Тема 4. Глобальные корпорации ТНК
В научной экономической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации не существует. В общем такие корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, наднациональными, международными.
Транснациональная компания (корпорация) – это компания, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. Современные ТНК – крупные международные хозяйственные структуры, дислоцированные одновременно в нескольких странах, объединенные единой акционерной собственностью и достаточно общей стратегией. В пределах подобных комплексов осуществляется циркуляция товаров, финансовых ресурсов, патентов, ноу-хау и прочих стратегических ресурсов.
По методологии Организации объединенных наций (ООН) транснациональную корпорацию можно узнать по структуре ее активов. Около 45% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний, включая финансовые, базируются на территории других государств. Комиссия по транснациональным корпорациям ООН дает следующее определение ТНК.
ТНК – это компания:
-включающая единицы (представительства, производства) в 2х или более странах,
-проводящая согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр,
-в которой отдельные единицы не связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность.
В условиях либерализации[10] международной торговли и информационной революции руководство ТНК принимает решения куда, когда и в каком объеме инвестировать, не применительно к конкретным странам, а на глобальном уровне. Во многих странах ТНК сотрудничают с правительствами и представителями бизнеса. Зачастую это происходит по причине низкого уровня социально-экономического развития региона или из-за тяжелого экономического кризиса. Часто, пользуясь тяжелым положением страны, ТНК на ее территорию переносят наиболее сложные производства, а также экологически опасные производства, которые могут нанести вред окружающей среде.
ТНК часто способствуют развитию тех отраслей экономики, которые связаны с их деятельностью, могут изменить структуру народного хозяйства и расширить участие этого государства в международных экономических отношениях. Транснациональные корпорации влияют на мировую экономику в целом. Они занимают господствующее положение в ряде отраслей как в отдельных странах, регионах, так и в мировой экономике в целом. И это не только в производстве, но и в торговле. ТНК инвестируют средства в экономику различных стран: они развивают на их территории свои предприятия и способствуют развитию других отраслей.
В общем случае под глобальной корпорацией можно понимать объединение предприятий в целостную систему с общими задачами и стратегией развития.
В качестве принципиальных основ формирования системы глобального управления корпорацией следует назвать:
- формирование единой стратегии для всех предприятий (отделений), входящих в глобальную корпорацию;
- разработку и реализацию гибкой глобальной стратегии развития, ориентированной на долгосрочную перспективу;
- использование единых принципов и технологий управления для предприятий, входящих в глобальную корпорацию;
- ориентацию деятельности на потребителя и его специфические потребности в различных странах и регионах;
- изменение стиля работы всех сотрудников глобальной корпорации, направленное на повышение личной ответственности и инициативы;
- применение систем оплаты труда, стимулирующих творческое мышление и ответственное отношение к работе;
- использование в рамках глобальной корпорации новейших технологий производства и систем сбыта продукции (услуг).
Стратегия ТНК основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдельного звена, а для объединения в целом. Комплексная стратегия заключается в децентрализации управления международным концерном и значительном повышении роли региональных управленческих структур. Такая политика позволяет ТНК координировать производственную и финансовую активность зарубежных филиалов и дочерних фирм.
Интеграция в рамках ТНК выражается в особой организационной структуре данной компании, т.е. создании региональных систем управления и организации производства.
Региональные системы управления подразделяются на три основных вида:
главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе (например, главное региональное управление американского концерна «General Motors» по координации деятельности филиалов в Азии и Океании расположено в Сингапуре);
региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочки. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие новых видов производств, новых моделей и товаров;
функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские опытно-конструкторские работы. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.
В настоящее время экономистами принято выделять следующие типы транснациональных корпораций:
- горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями,
выпускающими большую часть продукции. Например, производство
автомобилей в США или сеть предприятий «газт. гоос1»;
- вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном
собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве
конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой
нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а
продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах;
- диверсифицированные транснациональные корпорации, которые
включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является швейцарская корпорация, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин. Число таких компаний в последние годы быстро растет.
Наиболее простой и перспективной формой глобальной корпорации являются стратегические альянсы.
ТНК выступает формой реализации конкурентных преимуществ и обеспечивает эффективную форму интеграции составляющих ее компонентов (производственного, сбытового, информационного, финансово-кредитного, организационно-правового) на целостности и синергии посредством сочетания кооперации и специализации[11].
Целостность структуры основана на общей долгосрочной финансовой политике, предполагающей при любом раскладе рост стоимости центральной компании. Распределение ресурсов в структуре обеспечивает интеграционные связи элементов и направлений деятельности. Такая структура имеет «иммунитет» против негативного влияния внешней среды, поскольку составляет значительную ее часть.
При осуществлении крупных финансовых вложений часто используются комбинированные методы финансирования. Стратегические преимущества и контроль центральной компании может основываться на «системе участий» и на обладании исключительным правом разработки определяющих направлений деятельности всей компании.
