Сельскохозяйственные общины ИСККОН

БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА

духовный взгляд на экологический кризис

Сельскохозяйственные общины ИСККОН - student2.ru

THE BHAKTIVEDANTA BOOK TRUST

Майкл А. Кремо Мукунда Госвами

Divine Nature (Russian)

Заказать книги издательства «Бхактиведанта Бук Траст» и получить более подробную информацию об Обществе сознания Кришны можно в ближайшем к Вам центре Международного общества сознания Кришны или по следующему адресу:

Бхактиведанта Бук Траст 125284, Москва Хорошевское шоссе, д. 8, корп. 3 тел. (095) 252-22-48 факс (095) 255-65-60

e-mail: [email protected] www.krishna.ru

www.krishna.com

© 2004 The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc. All Rights Reserved

ISBN 5-902284-06-6

Содержание

Предисловие Введение

Планета в беде

Дикая флора и фауна

Влажные экваториальные леса

Эрозия почв

Утилизация мусора

Токсичные отходы

Вывоз токсичных отходов

Пестициды

Радиоактивные отходы и выбросы

Загрязнение водной среды

Загрязнение атмосферы

Кислотные дожди

Глобальное потепление

Фреоны и озоновый слой

Экологические войны

Глядя в будущее

Мясо или экология

Уничтожение лесов

Сельскохозяйственная расточительность

Эрозия почвы и наступление пустыни

Загрязнение атмосферы

Загрязнение воды

Истощение водных ресурсов

Итоги

Еще несколько доводов в защиту коров

В поисках духовного решения

Материальные решения (индивидуальные)

Материальные решения (коллективные)

Миф о перенаселенности

На пути к духовному решению

Глубинная экология

Добровольный переход к простому образу жизни и ориентация на духовные ценности

Наука, природа и экология

Экологический кризис и научно-техническая Революция

Мировоззрение и культура

Наука о сознании

Точка зрения «Бхагавад-гиты»

Эмпирические доказательства существования атмы

Экология и карма

Карма и мясо

Карма и численность населения

Освобождение от кармы путем мантра-медитации

Сельскохозяйственные общины ИСККОН

Волы в сельском хозяйстве

Питание без мяса и кармы

Деревенская жизнь

Малые города на самообеспечении

Принять участие может каждый

8. Экология души
Библиография
Примечания

Предметно-именной указатель

Отзывы читателей

«Некоторые истины настолько просты и очевидны, что их упорное неприятие людьми вызывает искреннее изумление. Такова, например, идея ахимсы. Ведь это не какая-нибудь „фи­лософия святош", как насмешливо отзываются о призывах к духовности некоторые наши современники, считая духов­ность непрактичным чудачеством. Напротив, ахимса лежит в основе экономической стратегии. Капитализм или комму­низм, свободный рынок или плановая экономика — неизбеж­ный итог любой современной экономической модели один: перенаселенность и нищета. Однако экономика, построенная на ахимсе, — та единственная модель, которая на практике доказывает, что дышать свежим воздухом, жить долгой здо­ровой жизнью, есть чистую пищу, пить чистую воду и при этом не сражаться друг с другом за выживание могут одновре­менно все люди Земли... Именно ахимсу предлагают в качест­ве единственной модели развития все религии мира и их основатели. Поэтому „Божественная природа" заслуживает внимания с любой точки зрения, и не в последнюю очередь — как азбука планирования экономики для политиков и биз­несменов, в погоне за наживой забывших, что деньги в пус­тыне делать будет не из чего и что, бездумно пропагандируя губительные для окружающей среды привычки в жизни и пи­тании людей, они уже ввергли Землю в хаос. С выходом этой книги в свет у них появился реальный шанс одуматься, вер­нуть планету к ее естественному состоянию и, наконец, поз­волить всем нам на ней жить, а не выживать».

Манека Ганди, бывший министр экологии и лесного хозяйства

в правительстве Индии

«На фоне отчаянной нехватки хороших трудов, рассматри­вающих вопросы взаимосвязи духовности и экологии, „Бо­жественная природа" — просто дар Божий. Кроме экологов, „Божественная природа" также заслуживает внимания препо­давателей и студентов религиоведения, демонстрируя глу­бокий, вдумчивый, грамотный и весьма практичный подход к проблемам современной экологии.

