Повышение качества городской среды, уровня благоустройства и восприятия города
Ситуационный анализ
Качество городской среды является одним из конкурентных преимуществ в развитии города. Удобное, безопасное, привлекательно организованное городское пространство является не только лицом города, отражением уровня социального благополучия и успешности города, но и отношением к людям, в нем проживающим. Город должен быть комфортным «домом» для жителей, привлекательной площадкой для развития деловой активности и бизнеса, а также интересным местом для отдыха и самореализации горожан, пребывания гостей.
Развитие города в последнее время направлено на улучшение качества жизни горожан за счет создания гармоничной архитектурно-пространственной среды, комплексного благоустройства, озеленения, цветочного, цветового и светового оформления города.
На удобство жизни в городе влияет территориальная доступность всех необходимых видов услуг и сервисов. В современных условиях город имеет достаточно четкое функциональное зонирование: промышленная зона, деловой центр и 3 спальных района, что проецирует необходимость маятниковых перемещений для осуществления трудовой деятельности, получения услуг и самореализации. В средней и долгосрочной перспективе удобство жизни в городе может быть обеспечено новыми принципами пространственного планирования города.
Основная суть нового тренда – формирование полноценных условий для активной жизни и работы всех категорий населения путем создание гармоничного города, разнообразного и динамичного использования территории и городских элементов, организации пространства. Основные факторы, определяющие комфортность города как среды проживания:
- шаговая доступность услуг, снижающееся количество необходимых перемещений по городу, интенсивность жизни отдельных районов и города в целом;
- создание дополнительных и развитие существующих общедоступных рекреационных пространств и зон отдыха (парки, скверы, бульвары, набережные и т.д.).
Задача создания городского пространства, отвечающего всем современным требованиям комфортности и удобства, является на сегодня приоритетной.
Приоритетные задачи:
1. Комплексное освоение новых и благоустройство существующих территорий города.
2. Создание новых и улучшение существующих общедоступных рекреационных пространств и зон отдыха.
3. Повышение вовлеченности бизнеса в благоустройство и содержание прилегающих территорий.
4. Формирование комплекса взаимосвязанных пешеходных и велосипедных маршрутов.
Наименование показателя | ед. изм. | ||||
Площадь благоустроенных публичных пространств, в т.ч. тематических (сценарных) | м2 | -* | |||
Площадь территорий общего пользования, благоустроенных за счет внебюджетных средств | м2 | -* | -* | 27976,5 | 75276,5 |
Оценка горожанами благоустроенности территорий города | балл | 40,2 | 49,9 | 51,0 | 60,0 |
*Показатели ранее не анализировались
Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:
- разработка проекта планировки набережной от Ягорбского моста до Октябрьского моста;
- разработка проекта планировки территории, прилегающей к усадьбе Гальских;
- разработка схемы пешеходных зон;
- разработка проектов схем размещения элементов городского дизайна;
- разработка проекта схемы озеленения Зашекснинского района с проектированием скверов и бульваров, а в перспективе для всех районов города;
- разработка проектов архитектурных решений фасадов зданий и сооружений (концепция, паспорт);
- строительство объектов капитального строительства:
§ мостового перехода в створе ул. Архангельской;
§ реконструкция набережной от Ягорбского до Октябрьского моста;
§ комплексное развитие территории, прилегающей к усадьбе Гальских;
§ комплексное развитие территории Макаринской рощи.
- реализация проектов тематических (сценарных) пространств (скверы, парки);
- реализация комплексных архитектурных, ландшафтных, дизайнерских и инженерных решений по обустройству, озеленению, цветовому, световому решению городской среды;
- реализация проекта пешеходных зон в исторической части города.
В рамках реализации ведомственной целевой программы «Благоустройство и повышение внешней привлекательности города» на 2012-2014 годы:
- выполнение работ по озеленению города: увеличение площадей цветников, посадка деревьев различных пород, кустарников, выполнение омолаживающей обрезки деревьев и снос деревьев;
- ремонт внутриквартальных проездов, тротуаров;
- оборудование территорий общего пользования урнами, скамейками, малыми архитектурными формами;
- ремонт и реконструкция дворовых территорий.
Финансирование указанных мероприятий планируется осуществить за счет бюджетных средств (городской, областной и федеральный бюджет), частных средств, а также на принципах государственно-частного партнёрства.
Формирование сбалансированной транспортной системы города
Ситуационный анализ
Город имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность улично-дорожной сети города составляет 217 км, из них 85 % с усовершенствованным покрытием. Череповец – новый город, не отягощенный радиально-кольцевой структурой улично-дорожной сети (как Москва, Вологда и др.), но имеющий проблемы, связанные с транспортной загруженностью селитебной части города, дефицитом пропускной способности транспортных магистралей, отсутствием надежных транспортных связей между районами города.
Возросшая интенсивность движения за последние годы привела к дефициту пропускной способности, снижению средних скоростей движения и заторам на дорогах. Согласно статистике количество транспортных средств в Череповце с 2004 года увеличилось на 22 604 единицы и на 01.01.2012 года составило 102 922 единицы. Интенсивная эксплуатация улично-дорожной сети приводит к быстрому износу полотна.