К причинам, по которым транснациональные корпорации так активно развиваются, относят следующие:
- возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;
- несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный опыт и другие так называемые «неосязаемые активы», в первую очередь управленческий и маркетинговый опыт, которые вынуждают фирму стремиться сохранять контроль над использованием своих неосязаемых активов. В рамках транснациональных корпораций такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны, и внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы транснациональных корпораций;
- дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);
- близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей стороны. Филиалы транснациональных корпораций получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов;
- возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют;
- способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;
- посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта. Стимул для прямых зарубежных инвестиций часто создают национальные тарифные барьеры. Так, в 60-х годах крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден тарифами, установленными Европейским экономическим сообществом. Вместо экспорта готовой продукции транснациональные корпорации создали производство в странах ЕЭС, таким образом, обойдя их тарифы;
Имеющиеся в России формы организации производства мало соответствуют требованиям динамично развивающейся экономики. Замкнутость предприятий в национальных границах, неразвитый финансовый рынок усугубляют проблему привлечения стоимости в оборот. Причина во многом заключается в нарушении пропорций воспроизводственного процесса[12] на уровне субъектов экономики – в несоответствии спроса продукции, которую готовы поставить отечественные производители. Историческая специфика России обусловила сочетание высокой доли крупных предприятий и недостаточной доли предприятий мелкого и среднего бизнеса.
В национальной экономике структурой, способной стать протоформой (прототипом) ТНК, является ФПГ[13], заключающая в своем составе производственные, торгово-посреднические, финансовые, информационные, научно–исследовательские элементы. Эти компоненты обеспечивают соответствие происходящим в мировой экономике тенденциям концентрации производства и капитала. Организация ФПГ позволяет минимизировать расходы производственного, финансового, информационного характера, поскольку интересующие рыночные институты такой специфики уже входят в ее состав, а тесная взаимоувязка технологических процессов делает эффективной специализацию и кооперацию. Взаимовыгодный интерес и перспективы участия в крупном и влиятельном организационном образовании делают потенциальными участниками ФПГ: предприятия, банки и другие финансовые институты, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, государственные органы власти, торговые и внешнеторговые дома, посреднические, консалтинговые, информационно-рекламные компании, страховые, инвестиционные институты, фонды и другие рыночные субъекты.
ФПГ представляет собой современную форму интеграции промышленного и финансового капиталов – интегрированный капитал, который самым тесным образом связан с воспроизводственными процессами в стране. Группа является механизмом согласования интересов предприятий и банков, первые получают доступ к финансовым ресурсам для осуществления перманентного расширенного воспроизводственного процесса, вторые – для размещения полученных средств в сфере создания стоимости. Финансовая подпитка производственной деятельности предприятий банковскими средствами минимизирует издержки создания стоимости и способствует синхронизации производственно-финансовой составляющей этого процесса, а доступные средства банка делают процесс воспроизводства непрерывным.
Вопросы к зачету: (Или тема реферата. Реферат должен включать титульный лист, ответ на вопрос на 15 страниц, список литературы)
1. Понятия, признаки, движущие силы, последствия и тенденции глобализации.
2. Процессы глобализации товарных рынков.
3. Мировые финансовые рынки.
4. Рынок труда в условиях глобализации мировой экономики.
5. Процессы регионализации в мировой экономике.
6. Деятельность глобальных корпораций.
7. Роль информационной сферы в процессе глобализации.
8. Глобальные проблемы современности.
9. Роль государства в условиях глобализации.
10. Эволюция функций экономических организаций в условиях глобализации.
11. Особенности воздействия глобализации на страны с различным уровнем развития.
12. Социальные аспекты глобализации.
13. Суть трансформации российской экономики в контексте глобализации.
14. Сущность интернационализации и глобализации международного бизнеса.
15. Международный бизнес и транснационализация производства.
16. Транснациональные компании: эволюция, структура и типология.
17. Роль ТНК в мировой экономике.
18. Качество и философия управления ТНК.
19. Экономика транснациональной компании.
20. Основные издержки производства ТНК.
21. Стратегии ценообразования в международном бизнесе.
22. Управление прибылью в ТНК.
23. Бюджетирование деятельности ТНК.
24. Валютно-финансовая среда ТНК.
25. Внешнеэкономические факторы деятельности ТНК.
Темы курсовых работ
1. Особенности формирование глобальной стратегии инновационного развития предприятия
2. Формирование путей улучшения инновационного климата организации с использованием стратегии глобализации
3. Управление инновационной деятельностью промышленных предприятий в условиях глобализации
4. Повышение инновационной активности предприятий при реализации глобальной стратегии развития
5. Оценки эффективности стратегии глобального развития организации
6. Глобализация инновационной деятельности
7. Особенности формирование глобальной стратегии инновационного развития России
8. Формирование и управления глобальной инновационной средой
9. Пути перспективного развития инновационной инфраструктуры в условиях глобализации
10. Особенности интеграционных процессов в условиях глобализации
11. Формирование стратегии глобального развития компании (на конкретном примере)
12. Стратегические направления перехода к инновационной экономике России
13. Совершенствование управления человеческим капиталом в условиях глобального развития
14. Стратегическое управление инновационным развитием ТНК
15. Управление рисками в ТНК
16. Методы информационного обеспечения инновационной деятельности ТНК.
17. Управления качеством продукции в ТНК
18. Управление конкурентоспособностью в ТНК
19. Особенности стратегического управления в ТНК
20. Управления интеллектуальной собственностью в ТНК