„Божественная природа" должна стать настольной книгой каждого, кто, как я и мои студенты, преподает или изучает ре­лигиоведение. Из этой книги становится ясно, что духовность, какой бы эфемерной и абстрактной сферой она нам порой ни представлялась, способна оказать позитивное и вполне прак­тическое влияние на экологию нашей планеты».

Джин Ч. Сейгер, профессор религиоведения и философии, Паломарский колледж Сан-Маркоса, Калифорния, США

«Когда большинство из нас поймет, что причины экологи­ческого кризиса — в бездуховности общества, с человече­ским сознанием произойдут радикальные перемены. А зна­чит, у нас появится надежда на лучшее. Эта удивительная книга вновь и вновь напоминает о том, что, научившись ува­жать жизнь во всех ее проявлениях и помня о сакральном аспекте окружающей природы, мы сможем глубже осознать драматизм экологического кризиса и с большей легкостью подобрать ключи к его преодолению. „Божественная приро­да" — это книга, вселяющая надежду на возрождение, книга, написанная убежденными и преданными своему делу людь­ми, и я призываю всех, кому небезразлична судьба челове­чества, прочитать ее и поделиться затронутыми в ней идея­ми с другими. Думаю, что слова „Божественная природа" следовало бы писать слитно, ибо между природой и божест­венностью нет пробелов».

Д-р Майкл У. Фокс, вице-президент Общества защиты животных США, Вашингтон

«„Божественная природа" стала для меня настоящим откро­вением и вдохновением... Назрела необходимость коренного и всеобъемлющего пересмотра ценностей, которыми руковод­ствуется мировое сообщество. И „Божественная природа" приводит веские аргументы в пользу такого пересмотра».

Ян Робертс, директор проекта «Экологический город», Лестер, Великобритания

«Экологический кризис — лишь отражение глубокого ду­ховного кризиса в наших сердцах. „Божественная природа" побуждает пристальнее заглянуть в самих себя и приступить к процессу внутреннего исцеления, ибо только так мы сможем исцелить окружающий мир».

Хейли Милс, актриса, Великобритания

«„Божественная природа" лучится мягким и чистым светом. Ее авторы делятся новым взглядом на нас самих и окружаю­щий мир и предлагают пути выхода из тупика глобальной экологической катастрофы. Опираясь на мудрость веков, они открывают нам сокровенный кладезь духовности, который может оживить и преобразить цивилизацию, зашедшую по неверному пути уже слишком далеко».

Крисси Хайнд, певица, Великобритания

ПРЕДИСЛОВИЕ

К

огда мне предложили написать предисловие к «Боже­ственной природе», я, признаюсь, невольно оробел. Почему? Да потому, что ее авторы целиком посвятили свою жизнь духовности, в то время как я поглощен коммер­цией и поиском выгоды. К счастью, ко мне вовремя пришла спасительная мысль о том, что, как архитектор и дизайнер, я и сам ощущаю несомненное вмешательство Божественно­го в тонкие сферы моей профессии и что именно в Природе, или, как я ее называю, «творческой вселенной», мы находим поистине неисчерпаемый источник идей и вдохновения.

Меня уже не первый раз просят описать возможный сце­нарий развития взаимоотношений между человеком и При­родой в условиях современного индустриального общества. В 1992 году в мою фирму обратились муниципальные власти города Ганновера (Германия) с предложением подготовить дизайнерское решение Всемирной ярмарки-2000. Но из всех принципов, лежащих в основе любого дизайна, я, вслед за многочисленными коллегами из разных стран мира, считаю самым важным следующий: «Соотношение материи и духа должно быть гармоничным». Мы, дизайнеры, утверждаем, что именно из него проистекают все остальные принципы и что в соблюдении этого главного принципа кроется источ­ник нашего счастья, человечности, а также нашей... ответст­венности.

