физики
в) теории космических полетов г) биологических наук
18. К мерам внешнеполитической деятельности СССР в 1950-е гг относится
а) создание военно-политической организации социалистических стран
б) укрепление отношений с Китаем
в) участие в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
г) заключение договора с США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в трех средах
19. Что было одним из внешнеполитических результатов разоблачения в СССР культа личности Сталина?
а) укрепление соцлагеря
б) разрыв отношений между СССР и Югославией
в) ухудшение отношений СССР с Китаем
г) вступление некоторых стран Восточной Европы в НАТО
20. Что из перечисленного характеризовало экономику СССР в 1960-64гг?
а) деятельность совнархозов б) частная собственность на средства производства
в) свободное хождение иностранной валюты г) существование акционерных банков
21. Какое последствие для СССР имело проведение политики десталинизации во второй половине 1950-х гг?
а) прекращение преследования инакомыслящих
б) начало реабилитации ранее репрессированных людей
в) отмена положения о руководящей роли партии
г) ликвидация идеологического контроля в обществе
22. Какие из названных мер относились к социальной политике Н.С.Хрущева?
а) повышение зарплаты рабочим б) увеличение продолжительности рабочей недели
в) выдача паспортов колхозникам г) увеличение пенсионного возраста
д) установление гос. пенсий колхозникам е) проведение антиалкогольной кампании
Укажите верный ответ: 10 АБЕ 2) АВД 3) БВГ 4) ГДЕ
23. Какие черты характеризуют развитие культуры в период хрущевской «оттепели»?
а) увеличение числа издаваемых журналов
б) публикация произведений о ГУЛАГе
в) разрешение любых идеологических направлений в творчестве
г) свертывание связей с зарубежными деятелями культуры
д) реабилитация осужденных ранее деятелей культуры
е) ликвидация цензуры
Укажите верный ответ: 1) АБД 2) БГВ 3) ГДЕ 4) ВГД
24. Какие события, явления свидетельствовали о кризисе политики Н.С.Хрущева в начале 1960-х гг?
а) прекращение критики культа личности Сталина
б) недовольство военных сокращением армии
в) закрепление в Конституции СССР руководящей роли КПСС
г) ухудшение положения в сельском хозяйстве, начало закупки зерна за рубежом
д) сокращение посевных площадей
е) расстрел демонстрации в Новочеркасске
Укажите верный ответ: 1) АВД 2) АГД 3) БГЕ 4) ВГД
Часть В
1. Прочтите отрывок из послания Н.С.Хрущева Президенту США Д.Кеннеди и напишите, какое название получило резкое обострение отношений СССР и США, о котором идет речь в послании.
«…Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы. Мы, г-н Президент, уже выполнили свои обязательства относительно вывоза наших ракет и самолетов «ИЛ-28» с Кубы и даже досрочно. …. От того, как Вы сейчас будете выполнять взятые на себя обязательства, зависит все, зависит стабильность в этом районе и не только в этом районе, но и во всем мире. ….Мы считаем, что данные Вами гарантии о невторжении на Кубу будут соблюдаться и притом не только во время Вашего пребывания в Белом доме…»
2. Установите соответствие
а) М.Шолохов 1) «Один день Ивана Денисовича»
б) И.Эренбург 2) «Судьба человека»
в) А.Фадеев 3) «Оттепель»
г) А.Солженицын 4) «Молодая гвардия»
5) «Петр I»
3. Прочтите отрывок из книги и укажите фамилию ее автора.
«Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э.Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полет. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моем полете», - подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле….»
4. Прочтите свидетельство современника о работе съезда партии и укажите фамилию человека, о котором идет речь.
«Уже прошла неделя, как наша организация подробно ознакомилась с материалами ХХ съезда партии… и все время хожу под их впечатлением… В первые дни раздражало то, что суд устраиваем над умершим человеком, и так хотелось, чтобы на всю жизнь он остался в памяти такой справедливый и честный, каким нам его рисовали в течение более трех десятилетий… И теперь, когда узнали о его крупнейших недостатках. Трудно, очень трудно погасить в сердце эту любовь, которая укоренилась во всем организме».
5. Прочтите высказывание журналиста А.Боровика. Напишите пропущенное название политического режима личной власти.