С 2010 года фиксируется падение спроса горожан на городской общественный транспорт и увеличение количества поездок на индивидуальном транспорте. Тариф на проезд в общественном транспорте с 2003 по 2012 год вырос на 220%, стоимость топлива за аналогичный период выросла на 150%. Средний возраст единицы общественного автопарка составляет 14 лет, трамвая – 20 лет. Эксплуатационная скорость движения общественного транспорта в 2011 году составила 16,9 км/ч (2008 г. – 18,2 км/ч). Скорость автобусного сообщения в «часы пик» на самых загруженных улицах (Советский пр., ул. Ленина, ул. Сталеваров, Октябрьский мост, Октябрьский пр.) снижается до 10 км/ч и менее. Для решения задачи по обеспечению свободного перемещения в городе необходимо, применяя политику управления спросом, увеличить спрос на перемещение в «часы пик» на общественном транспорте и одновременно снизить спрос на поездки на индивидуальном транспорте. Замещение индивидуального автотранспорта общественным позволяет повысить эффективность использования дорожной сети в два-три раза.
Связь между берегами р. Шексна осуществляется по одному единственному автомобильному мосту – Октябрьскому. В настоящее время пропускная способность Октябрьского моста не соответствует величине транспортного потока и не обеспечивает в достаточной мере безопасность движения. Уровень загрузки движением существующего моста составляет 117 %. При существующих тенденциях к 2020 году уровень его загрузки возрастет до 193 %. При успешном внедрении принципов политики активного управления транспортным спросом (Transportation Demand Management - TDM в международной практике) ухудшения ситуации и дальнейшего снижения скорости сообщения в «часы пик» можно избежать.
Кроме того, превалирующим подходом к развитию транспортной инфраструктуры в городах становится разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни. По оценкам горожан привлекательность пешеходных путей перемещения в городе не соответствует ожиданиям, отсутствие дорожек для велосипедного транспорта вызывает жалобы горожан.
Проблема перегрузки улично-дорожных сетей в отдельных частях города и прилегающих к нему территорий, вызванная быстрой автомобилизацией населения и низкой пропускной способностью улично-дорожных сетей, комплексное развитие новых городских территорий обуславливает необходимость разработки программы развития транспортной системы города, предусматривающей сбалансированное развитие общественного и индивидуального транспорта, оптимизацию маршрутной сети с учетом реальных пассажиропотоков, повышение пропускной способности дорожной сети и приведение ее в соответствие с современными требованиями, а также меры по снижению вредных воздействий транспорта на окружающую среду
Приоритетные задачи:
1. Повышение качества транспортного обслуживания населения; приоритет в развитии общественного транспорта.
2. Организация эффективного дорожного движения.
3. Развитие улично-дорожной сети города (строительство новых и реконструкция существующих объектов дорожной инфраструктуры, организация парковочных мест с учетом увеличения количества транспорта).
Наименование показателя | ед. изм. | ||||
Протяженность новых объектов улично-дорожной сети | п/м/ год | н/а | 1519,4 | 1863,6 | |
Доля дорог, не нуждающихся в капитальном ремонте | % | 48,6 | 62,5 | ||
Количество транспортных развязок в разных уровнях | ед. | ||||
Протяженность сети общественного транспорта по выделенным полосам (автобусы) | км | 1,1 | 5,0 | 10,0 | |
Число пассажиров, перевезенных общественным транспортом | тыс. чел. | 107,7 | 72,8 | 75,09 | 82,0[9] |
Обновление подвижного состава общественного транспорта (МУПов) | % | - | - | 50,0 | 100,0 |
Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:
1. Дорожное строительство:
- мост через р. Шексну в створе ул. Архангельской;
- транспортная развязка «Октябрьский мост – ул. Раахе»;
- обустройство Набережной от Октябрьского моста до ул. Ленина;
- магистральные сети в восточной части Зашекснинского района;
- ул. Рыбинская (от Октябрьского пр. до ул. Монтклер);
- ул. Монтклер (от Октябрьского пр. до ул. Рыбинской);
- ул. Любецкая (от ул. Городецкой до ул. Рыбинской);
- в восточной части Заягорбского района (застройка за ул. Олимпийской).
2. Разработка и реализация комплексной транспортной схемы города.
3 Разработка и реализация программ и мероприятий по увеличению пропускной способности улично-дорожной сети города и управлению транспортным спросом.
4. Повышение привлекательности общественного транспорта:
- обеспечение приоритетных условий движения для существующей системы общественного транспорта (автобуса) путем устройства выделенных полос с системой автоматической фиксации нарушений, связанных с выездом на полосу;
- внедрение электронной системы оплаты проезда и гибкой системы тарифов в отношении различных категорий пользователей, внедрение билета для сквозной поездки (без оплаты пересадок) с целью перераспределения пассажиропотока по времени суток, более равномерной загрузки вагонов общественного транспорта различных маршрутов.
5. Повышение привлекательности пешеходных путей перемещения (новые современные тротуары, пандусы, приоритет пешеходам на светофорах).
6. Переход на новый принцип взаимоотношений между муниципалитетом и предприятиями-перевозчиками (муниципалитет – заказчик транспортных услуг у перевозчика).
7. Обновление подвижного состава и инфраструктуры общественного транспорта: приобретение новых единиц авто- и электротранспорта, строительство новых остановочных павильонов, реконструкция трамвайных путей по новым технологиям и пр.
8. Разработка и реализация «парковочной политики» города.
Финансирование указанных мероприятий планируется осуществить за счет бюджетных средств (городской, областной и федеральный бюджет), частных средств, а также на принципах государственно-частного партнёрства.
Реализация указанных мероприятий позволит:
- создать надежные транспортные связи между районами города;
- обеспечить устойчивое функционирование транспортной системы;
- повысить пропускную способность дорожной сети и привести ее в соответствие с современными требованиями;
- повысить скорость ежедневных (трудовых) перемещений по городу, обеспечить горожанину выбор оптимального способа перемещения;
- повысить качество и удовлетворенность транспортным обслуживанием населения.