Мне кажется, что сам по себе дизайн отражает мировос­приятие человека. С этой точки зрения, если бы кому-то се­годня пришло в голову смоделировать современный индуст­риальный мир на чистом листе бумаги и посмотреть на него непредвзято, со стороны, мы бы ужаснулись его чудовищной противоестественности. Ведь разве можно назвать человеч­ным и разумным проект, предлагающий создание системы, которая ежегодно отравляет воздух, почву и воду вашей пла­неты миллионами тонн высокотоксичных отходов? Проект, который настолько загрязняет атмосферу Земли, что его же

собственные создатели вынуждены пользоваться на полуден­ных прогулках противогазами и фонарями? Проект, который вместо использования энергии Солнца, щедро заливающей поверхность Земли, предлагает добывать энергию из ее недр в виде ископаемых — причем настолько ядовитых, что, не будь они надежно погребены под земной толщей, наша пла­нета давно превратилась бы в мертвую пустыню? Проект, ко­торый затем предписывает вам жечь эти смертоносные иско­паемые, мостить ими улицы и перерабатывать их в вещества, способные в считанные годы отравить биосистему планеты настолько, что некоторые виды жизни теряют способность к воспроизводству? Как можно в здравом рассудке решиться, к примеру, на массовую вырубку лесов на одной стороне зем­ного шара, зная, что это приведет к вымиранию целой народ­ности на другой? Вывод совершенно однозначен — проекту явно недостает не только этики, но и элементарного здравого смысла. И тем не менее перечисленные выше кошмары — не плод воспаленного воображения фантаста, но жестокая реаль­ность наших дней, «подаренная» нам современной промыш­ленностью.

Поэтому, если мы действительно хотим направить нашу цивилизацию по пути этичного и разумного подхода к При­роде, нам не обойтись без поиска более безопасного проекта, разрабатывая который мы нашли бы применение своим буй­ным творческим способностям. Именно этот вопрос и прохо­дит красной нитью через «Божественную природу»: «В чем состоит истинная гармония человека с Природой? И как ее до­стичь?»

Мне, как дизайнеру, совершенно очевидно, что нам сле­дует использовать принципы организации самой природы, а не идти с ними вразрез. Ведь в природе, например, вообще не возникает вопроса об утилизации отходов: продукты жизне­деятельности одних проста служат пищей другим. Все дви­жется циклично, от колыбели к колыбели (а не от колыбели к могиле, как пророчат идеологи современного индустриаль­ного прогресса). В отличие от нас, Природа действует по прин­ципу «жить настоящим» — Она не заимствует энергию из прошлого, не истощает свой «основной капитал» и не живет в долг. При всей сложности, Природа представляет собой фи­лигранно стройную и эффективную систему синтеза и взаи-

мообмена питательных веществ, причем настолько экономич­ную, что все наши передовые промышленные технологии на ее фоне выглядят весьма блекло. Кроме того, Природа не тер­пит однообразия — мельчайшая деталь в ней уникальна, не­похожа на все остальные, и в то же время идеально соответст­вует занимаемому месту.

Видимо, необходимость биологического разнообразия — ради сохранения жизни на земле — становится очевидной и для современных политиков, ученых и предпринимателей, которые постепенно осознают бесконечную сложность самих биосистем, а также их взаимосвязи и взаимозависимости. Но, понимая, что, в конечном счете, в природном равновесии нет лишних или изолированных звеньев, они с ужасом осознают также и тяжесть расплаты за его нарушение. При этом одни видят в экологическом кризисе смертельную опасность для всего человечества, а другие — досадные убытки для соб­ственного кармана. Так, мне недавно рассказали, как один известный натуралист попал на прием к главе аппарата прези­дента США и попытался объяснить тому значение готовяще­гося Международного соглашения по защите биологического разнообразия. Политик с инженерным образованием ответил: «Если я правильно понял, вы говорите о необходимости при­нятия во всех странах Соглашения по охране редких и выми­рающих видов жизни. Но ведь осуществление этого проекта обойдется нам безумно дорого?» Ученый возразил: «Нет, без­умно дорого нам обойдется его дальнейшее оттягивание». Как тут не вспомнить Эйнштейна, который заметил, что нет таких проблем, которые можно было бы решить посредством поро­дившего их сознания.

