Сельскохозяйственные общины ИСККОН
БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА
духовный взгляд на экологический кризис
THE BHAKTIVEDANTA BOOK TRUST |
Майкл А. Кремо Мукунда Госвами
Divine Nature (Russian)
Заказать книги издательства «Бхактиведанта Бук Траст» и получить более подробную информацию об Обществе сознания Кришны можно в ближайшем к Вам центре Международного общества сознания Кришны или по следующему адресу:
Бхактиведанта Бук Траст 125284, Москва Хорошевское шоссе, д. 8, корп. 3 тел. (095) 252-22-48 факс (095) 255-65-60
e-mail: [email protected] www.krishna.ru
www.krishna.com
© 2004 The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc. All Rights Reserved
ISBN 5-902284-06-6
Содержание
Предисловие Введение
Планета в беде
Дикая флора и фауна
Влажные экваториальные леса
Эрозия почв
Утилизация мусора
Токсичные отходы
Вывоз токсичных отходов
Пестициды
Радиоактивные отходы и выбросы
Загрязнение водной среды
Загрязнение атмосферы
Кислотные дожди
Глобальное потепление
Фреоны и озоновый слой
Экологические войны
Глядя в будущее
Мясо или экология
Уничтожение лесов
Сельскохозяйственная расточительность
Эрозия почвы и наступление пустыни
Загрязнение атмосферы
Загрязнение воды
Истощение водных ресурсов
Итоги
Еще несколько доводов в защиту коров
В поисках духовного решения
Материальные решения (индивидуальные)
Материальные решения (коллективные)
Миф о перенаселенности
На пути к духовному решению
Глубинная экология
Добровольный переход к простому образу жизни и ориентация на духовные ценности
Наука, природа и экология
Экологический кризис и научно-техническая Революция
Мировоззрение и культура
Наука о сознании
Точка зрения «Бхагавад-гиты»
Эмпирические доказательства существования атмы
Экология и карма
Карма и мясо
Карма и численность населения
Освобождение от кармы путем мантра-медитации
Сельскохозяйственные общины ИСККОН
Волы в сельском хозяйстве
Питание без мяса и кармы
Деревенская жизнь
Малые города на самообеспечении
Принять участие может каждый
8. Экология души
Библиография
Примечания
Предметно-именной указатель
Отзывы читателей
«Некоторые истины настолько просты и очевидны, что их упорное неприятие людьми вызывает искреннее изумление. Такова, например, идея ахимсы. Ведь это не какая-нибудь „философия святош", как насмешливо отзываются о призывах к духовности некоторые наши современники, считая духовность непрактичным чудачеством. Напротив, ахимса лежит в основе экономической стратегии. Капитализм или коммунизм, свободный рынок или плановая экономика — неизбежный итог любой современной экономической модели один: перенаселенность и нищета. Однако экономика, построенная на ахимсе, — та единственная модель, которая на практике доказывает, что дышать свежим воздухом, жить долгой здоровой жизнью, есть чистую пищу, пить чистую воду и при этом не сражаться друг с другом за выживание могут одновременно все люди Земли... Именно ахимсу предлагают в качестве единственной модели развития все религии мира и их основатели. Поэтому „Божественная природа" заслуживает внимания с любой точки зрения, и не в последнюю очередь — как азбука планирования экономики для политиков и бизнесменов, в погоне за наживой забывших, что деньги в пустыне делать будет не из чего и что, бездумно пропагандируя губительные для окружающей среды привычки в жизни и питании людей, они уже ввергли Землю в хаос. С выходом этой книги в свет у них появился реальный шанс одуматься, вернуть планету к ее естественному состоянию и, наконец, позволить всем нам на ней жить, а не выживать».
Манека Ганди, бывший министр экологии и лесного хозяйства
в правительстве Индии
«На фоне отчаянной нехватки хороших трудов, рассматривающих вопросы взаимосвязи духовности и экологии, „Божественная природа" — просто дар Божий. Кроме экологов, „Божественная природа" также заслуживает внимания преподавателей и студентов религиоведения, демонстрируя глубокий, вдумчивый, грамотный и весьма практичный подход к проблемам современной экологии.