«Думаю, что хрущевская демократизация…. была в определенной мере вызвана нежеланием страны-победительницы, испытавшей неимоверные тяготы и трагедии войны 1941-45 гг., и дальше терпеть все то гнусное и бесчеловечное, что продолжал нести в себе ………………………. Победив Гитлера, страна должна была победить Сталина».
6. Установите соответствие
а) А.Тарковский 1) литература
б) Ю.Любимов 2) музыка
в) С.Прокофьев 3) кинематография
г) М.Зощенко 4) театр
5) архитектура
7. Прочтите отрывок из редакционной статьи в газете «Правда», опубликованной в июле 1953г., и напишите фамилию политического деятеля, о котором идет речь.
«Свои подлые махинации, направленные к захвату власти, он начал с того, что пытался поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством… неопровержимые факты показывают, что он потерял облик коммуниста, прекратился в буржуазного перерожденца, стал на деле агентом международного империализма».
8. Прочтите отрывок из воспоминаний К.Т.Мазурова и напишите пропущенную фамилию руководителя, о котором идет речь.
«В моем сознании существуют два …………………….. Один – реформатор в хорошем смысле слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу программу, в которой было сказано, что в 80-х годах мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние…»
Часть С
Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева ХХ съезду КПСС
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в Гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократий, революционной законности.
Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным…, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям…
Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление…
Ясное дело, что здесь были проявлены со стороны Сталина в целом ряде случаев нетерпимость, грубость, злоупотребление властью. Вместо доказательств своей политической правоты, мобилизации масс, он нередко шел по линии репрессий и физического уничтожения не только действительных врагов, но и людей, которые не совершали преступлений против партии и Советской власти».
С1 Какие заслуги Сталина перед страной признает Н.С.Хрущев?
С2 Какие проявления культа личности называет Н.С.Хрущев?
С3 С какими личными качествами Сталина связывает Н.С.Хрущев возникновение культа личности Сталина? Что автор вкладывает в понятие «культ личности» Сталина?
Из труда современного историка.
«Сначала страну поделили на 105 экономических административных районов, в каждом из них создали советы народного хозяйства, которые стали основной организационной формой управления. Одновременно были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств…
Переход на управление хозяйством по территориальному принципу имел важное значение для дальнейшего развития территориального разделения труда, реально приблизил аппарат управления к предприятиям, на какое-то время внес некоторое оживление в экономику, но в целом не улучшил технико-экономических показателей народного хозяйства. Продукция промышленности выросла незначительно,… темпы роста производительности труда постоянно снижались.
Оказалось, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то есть затраты на пересаживание чиновников с зашоренным мышлением из министерства в совнархоз и обратно вовсе не вызывает повышения эффективности общественного производства».
С1. Укажите хронологические рамки, название периода, когда проводились описанные реформы, а также фамилию руководителя СССР в этот период.
C2 На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух целей проведения описанных реформ.
C3 Укажите не менее двух причин недостаточной эффективности описанных реформ.
C4 Назовите основные направления социальной политики, проводимой в СССР в период «оттепели». Укажите не менее двух направлений. Приведите не менее трех примеров осуществления социальной политики.
С4 Охарактеризуйте развитие науки и техники в СССР в 1954-64гг. Определите главные итоги научно-технического развития.
C5 Ниже приведены две точки зрения на значение реформ Н.С. Хрущева в сфере экономики:
1. Проведенные в СССР в период «оттепели» экономические реформы, состоявшие в децентрализации планирования и управления экономикой СССР и переходе к территориальному принципу управления, создании советов народного хозяйства, способствовали успешному развитию экономики.
2. Проведенные Н.С. Хрущевым экономические реформы не привели к положительным результатам в развитии экономики в СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В период «оттепели» в СССР, несмотря на выдвинутый на ХХ съезде КПСС принцип мирного сосуществования двух разных общественно-политических систем, противостояние этих систем продолжалось, что требовало усиления сотрудничества стран социализма.
Какие изменения в отношениях СССР и других стран социалистического содружества произошли после ХХ съезда КПСС? Укажите не менее двух примеров, показывающих эти изменения. Назовите не менее двух причин, вызвавших эти изменения.