Поэтому мы остро нуждаемся в изменении стереотипов сознания — по-настоящему глубоком, взвешенном и опираю­щемся на мудрость веков. А для этого, как объясняет «Божест­венная природа», придется смиренно признать, что наши предки задолго до нас рассматривали и успешно решали мно­гие из терзающих современное общество вопросов.

При решении современных проблем технологическая мысль снова и снова прибегает к линейному подходу, забывая, что в свое время именно линейный подход и привел к их возникновению. Вот лишь один пример. Целый ряд научных центров мира работает над проектом по воспроизведению

энергетической биомассы. Предлагается специально выращи­вать траву или деревья, чтобы затем сжигать их в топках теп­ло- или электростанций. Но хотя разработчики гордо называ­ют этот проект «СO2 -нейтральным», подразумевая, что при сжигании растительной массы в атмосферу попадает ровно столько углекислого газа, сколько было поглощено ею за время ее жизни, они попадают в ловушку линейного мышления, по­тому что не принимают в расчет никаких других факторов, кроме солнечного света. На самом деле, круговорота питатель­ных веществ и влаги при такой системе не происходит, почва истощается, что, в свою очередь, может привести к снижению уровня биологического разнообразия. Процесс сжигания био­массы рассматривают как превращение углеводов в углеводо­роды, а воду — просто как соединение химических элементов Н2O, а не как неотъемлемую часть огромной биосистемы. По­скольку вместе с дымом и сажей в атмосферу улетучиваются многие минеральные вещества, для поддержания удельной энергоотдачи почвы в нее придется регулярно вносить горы минеральных удобрений. По сути, такая энергетическая стра­тегия — исполинский костер для кипячения воды, подходя­щий разве что для жителей лесного племени, где много дров и мало людей. Но наша планета, напротив, переживает ката­строфическое сокращение площади лесных массивов на фоне стремительного роста населения. Поэтому в условиях демо­графического взрыва крах нынешней системы энергетики, основанной на сжигании биомассы или ископаемого топли­ва, — лишь вопрос времени.

Мне довелось участвовать в проектировании поселений, как будто сошедших со страниц этой книги. Их жители могли бы эффективно и даже с изяществом утилизировать солнеч­ную энергию в самых разных ее формах: в виде пищи, низко­температурных нагревательных систем, продуктов живот­новодства и систем биопереработки навоза и органических остатков в горючий биогаз, поступающий в кухонные плиты. При этом органические и минеральные вещества снова воз­вращаются в почву, поддерживая бесконечный цикл потреб­ления и восстановления. Преимущества этой модели очевид­ны: ничто не теряется безвозвратно, ничто не превращается в бесполезные отходы и ничего не нужно перевозить за триде­вять земель. И если мы действительно хотим построить жизнь

человечества на основе принципов этики и разума, подобная модель заслуживает нашего внимания в первую очередь.

Мы, дизайнеры, призваны постоянно помнить об этом идеале — создаем ли мы вещь, проектируем ли здание или це­лый город. Если речь идет о продукте массового потребле­ния, мы хотим, чтобы в конце срока службы его можно было бы безопасно утилизировать или полностью переработать на питаемой энергией солнца фабрике во что-нибудь столь же полезное. В то же время в рамках таких «индустриальных экосистем» мы разрабатываем концепции промышленных предприятий с нулевой эмиссией (воздействием на окру­жающую среду). В сущности, мы замышляем новую индуст­риальную революцию, которая привела бы к возникновению экономической структуры, состоящей из множества мелких предприятий местного значения, объединенных в единую сеть, но остающихся самодостаточными; структуры, во главу угла которой было бы поставлено не только всеобщее эконо­мическое процветание, но и всеобщее экологическое благопо­лучие; наконец, структуры, продуктивность которой опреде­лялась бы не тем, сколько природных ресурсов тратит на себя горстка людей, а тем, сколько людей обходятся горсткой при­родных ресурсов.