„Божественная природа" должна стать настольной книгой каждого, кто, как я и мои студенты, преподает или изучает религиоведение. Из этой книги становится ясно, что духовность, какой бы эфемерной и абстрактной сферой она нам порой ни представлялась, способна оказать позитивное и вполне практическое влияние на экологию нашей планеты».
Джин Ч. Сейгер, профессор религиоведения и философии, Паломарский колледж Сан-Маркоса, Калифорния, США
«Когда большинство из нас поймет, что причины экологического кризиса — в бездуховности общества, с человеческим сознанием произойдут радикальные перемены. А значит, у нас появится надежда на лучшее. Эта удивительная книга вновь и вновь напоминает о том, что, научившись уважать жизнь во всех ее проявлениях и помня о сакральном аспекте окружающей природы, мы сможем глубже осознать драматизм экологического кризиса и с большей легкостью подобрать ключи к его преодолению. „Божественная природа" — это книга, вселяющая надежду на возрождение, книга, написанная убежденными и преданными своему делу людьми, и я призываю всех, кому небезразлична судьба человечества, прочитать ее и поделиться затронутыми в ней идеями с другими. Думаю, что слова „Божественная природа" следовало бы писать слитно, ибо между природой и божественностью нет пробелов».
Д-р Майкл У. Фокс, вице-президент Общества защиты животных США, Вашингтон
«„Божественная природа" стала для меня настоящим откровением и вдохновением... Назрела необходимость коренного и всеобъемлющего пересмотра ценностей, которыми руководствуется мировое сообщество. И „Божественная природа" приводит веские аргументы в пользу такого пересмотра».
Ян Робертс, директор проекта «Экологический город», Лестер, Великобритания
«Экологический кризис — лишь отражение глубокого духовного кризиса в наших сердцах. „Божественная природа" побуждает пристальнее заглянуть в самих себя и приступить к процессу внутреннего исцеления, ибо только так мы сможем исцелить окружающий мир».
Хейли Милс, актриса, Великобритания
«„Божественная природа" лучится мягким и чистым светом. Ее авторы делятся новым взглядом на нас самих и окружающий мир и предлагают пути выхода из тупика глобальной экологической катастрофы. Опираясь на мудрость веков, они открывают нам сокровенный кладезь духовности, который может оживить и преобразить цивилизацию, зашедшую по неверному пути уже слишком далеко».
Крисси Хайнд, певица, Великобритания
ПРЕДИСЛОВИЕ
К |
огда мне предложили написать предисловие к «Божественной природе», я, признаюсь, невольно оробел. Почему? Да потому, что ее авторы целиком посвятили свою жизнь духовности, в то время как я поглощен коммерцией и поиском выгоды. К счастью, ко мне вовремя пришла спасительная мысль о том, что, как архитектор и дизайнер, я и сам ощущаю несомненное вмешательство Божественного в тонкие сферы моей профессии и что именно в Природе, или, как я ее называю, «творческой вселенной», мы находим поистине неисчерпаемый источник идей и вдохновения.
Меня уже не первый раз просят описать возможный сценарий развития взаимоотношений между человеком и Природой в условиях современного индустриального общества. В 1992 году в мою фирму обратились муниципальные власти города Ганновера (Германия) с предложением подготовить дизайнерское решение Всемирной ярмарки-2000. Но из всех принципов, лежащих в основе любого дизайна, я, вслед за многочисленными коллегами из разных стран мира, считаю самым важным следующий: «Соотношение материи и духа должно быть гармоничным». Мы, дизайнеры, утверждаем, что именно из него проистекают все остальные принципы и что в соблюдении этого главного принципа кроется источник нашего счастья, человечности, а также нашей... ответственности.
