Становление и развитие рыночных отношений в России в начале XXI века
На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям.
Рынок - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошел испытание временем и сумел убедительно продемонстрировать свою огромную жизненную силу. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь здесь идет о современном рынке, рынке как одном из атрибутов любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как об ее всеохватывающей характеристике. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов.
При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесие и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие, и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название "рыночных провалов". Они характерны и для условий совершенной конкуренции - "идеального" рынка, и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии и олигополии.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка, заключенные в следующем:
1) рынок не может контролировать внешние для него эффекты (экстерналии), которые представляют собой внешнее воздействие на структуру и механизм рынка. Например, железнодорожное строительство позволяет дешевле и быстрее транспортировать произведенные товары, однако это одновременно способствует ухудшению экологической обстановки и созданию полосы отчуждения. Поэтому для устранения вредных воздействий отрицательных эффектов так важно государственное регулирование;
2) не каждая потребность может выражаться в деньгах, через величину спроса и быть удовлетворена рыночным способом, например потребность в социальной защите, правопорядке и т.д. В этом случае необходимо государственное вмешательство;
3) рынок не может обеспечить экономику необходимым количеством денежной массы, поскольку эмиссия денежной единицы — это прерогатива государства и монопольная функция Центрального банка страны;
4) зачастую функционирование рынка приводит к возникновению монополии, поэтому необходимо антимонопольное регулирование, которое может быть осуществлено только государством как высшей формой власти;
5) в рыночной экономике доходы распределены крайне неравномерно, вследствие этого возникает социальная дифференциация. Поэтому государство берет на себя ответственность поддержки малообеспеченных слоев;
6) рынок не активизирует развитие научной деятельности и образования, а между тем это очень важные элементы экономики;
7) рынок не гарантирует права на труд, не регулирует уровень занятости и безработицы в стране, следовательно, государство само организовывает биржи труда и выплаты трансфертных платежей;
8) только государственные органы проводят антиинфляционную политику, поскольку рынок не гарантирует стабильности уровня цен.
Таким образом, на определенном этапе развития экономики, когда рынок не способен справиться со сложившейся экономической ситуацией, возникает необходимость государственного вмешательства. Разве рынок в состоянии остановить интенсивно раскручивающуюся спираль инфляции? Наоборот, некоторые его составляющие способствуют ее возникновению. В заключение стоит добавить, что государство и рынок — это взаимодополняющие друг друга элементы рыночной экономики: там, где не справляется один, помогает другой.
Первые годы перехода экономики России к рыночным отношениям характеризовались наивысшей степенью стихийности, ознаменованной лозунгом “разрешено все, что не запрещено”. Экономические отношения строились вне действия каких-либо нормативов и законодательной базы, тем более что таковых для новых условий хозяйствования еще не существовало, а старые оказывались недействующими. Хаос царил и в сфере бухгалтерского учета, и в финансовых отношениях между различными хозяйствующими субъектами. Все крупные финансовые операции и даже само создание банков сводились к возможности безнаказанного присвоения чужих финансовых средств. Происходило глобальное перераспределение капиталов между новыми собственниками. И, тем не менее, рыночные отношения начали развиваться, происходило становление российского класса предпринимателей, которые преимущественно обучались на собственных ошибках, но параллельно с этим осуществлялось упорядочивание экономических отношений с помощью разработки системы законодательных актов.
Так или иначе, сам рынок заставлял новоиспеченных предпринимателей учиться именно планированию своей деятельности, но оно должно было иметь принципиальные отличия от его ведения в рамках командно-административной системы. В первые годы экономических реформ у предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, более всего проявлялась склонность к планированию “традиционным” способом.
Осознание отечественными предпринимателями актуальности планирования произошло не только вследствие растущего хаоса и насущной необходимости в какой-то мере упорядочить свои действия с учетом происходящих в экономической сфере изменений. Большую роль здесь сыграло и развитие международных связей. При вступлении во взаимоотношения с западными бизнесменами последние выдвигали требования предоставления бизнес-планов, без которых сотрудничество становилось невозможным.
Актуальность планирования как такового казалась очевидной, но все попытки усовершенствования плановой системы хозяйствования терпели неудачу. Здравый смысл неизбежно подводил к необходимости развития рыночных отношений, которые привели к образованию крупного бизнеса и, в конечном счете, начали воплощаться в экономическую практику.
На сегодняшний день в России существенную роль играет формирование общемирового глобального информационного пространства, заметно ускорившее общий динамизм экономической жизни и взаимосвязанность, взаимообусловленность всех ее составляющих. Обладание всесторонней информацией и способность управлять информационными ресурсами (в том числе и глобального масштаба) уже стали мощными факторами международной конкуренции.
В современной ситуации нашей стране приходится решать одновременно сразу несколько сложнейших задач: выход из затянувшегося экономического кризиса, системная трансформация, структурная перестройка экономики и эффективное включение в мирохозяйственные связи. Проблема во многом состоит во взаимосвязанности указанных задач, когда одну из них невозможно решить без решения другой, сопряженной с нею задачи.
Одним из центральных вопросов экономической политики начала ХХI века в России является вопрос создания эффективных рыночных институтов, которые могли бы аккумулировать инвестиционные ресурсы при высоких рисках, реализовать на практике действенные схемы интеграции финансового и промышленного капитала, в основе которых должен лежать еще сохраняющийся в нашей стране научно-технический, инновационный потенциал.
Безусловно, стратегической для России остается задача участия в мировой экономике в качестве эффективного и равноправного члена, восстановления своих позиций если и не как великой державы, то, по крайней мере, как страны, обладающей и реализующей свой собственный солидный потенциал развития и потому осуществляющей собственную, основанную на национальных интересах внешнюю политику.
Россия в очередной раз переживает один из сложнейших этапов своего существования и развития. Поэтому кардинальные решения следует искать в принципиальном выборе той основанной на реалиях модели экономического развития, которая была бы наиболее эффективна для нашей страны и в максимальной степени учитывала весь комплекс факторов, действующих как во внутренней, так и во внешнеэкономической сферах.
Важным фактором современной мировой экономики, который в полной мере должна учитывать Россия, является и дальнейшее развертывание интеграционных процессов, расширение рамок интеграционных объединений, что изменяет соотношение сил в мировой экономике и общую картину современного мира.
В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.
Отсюда следует, что переход к рынку означал серьезное изменение в развитии не только экономики страны в целом, но и отдельных ее составляющих, а именно: роли и функций государства, развитие и совершенствование принципов работодателей, внедрение новых условий работников. Более подробно мы рассмотрим это в следующем параграфе.