Обосновавшись в Шарлоттсвиле (штат Виргиния, США), я часто думаю о Томасе Джефферсоне, поскольку именно он спроектировал дом, в котором живет теперь моя семья. Не­сомненно, для него проектирование было синонимом ми­ровоззрения. В своей «Декларации независимости» он пи­сал о праве каждого на жизнь, свободу и счастье, избавленные от страха любых форм тирании. Не сомневаюсь, что, живи г-н Джефферсон в наше время, он назвал бы свой историчес­кий документ «Декларацией взаимозависимости» и в понятие «форм тирании» включил бы загрязнение воздуха, воды и поч­вы. В 1789 г. он писал Джеймсу Медисону: «Земля принадле­жит живым. И потому ни у кого нет права перекладывать свои долги на плечи потомков или землю, на которой живешь. Ина­че можно было бы за одну жизнь исчерпать принадлежащее нескольким грядущим поколениям, и, таким образом, землей владели бы не живые, а мертвые... Ни одно поколение не имеет права тратить больше, чем может возместить за время своего существования».

Именно эта мысль лежит в основе одной из самых попу­лярных современных экологических концепций, получившей название «устойчивого развития». Конечно, постепенное осо­знание людьми всего мира важности этого простого принципа как залога нашей коллективной безопасности и благополучия воодушевляет. Но не стоит забывать о том, что и это устой­чивое развитие далеко не свободно от духа антропоцентрист-ской тирании, разрывающей связь человека с природой. Ее сторонники часто обсуждают распределение потоков ресур­сов, но крайне редко — наши незримые, неразрывные и самые человеческие связи, — связи между духом, материей и местом нашего обитания. Индустриальный мир, который в погоне за своим идеалом — абсолютным господством над природой — то и дело посматривает на нее свысока, упорно не желает при­знавать эту тесную взаимосвязь. Поэтому нам придется зано­во учиться искусству родства с Природой, учиться радоваться ее зову, напоминающему нам о безмерной ценности каждого вида жизни в ее царстве и настойчиво возвращающему один из них, под названием «человек разумный», на его истинное место под солнцем.

«Божественная природа» настоятельно советует вновь на­учиться искусству жизни по законам природы, научиться при осуществлении своих человеческих намерений не забывать о тесной взаимосвязи со всем сущим, помнить о том, что мы полностью зависим от милости божественных сил, намного превосходящих наши земные, а также о том, что чтить божес­твенное во всем окружающем и во всех окружающих — зна­чит повиноваться законам, управляющим этими силами свы­ше. Таков конечный вывод и урок «Божественной природы»: мы должны найти свое место и жить в мире со всем миром — если мы, конечно, действительно хотим обрести счастье со­причастности божественной природе нашей Земли.

Уильям МакДоноу,

автор «Ганноверских принципов», декан факультета

архитектуры Университета штата Виргиния

ВВЕДЕНИЕ

Р

аннее утро в бенгальской деревеньке Майяпур. Я спус­каюсь к берегу реки Ганг, гляжу на этот величественный и необъятный поток, несущий свои воды в Бенгальский залив из далеких Гималаев, что за много тысяч километров от­сюда, и застываю от переполняющего меня благоговейного чувства божественности, присутствия Бога в природе. В «Бха-гавад-гите» Сам Господь Кришна говорит: «Из рек Я — Ганг». Но хотя Бог и проявляет Свое величие в природе, т. е. Его энер­гии, Он в то же самое время пребывает от нее в стороне.

На языке теологии можно сказать, что Бог одновременно имманентен и трансцендентен. Имманентность Бога состоит в том, что Он пронизывает Собой всю природу. Трансцендент­ность же означает, что Он пребывает за пределами природы, неподвластный законам материального мира. Согласно фило­софии гаудия-вайшнавизма, присутствуя в природе, Кришна тем не менее существует совершенно отлично от нее. На сан­скрите этот философский постулат получил название ачин-тья-бхеда-абхеда-таттва, или «непостижимое одновремен­ное единство и отличие Бога от природы и живых существ».

Чтобы помочь нам в понимании этого философского принципа, мудрецы древней Индии приводили пример с сол­нцем и его лучами. Солнце присутствует в своих лучах, но все-таки не тождественно им в полной мере. Аналогичным обра­зом, Верховный Господь Кришна присутствует в исходящей из Него природе, но в то же время остается отдельно существую­щей личностью. Таково таинство взаимосвязи Бога и при­роды.