Мне кажется, что сам по себе дизайн отражает мировосприятие человека. С этой точки зрения, если бы кому-то сегодня пришло в голову смоделировать современный индустриальный мир на чистом листе бумаги и посмотреть на него непредвзято, со стороны, мы бы ужаснулись его чудовищной противоестественности. Ведь разве можно назвать человечным и разумным проект, предлагающий создание системы, которая ежегодно отравляет воздух, почву и воду вашей планеты миллионами тонн высокотоксичных отходов? Проект, который настолько загрязняет атмосферу Земли, что его же
собственные создатели вынуждены пользоваться на полуденных прогулках противогазами и фонарями? Проект, который вместо использования энергии Солнца, щедро заливающей поверхность Земли, предлагает добывать энергию из ее недр в виде ископаемых — причем настолько ядовитых, что, не будь они надежно погребены под земной толщей, наша планета давно превратилась бы в мертвую пустыню? Проект, который затем предписывает вам жечь эти смертоносные ископаемые, мостить ими улицы и перерабатывать их в вещества, способные в считанные годы отравить биосистему планеты настолько, что некоторые виды жизни теряют способность к воспроизводству? Как можно в здравом рассудке решиться, к примеру, на массовую вырубку лесов на одной стороне земного шара, зная, что это приведет к вымиранию целой народности на другой? Вывод совершенно однозначен — проекту явно недостает не только этики, но и элементарного здравого смысла. И тем не менее перечисленные выше кошмары — не плод воспаленного воображения фантаста, но жестокая реальность наших дней, «подаренная» нам современной промышленностью.
Поэтому, если мы действительно хотим направить нашу цивилизацию по пути этичного и разумного подхода к Природе, нам не обойтись без поиска более безопасного проекта, разрабатывая который мы нашли бы применение своим буйным творческим способностям. Именно этот вопрос и проходит красной нитью через «Божественную природу»: «В чем состоит истинная гармония человека с Природой? И как ее достичь?»
Мне, как дизайнеру, совершенно очевидно, что нам следует использовать принципы организации самой природы, а не идти с ними вразрез. Ведь в природе, например, вообще не возникает вопроса об утилизации отходов: продукты жизнедеятельности одних проста служат пищей другим. Все движется циклично, от колыбели к колыбели (а не от колыбели к могиле, как пророчат идеологи современного индустриального прогресса). В отличие от нас, Природа действует по принципу «жить настоящим» — Она не заимствует энергию из прошлого, не истощает свой «основной капитал» и не живет в долг. При всей сложности, Природа представляет собой филигранно стройную и эффективную систему синтеза и взаи-
мообмена питательных веществ, причем настолько экономичную, что все наши передовые промышленные технологии на ее фоне выглядят весьма блекло. Кроме того, Природа не терпит однообразия — мельчайшая деталь в ней уникальна, непохожа на все остальные, и в то же время идеально соответствует занимаемому месту.
Видимо, необходимость биологического разнообразия — ради сохранения жизни на земле — становится очевидной и для современных политиков, ученых и предпринимателей, которые постепенно осознают бесконечную сложность самих биосистем, а также их взаимосвязи и взаимозависимости. Но, понимая, что, в конечном счете, в природном равновесии нет лишних или изолированных звеньев, они с ужасом осознают также и тяжесть расплаты за его нарушение. При этом одни видят в экологическом кризисе смертельную опасность для всего человечества, а другие — досадные убытки для собственного кармана. Так, мне недавно рассказали, как один известный натуралист попал на прием к главе аппарата президента США и попытался объяснить тому значение готовящегося Международного соглашения по защите биологического разнообразия. Политик с инженерным образованием ответил: «Если я правильно понял, вы говорите о необходимости принятия во всех странах Соглашения по охране редких и вымирающих видов жизни. Но ведь осуществление этого проекта обойдется нам безумно дорого?» Ученый возразил: «Нет, безумно дорого нам обойдется его дальнейшее оттягивание». Как тут не вспомнить Эйнштейна, который заметил, что нет таких проблем, которые можно было бы решить посредством породившего их сознания.
