Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики россии

Для переходного периода, особенно в его начальной стадии, для России характерно существенное отставание в развитии рыночной инфраструктуры, от возрастающих потребностей в ее услугах для развития всей системы рынков. Сопоставления показателей обеспеченности предприятиями и организациями рыночной инфраструктуры в России и США показывает, что уровень обеспеченности основными элементами рыночной инфраструктуры в России составляет от 6,7 до 25,2 % от уровня США. Исключение составляет лишь показатель обеспеченности биржевой инфраструктурой, который превышает соответствующий показатель по США на 72,7%, что можно объяснить бурным ростом численности бирж, брокерских и дилерских фирм и контор в 1991–1993 гг., выполнявших в период отсутствия четкого биржевого законодательства не свойственные им функции по оптовой торговле потребительскими и производственно-техническими товарами. Анализ показателей обеспеченности предприятиями оптовой торговли говорит об очень существенном (практически в 5,8 раз) отставании, как по численности предприятий, так и их обеспеченности складскими помещениями и торгово-производственным оборудованием. При этом, обеспеченность объектами материально-технической базы оптовой и розничной торговли за 1991–1995 гг. в ряде регионов России также сократилась[9].

В современный период уровень обеспеченности по коммерческим банкам в России в 48 раза ниже, чем в США, по небанковским финансово-кредитным институтам — в 15 раз, страховым компаниям — в 7,3 раза. Но дело не столько в количественной характеристике обеспеченности, сколько в очень существенном отставании по уровню и качеству оказываемых торгово-посреднических и кредитно-финансовых услуг субъектам рыночной экономики, что в настоящее время является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям. Отсутствие нормальной рыночной среды, которую должны формировать предприятия и организации рыночной инфраструктуры, сдерживает развитие деловой активности во многих производственных отраслях экономики, не способствует развитию малого бизнеса, не стимулирует привлечение иностранного капитала.

При общем уровне развития рыночной инфраструктуры страны, характерна неравномерность и несбалансированность ее развития в каждом отдельном регионе, выражающаяся в различно степени развитости ее отдельных элементов, а также неравномерное развитие рыночной инфраструктуры по регионам страны.

Так, значительная часть кредитно-финансовой инфраструктуры сосредоточена в г. Москве, Где плотность банковской сети составляет 8 единиц на 100 тыс. человек. В регионах Сибири плотность банковской сети всего 0,7–0,8. Обеспеченность торгово-складской инфраструктурой в районах Сибири в 1,6–3,6 раза ниже, чем в Московской области[10].

На чьи средства должна создаваться и развиваться рыночная инфраструктура: государственные или частные? В рыночной экономике создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства, ведь это традиционная форма государственного участия в рыночной экономике. Это означает, что источником финансирования создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка являются средства государственного бюджета. Причинами является то, что услугами инфраструктуры рынка пользуются все, не вкладывая собственных средств, можно бесплатно пользоваться определенной услугой. Частный капитал неохотно участвуют в создании объектов инфраструктуры из-за крупных первоначальных инвестиций, длительных сроках их окупаемости и из-за малой прибыльности этих инвестиций.

В связи с тем, что в новых условиях происходит изменение методологии управления экономикой на всех уровнях — народнохозяйственном, отраслевом, региональном, меняются требования к экономическому механизму регулирования воспроизводственного процесса при переходе к развитым рыночным отношениям. Необходима разработка новых теоретических и методологических моделей управления рыночными процессами как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Круг инфраструктурных отраслей меняется, например, появление компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электроэнергетика и дороги решают все экономические проблемы, а информация, а все это — результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.

В настоящее время перед научными и практическими работниками встала задача поиска путей выхода из кризиса и анализа проблем, возникающих в процессе перехода к рынку как на уровне России в целом, так и на уровне ее административно-территориальных образований. Известно, что характер распространения рыночных отношений в системе хозяйственного механизма, а также территориальная организация рынков и рыночной инфраструктуры в условиях, например, Сибири имеют свою специфику, проявляющуюся в особых условиях снабжения этих районов энергоресурсами, машинами и оборудованием, товарами народного потребления. Поскольку незаинтересованность предприятий в условиях рынка вкладывать инвестиции в инфраструктурные объекты с длительными сроками окупаемости и жесткая финансово-кредитная полтика приводят к общему сокращению капиталовложений, значительная часть, забот по развитию рыночной инфраструктуры ложится на региональные органы управления. Без разработки концепции и программы развития рыночной инфраструктуры, а также создание внебюджетных фондов для ее финансирования за счет привлекаемых средств предприятий различных форм собственности, иностранных инвестиций, эту проблему решить невозможно.

Наши рекомендации