Основываясь на этом понимании, мы можем с полным правом назвать природу божественной. Однако свою боже­ственность природа проявляет, лишь когда рассматривается в свете ее истинных взаимоотношений с Богом. Понимание того, что природа является проявлением энергии Бога, все­ляет в нас особое к ней отношение, исполненное бережности и почтения.

Хотя мы можем видеть отражение Бога в природе, не сле­дует этим довольствоваться. Нужно стремиться увидеть изна­чальный лик Бога. Глядя на величественные воды Ганга, я ощущаю отблеск могущества и великолепия Господа. И это порождает во мне желание познать ту Высшую Личность, чья сила и красота отражаются в этом шедевре Его природы.

Ведические писания учат, что и мы сами, подобно окру­жающему миру, — энергия Бога. Нас сравнивают с крошеч­ными наделенными сознанием искрами, вылетающими из ог­ня высшего сознания. Мы едины с Верховным Господом, но в то же время отличны от Него. Мы также божественны по природе, но наша божественность проявляется лишь тогда, когда мы признаём свою связь с изначальным источником и действуем в соответствии с этим пониманием. К такому пра­вильному образу действий относится и осознание связи при­роды с Богом, правильное отношение к ней, а также разумное, не противоречащее законам Бога использование природных ресурсов.

Для гаудия-вайшнавов Майяпур — особое место. Именно здесь пятьсот лет назад явился Господь Чайтанья — воплоще­ние Верховного Господа Кришны, который учил философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттва и пению мантры Харе Криш­на.Именно отсюда Его учение распространилось по всему миру. Поэтому мой духовный учитель, Шрила Прабхупада, сделал Майяпур штаб-квартирой Международного общества сознания Кришны. Он хотел основать здесь духовный город, в центре которого находился бы величественный храм с пла­нетарием, отражающим космологическую связь Бога с приро­дой и ее обитателями. Проект этого храма уже подготовлен, и в ближайшем будущем начнется строительство.

Шрила Прабхупада часто прогуливался с учениками вдоль берега Ганга в окрестностях Майяпура, обсуждая различные духовные вопросы. Но иногда он заводил разговор о труднос­тях, с которыми сталкивается современный мир. И при этом не раз подчеркивал, что ключ к решению всех насущных про­блем — правильное отношение к природе как к энергии Бога, единой с Ним и в то же время отличной от Него. Прабхупада также неоднократно выражал желание, чтобы на эту тему бы­ли написаны книги. И вот, «Божественная природа» — скром­ный отклик на его просьбу.

В «Божественной природе» мы с Мукундой Госвами при­водим краткий обзор экологических проблем современного общества и рассматриваем попытки их решения материаль­ными средствами. Как вы сами увидите, большинство из них весьма поверхностны, так как предлагают бороться не с при­чиной загрязнения, а с его последствиями. Мы разделяем мне­ние многих здравомыслящих людей планеты, которые счита­ют, что, несмотря на благие намерения, подобные средства не приносят и не принесут желаемого результата. Истинным ключом к решению проблемы служит уменьшение непомерно раздутых материальных запросов населения, которые приво­дят в движение промышленный комплекс, повинный в ухуд­шении экологической ситуации. Другими словами, решить проблему загрязнения окружающей среды можно, только ре­шив проблему загрязнения души человеческой.

Все мы нуждаемся в пересмотре взгляда на мир и самих себя в нем. Безудержный рост материальных желаний — это естественное следствие научно-механистического взгляда на мир, определяющего человека как некий биологический ме­ханизм, случайно возникший в космосе без вмешательства божественной воли. Поэтому нам требуется новая наука, спо­собная учитывать связь природы с Богом и признавать реаль­ность духовного личностного бытия.

Духовную личностную природу имеют представители всех видов жизни. Жизнь следует уважать в любых ее про­явлениях. Подобное уважительное отношение может внес­ти существенный вклад в дело оздоровления экологического климата планеты. Например, один из главнейших источни­ков загрязнения среды — мясоперерабатывающая промыш­ленность. Поэтому рост числа людей, переходящих на вегета­рианскую диету, непосредственно помогает решению многих экологических проблем.

В «Божественной природе» мы также обсуждаем закон кармы как одну из скрытых причин глобального кризиса.