Поэтому мы остро нуждаемся в изменении стереотипов сознания — по-настоящему глубоком, взвешенном и опирающемся на мудрость веков. А для этого, как объясняет «Божественная природа», придется смиренно признать, что наши предки задолго до нас рассматривали и успешно решали многие из терзающих современное общество вопросов.
При решении современных проблем технологическая мысль снова и снова прибегает к линейному подходу, забывая, что в свое время именно линейный подход и привел к их возникновению. Вот лишь один пример. Целый ряд научных центров мира работает над проектом по воспроизведению
энергетической биомассы. Предлагается специально выращивать траву или деревья, чтобы затем сжигать их в топках тепло- или электростанций. Но хотя разработчики гордо называют этот проект «СO2 -нейтральным», подразумевая, что при сжигании растительной массы в атмосферу попадает ровно столько углекислого газа, сколько было поглощено ею за время ее жизни, они попадают в ловушку линейного мышления, потому что не принимают в расчет никаких других факторов, кроме солнечного света. На самом деле, круговорота питательных веществ и влаги при такой системе не происходит, почва истощается, что, в свою очередь, может привести к снижению уровня биологического разнообразия. Процесс сжигания биомассы рассматривают как превращение углеводов в углеводороды, а воду — просто как соединение химических элементов Н2O, а не как неотъемлемую часть огромной биосистемы. Поскольку вместе с дымом и сажей в атмосферу улетучиваются многие минеральные вещества, для поддержания удельной энергоотдачи почвы в нее придется регулярно вносить горы минеральных удобрений. По сути, такая энергетическая стратегия — исполинский костер для кипячения воды, подходящий разве что для жителей лесного племени, где много дров и мало людей. Но наша планета, напротив, переживает катастрофическое сокращение площади лесных массивов на фоне стремительного роста населения. Поэтому в условиях демографического взрыва крах нынешней системы энергетики, основанной на сжигании биомассы или ископаемого топлива, — лишь вопрос времени.
Мне довелось участвовать в проектировании поселений, как будто сошедших со страниц этой книги. Их жители могли бы эффективно и даже с изяществом утилизировать солнечную энергию в самых разных ее формах: в виде пищи, низкотемпературных нагревательных систем, продуктов животноводства и систем биопереработки навоза и органических остатков в горючий биогаз, поступающий в кухонные плиты. При этом органические и минеральные вещества снова возвращаются в почву, поддерживая бесконечный цикл потребления и восстановления. Преимущества этой модели очевидны: ничто не теряется безвозвратно, ничто не превращается в бесполезные отходы и ничего не нужно перевозить за тридевять земель. И если мы действительно хотим построить жизнь
человечества на основе принципов этики и разума, подобная модель заслуживает нашего внимания в первую очередь.
Мы, дизайнеры, призваны постоянно помнить об этом идеале — создаем ли мы вещь, проектируем ли здание или целый город. Если речь идет о продукте массового потребления, мы хотим, чтобы в конце срока службы его можно было бы безопасно утилизировать или полностью переработать на питаемой энергией солнца фабрике во что-нибудь столь же полезное. В то же время в рамках таких «индустриальных экосистем» мы разрабатываем концепции промышленных предприятий с нулевой эмиссией (воздействием на окружающую среду). В сущности, мы замышляем новую индустриальную революцию, которая привела бы к возникновению экономической структуры, состоящей из множества мелких предприятий местного значения, объединенных в единую сеть, но остающихся самодостаточными; структуры, во главу угла которой было бы поставлено не только всеобщее экономическое процветание, но и всеобщее экологическое благополучие; наконец, структуры, продуктивность которой определялась бы не тем, сколько природных ресурсов тратит на себя горстка людей, а тем, сколько людей обходятся горсткой природных ресурсов.
Обосновавшись в Шарлоттсвиле (штат Виргиния, США), я часто думаю о Томасе Джефферсоне, поскольку именно он спроектировал дом, в котором живет теперь моя семья. Несомненно, для него проектирование было синонимом мировоззрения. В своей «Декларации независимости» он писал о праве каждого на жизнь, свободу и счастье, избавленные от страха любых форм тирании. Не сомневаюсь, что, живи г-н Джефферсон в наше время, он назвал бы свой исторический документ «Декларацией взаимозависимости» и в понятие «форм тирании» включил бы загрязнение воздуха, воды и почвы. В 1789 г. он писал Джеймсу Медисону: «Земля принадлежит живым. И потому ни у кого нет права перекладывать свои долги на плечи потомков или землю, на которой живешь. Иначе можно было бы за одну жизнь исчерпать принадлежащее нескольким грядущим поколениям, и, таким образом, землей владели бы не живые, а мертвые... Ни одно поколение не имеет права тратить больше, чем может возместить за время своего существования».
Именно эта мысль лежит в основе одной из самых популярных современных экологических концепций, получившей название «устойчивого развития». Конечно, постепенное осознание людьми всего мира важности этого простого принципа как залога нашей коллективной безопасности и благополучия воодушевляет. Но не стоит забывать о том, что и это устойчивое развитие далеко не свободно от духа антропоцентрист-ской тирании, разрывающей связь человека с природой. Ее сторонники часто обсуждают распределение потоков ресурсов, но крайне редко — наши незримые, неразрывные и самые человеческие связи, — связи между духом, материей и местом нашего обитания. Индустриальный мир, который в погоне за своим идеалом — абсолютным господством над природой — то и дело посматривает на нее свысока, упорно не желает признавать эту тесную взаимосвязь. Поэтому нам придется заново учиться искусству родства с Природой, учиться радоваться ее зову, напоминающему нам о безмерной ценности каждого вида жизни в ее царстве и настойчиво возвращающему один из них, под названием «человек разумный», на его истинное место под солнцем.
«Божественная природа» настоятельно советует вновь научиться искусству жизни по законам природы, научиться при осуществлении своих человеческих намерений не забывать о тесной взаимосвязи со всем сущим, помнить о том, что мы полностью зависим от милости божественных сил, намного превосходящих наши земные, а также о том, что чтить божественное во всем окружающем и во всех окружающих — значит повиноваться законам, управляющим этими силами свыше. Таков конечный вывод и урок «Божественной природы»: мы должны найти свое место и жить в мире со всем миром — если мы, конечно, действительно хотим обрести счастье сопричастности божественной природе нашей Земли.
Уильям МакДоноу,
автор «Ганноверских принципов», декан факультета
архитектуры Университета штата Виргиния
ВВЕДЕНИЕ
Р |
аннее утро в бенгальской деревеньке Майяпур. Я спускаюсь к берегу реки Ганг, гляжу на этот величественный и необъятный поток, несущий свои воды в Бенгальский залив из далеких Гималаев, что за много тысяч километров отсюда, и застываю от переполняющего меня благоговейного чувства божественности, присутствия Бога в природе. В «Бха-гавад-гите» Сам Господь Кришна говорит: «Из рек Я — Ганг». Но хотя Бог и проявляет Свое величие в природе, т. е. Его энергии, Он в то же самое время пребывает от нее в стороне.
На языке теологии можно сказать, что Бог одновременно имманентен и трансцендентен. Имманентность Бога состоит в том, что Он пронизывает Собой всю природу. Трансцендентность же означает, что Он пребывает за пределами природы, неподвластный законам материального мира. Согласно философии гаудия-вайшнавизма, присутствуя в природе, Кришна тем не менее существует совершенно отлично от нее. На санскрите этот философский постулат получил название ачин-тья-бхеда-абхеда-таттва, или «непостижимое одновременное единство и отличие Бога от природы и живых существ».
Чтобы помочь нам в понимании этого философского принципа, мудрецы древней Индии приводили пример с солнцем и его лучами. Солнце присутствует в своих лучах, но все-таки не тождественно им в полной мере. Аналогичным образом, Верховный Господь Кришна присутствует в исходящей из Него природе, но в то же время остается отдельно существующей личностью. Таково таинство взаимосвязи Бога и природы.