Новый взгляд на реальность неизбежно влечет за собой новый образ жизни. Многие провидцы утверждают, что жизнь в постиндустриальном обществе будет основана на воз­врате к небольшим сельскохозяйственным общинам, в кото­рых, наряду с фруктами, злаками и овощами, будут взращи­ваться духовные ценности. То будет мир уютных городков

и деревень — опасные для жизни джунгли мегаполисов и вы­мершие пригороды канут в лету.

Стремясь внести свой практический вклад в осуществле­ние этой цели, Международное общество сознания Кришны основало более сорока сельскохозяйственных общин на пяти континентах планеты. Одной из таких общин нового типа стал Майяпур.

Когда мы с Мукундой Госвами приезжаем сюда, сама ат­мосфера постоянно напоминает нам о словах Господа Чайта-ньи: естественной окружающей средой для души служит ду­ховный мир, вечная обитель Господа Кришны, известная как Голока Вриндавана. Она открывается великим святым и муд­рецам на вершине их духовного прозрения, представая перед их внутренним взором во всем своем непревзойденном и нет­ленном великолепии.

Древние мудрецы считали, что цель человеческой жиз­ни — приложить все усилия, чтобы этот временный и несо­вершенный мир стал подобием Вриндавана мира духовного. Мы с Мукундой Госвами надеемся, что «Божественная при­рода»— шаг в нужном направлении.

Мы благодарим Адвайту Ачарью Даса за его помощь на протяжении всей работы над книгой. За оформление обложки отвечал Ямараджа Дас. Благодарим также Халадхару Деви Да-си за обширную и скрупулезную исследовательскую работу. В издании этой книги неоценимую помощь оказали Бхакти Вайдурья Мадхава Свами, Сваваса Дас, Яшодамайи Деви Да-си, Девапрастха Дас, Кришна Прия Деви Даси, Арчита Дас, Ранчор Прайм и Джахнави Деви Даси. Благодарим Харикешу Свами, Джаядвайту Свами и Ишвару Свами за их вклад в виде ценных замечаний по содержанию книги. Особую благодар­ность хочется выразить Мадхусевите Дасу за помощь в выпус­ке второго издания «Божественной природы». В заключение, мы выражаем вечную благодарность нашему возлюбленному духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч. Бхакти-веданте Свами Прабхупаде, чье учение вдохновило нас напи­сать «Божественную природу».

Друтакарма Дас (Майкл Кремо)

ПЛАНЕТА В БЕДЕ

«В сотнях, тысячах уголков Земли бушует экологичес­кий пожар. И у нас нет пожарного выхода, нет никакой надежды на спасение, кроме одной — изменить взгляд на самих себя».(1)

Джим Ноллман Духовная экология

П

роехав около шестидесяти миль на юго-восток от Мельбурна (Австралия), вы окажетесь среди живо­писных холмов, поросших камедными деревьями. Здесь расположен «Нью-Нандаграм» — экологическая общи­на Международного общества сознания Кришны. Гокула Дас, директор по развитию «Нью-Нандаграма», регулярно объез­жает общину по периметру, наблюдая за ростом высаженных вдоль ее границы деревьев. Их предназначение — не только радовать глаз, но и служить добавкой к меню дойных коров общины. Гокула Дас, который глубоко озабочен деградацией экологии планеты, говорит: «Земля священна для каждого. По­этому даже коренных жителей крупных городов возмущают озера разлитой нефти, автомобильные кладбища, отравлен­ный воздух, смердящие канализационные стоки, умирающие леса, отвратительные залежи мусора и реки, в которых уже не искупаться без риска для жизни».

Но что же тому виной? «Загрязнение окружающей сре­ды — следствие загрязненного сознания, — отвечает Гоку­ла. — Как говорил Ганди, Земля может дать каждому по по­требностям, но не по запросам. Здесь, в „Нью-Нандаграме", мы стараемся жить именно по этому принципу. Мы знаем, как

самостоятельно удовлетворить потребности всех жителей об­щины. Но для этого понадобилось серьезное обсуждение: что же нам действительно необходимо для мира и счастья? В ре­зультате все мы пришли к единодушному выводу — нужно перейти к более простому и естественному образу жизни».

Однако простой образ жизни на деле не так-то прост, ибо основан на системе ценностей, совершенно чуждой большин­ству наших современников. Повсеместно, и в «развитых», и в «развивающихся» странах, от жизни привыкли ждать од­ного — роста уровня личного комфорта, благосостояния и развлечений, причем роста неограниченного. Эта привычка быстро принимает форму одержимости, неукротимой, почти рефлекторной тяги к чрезмерному обладанию и чрезмерному наслаждению.

В своем очерке, опубликованном в 1972 г. в лондонской газете «Обзервер», Арнольд Торнби анализирует причины так называемой «болезни мира» и приходит к выводу о том, что она носит духовный характер. Он пишет: «Мы страдаем отто­го, что продали душу дьяволу неограниченного материального богатства; богатства, которое с духовной точки зрения не толь­ко порочно, но и практически недостижимо. Пора пересмот­реть и скорректировать наши цели».

К таким переменам стремятся многие. Гокула Дас и другие члены Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) решили посвятить себя практическому изучению альтерна­тивного мировоззрения и образа жизни. Опираясь на древнюю мудрость, они надеются найти способ положить конец эколо­гическим проблемам мира, кажущимся пока неразреши­мыми.

Хотя большинство членов ИСККОН живут в городах, даже там им удается придерживаться принципа «простой жизни и возвышенного мышления». В то же время, значительное их число переезжает в десятки международных сельскохозяйст­венных общин, где они сознательно ограничивают свои мате­риальные потребности и уделяют больше внимания ценностям духовным. Естественная часть жизни таких общин — забота об экологии.

А теперь отправимся на другую сторону земного шара, в бразильскую провинцию Сан-Паулу. Здесь, среди холмов Приатлантического лесного массива, директор по развитию

сельскохозяйственной общины «Харе Кришна» Рупа Госвами Дас следит за ростом посадок, которые предохраняют почву безлесных холмов от эрозии. Местные власти, весьма озабо­ченные проблемами экологии в регионе, не могут нарадовать­ся на эту инициативу.

В другой вайшнавской общине, Гита-Нагари, в сельском районе Пенсильвании, США, Сита Даси обучает бычков вы­полнять простые голосовые команды. Когда бычки подрастут, они будут обрабатывать поля, что избавит общину от необ­ходимости использования тракторов.

В бывшем Советском Союзе некоторые вайшнавы переби­раются из городов с их искусственной зависимостью от жи-лищно-бытовых условий в сельские общины, построенные по принципу натурального хозяйства.

Преданный из Англии Ранчор Дас направил во Всемир­ный фонд дикой природы проект возрождения лесов в индий­ской деревне Вриндаван — священном месте поклонения Криш­не, имеющем многотысячелетнюю историю. Проект получил одобрение, и восстановление священных лесов уже началось.

Однако работы по защите окружающей среды еще непо­чатый край. В какой бы части земного шара ни находились члены Международного общества сознания Кришны, повсю­ду они видят устрашающие признаки экологической агонии, охватившей планету. Ядовитый воздух Мехико, смертоносное наследство Чернобыля на Украине, вымирающие экваториа­льные леса Бразилии, убитые кислотными дождями озера Швеции, кошмар химической катастрофы в индийском горо­де Бхопале. Куда ни кинешь взгляд — повсюду искаженный муками лик нашей планеты, взывающей о помощи и духов­ном исцелении.

Ниже приведен краткий обзор основных экологических проблем современности. Но какими бы разными и не свя­занными друг с другом они ни казались на первый взгляд, мы с вами убедимся в одном — корнем их всех без исключения является человеческая алчность.

Дикая флора и фауна

Неограниченная охота на диких животных уже поставила под угрозу существование многих видов. Около 1 тыс. из них офи­циально объявлены исчезающими. Так, за 8о-е годы числен-

иость африканских слонов сократилась с 1,5-млн.до 600 тыс.2 Чтобы остановить массовое истребление слонов, в октябре 1989 года Международным комитетом по торговле исчезаю­щими видами была принята резолюция, запрещающая до­бычу слоновой кости. Однако в Германии к вымершим или исчезающим относится уже половина всех представителей местной флоры и фауны.3

Наши рекомендации