Основываясь на этом понимании, мы можем с полным правом назвать природу божественной. Однако свою божественность природа проявляет, лишь когда рассматривается в свете ее истинных взаимоотношений с Богом. Понимание того, что природа является проявлением энергии Бога, вселяет в нас особое к ней отношение, исполненное бережности и почтения.
Хотя мы можем видеть отражение Бога в природе, не следует этим довольствоваться. Нужно стремиться увидеть изначальный лик Бога. Глядя на величественные воды Ганга, я ощущаю отблеск могущества и великолепия Господа. И это порождает во мне желание познать ту Высшую Личность, чья сила и красота отражаются в этом шедевре Его природы.
Ведические писания учат, что и мы сами, подобно окружающему миру, — энергия Бога. Нас сравнивают с крошечными наделенными сознанием искрами, вылетающими из огня высшего сознания. Мы едины с Верховным Господом, но в то же время отличны от Него. Мы также божественны по природе, но наша божественность проявляется лишь тогда, когда мы признаём свою связь с изначальным источником и действуем в соответствии с этим пониманием. К такому правильному образу действий относится и осознание связи природы с Богом, правильное отношение к ней, а также разумное, не противоречащее законам Бога использование природных ресурсов.
Для гаудия-вайшнавов Майяпур — особое место. Именно здесь пятьсот лет назад явился Господь Чайтанья — воплощение Верховного Господа Кришны, который учил философии ачинтья-бхеда-абхеда-таттва и пению мантры Харе Кришна.Именно отсюда Его учение распространилось по всему миру. Поэтому мой духовный учитель, Шрила Прабхупада, сделал Майяпур штаб-квартирой Международного общества сознания Кришны. Он хотел основать здесь духовный город, в центре которого находился бы величественный храм с планетарием, отражающим космологическую связь Бога с природой и ее обитателями. Проект этого храма уже подготовлен, и в ближайшем будущем начнется строительство.
Шрила Прабхупада часто прогуливался с учениками вдоль берега Ганга в окрестностях Майяпура, обсуждая различные духовные вопросы. Но иногда он заводил разговор о трудностях, с которыми сталкивается современный мир. И при этом не раз подчеркивал, что ключ к решению всех насущных проблем — правильное отношение к природе как к энергии Бога, единой с Ним и в то же время отличной от Него. Прабхупада также неоднократно выражал желание, чтобы на эту тему были написаны книги. И вот, «Божественная природа» — скромный отклик на его просьбу.
В «Божественной природе» мы с Мукундой Госвами приводим краткий обзор экологических проблем современного общества и рассматриваем попытки их решения материальными средствами. Как вы сами увидите, большинство из них весьма поверхностны, так как предлагают бороться не с причиной загрязнения, а с его последствиями. Мы разделяем мнение многих здравомыслящих людей планеты, которые считают, что, несмотря на благие намерения, подобные средства не приносят и не принесут желаемого результата. Истинным ключом к решению проблемы служит уменьшение непомерно раздутых материальных запросов населения, которые приводят в движение промышленный комплекс, повинный в ухудшении экологической ситуации. Другими словами, решить проблему загрязнения окружающей среды можно, только решив проблему загрязнения души человеческой.
Все мы нуждаемся в пересмотре взгляда на мир и самих себя в нем. Безудержный рост материальных желаний — это естественное следствие научно-механистического взгляда на мир, определяющего человека как некий биологический механизм, случайно возникший в космосе без вмешательства божественной воли. Поэтому нам требуется новая наука, способная учитывать связь природы с Богом и признавать реальность духовного личностного бытия.
Духовную личностную природу имеют представители всех видов жизни. Жизнь следует уважать в любых ее проявлениях. Подобное уважительное отношение может внести существенный вклад в дело оздоровления экологического климата планеты. Например, один из главнейших источников загрязнения среды — мясоперерабатывающая промышленность. Поэтому рост числа людей, переходящих на вегетарианскую диету, непосредственно помогает решению многих экологических проблем.
В «Божественной природе» мы также обсуждаем закон кармы как одну из скрытых причин глобального кризиса.
Новый взгляд на реальность неизбежно влечет за собой новый образ жизни. Многие провидцы утверждают, что жизнь в постиндустриальном обществе будет основана на возврате к небольшим сельскохозяйственным общинам, в которых, наряду с фруктами, злаками и овощами, будут взращиваться духовные ценности. То будет мир уютных городков
и деревень — опасные для жизни джунгли мегаполисов и вымершие пригороды канут в лету.
Стремясь внести свой практический вклад в осуществление этой цели, Международное общество сознания Кришны основало более сорока сельскохозяйственных общин на пяти континентах планеты. Одной из таких общин нового типа стал Майяпур.
Когда мы с Мукундой Госвами приезжаем сюда, сама атмосфера постоянно напоминает нам о словах Господа Чайта-ньи: естественной окружающей средой для души служит духовный мир, вечная обитель Господа Кришны, известная как Голока Вриндавана. Она открывается великим святым и мудрецам на вершине их духовного прозрения, представая перед их внутренним взором во всем своем непревзойденном и нетленном великолепии.
Древние мудрецы считали, что цель человеческой жизни — приложить все усилия, чтобы этот временный и несовершенный мир стал подобием Вриндавана мира духовного. Мы с Мукундой Госвами надеемся, что «Божественная природа»— шаг в нужном направлении.
Мы благодарим Адвайту Ачарью Даса за его помощь на протяжении всей работы над книгой. За оформление обложки отвечал Ямараджа Дас. Благодарим также Халадхару Деви Да-си за обширную и скрупулезную исследовательскую работу. В издании этой книги неоценимую помощь оказали Бхакти Вайдурья Мадхава Свами, Сваваса Дас, Яшодамайи Деви Да-си, Девапрастха Дас, Кришна Прия Деви Даси, Арчита Дас, Ранчор Прайм и Джахнави Деви Даси. Благодарим Харикешу Свами, Джаядвайту Свами и Ишвару Свами за их вклад в виде ценных замечаний по содержанию книги. Особую благодарность хочется выразить Мадхусевите Дасу за помощь в выпуске второго издания «Божественной природы». В заключение, мы выражаем вечную благодарность нашему возлюбленному духовному учителю, Его Божественной Милости А.Ч. Бхакти-веданте Свами Прабхупаде, чье учение вдохновило нас написать «Божественную природу».
Друтакарма Дас (Майкл Кремо)
ПЛАНЕТА В БЕДЕ
«В сотнях, тысячах уголков Земли бушует экологический пожар. И у нас нет пожарного выхода, нет никакой надежды на спасение, кроме одной — изменить взгляд на самих себя».(1)
Джим Ноллман Духовная экология
П |
роехав около шестидесяти миль на юго-восток от Мельбурна (Австралия), вы окажетесь среди живописных холмов, поросших камедными деревьями. Здесь расположен «Нью-Нандаграм» — экологическая община Международного общества сознания Кришны. Гокула Дас, директор по развитию «Нью-Нандаграма», регулярно объезжает общину по периметру, наблюдая за ростом высаженных вдоль ее границы деревьев. Их предназначение — не только радовать глаз, но и служить добавкой к меню дойных коров общины. Гокула Дас, который глубоко озабочен деградацией экологии планеты, говорит: «Земля священна для каждого. Поэтому даже коренных жителей крупных городов возмущают озера разлитой нефти, автомобильные кладбища, отравленный воздух, смердящие канализационные стоки, умирающие леса, отвратительные залежи мусора и реки, в которых уже не искупаться без риска для жизни».
Но что же тому виной? «Загрязнение окружающей среды — следствие загрязненного сознания, — отвечает Гокула. — Как говорил Ганди, Земля может дать каждому по потребностям, но не по запросам. Здесь, в „Нью-Нандаграме", мы стараемся жить именно по этому принципу. Мы знаем, как
самостоятельно удовлетворить потребности всех жителей общины. Но для этого понадобилось серьезное обсуждение: что же нам действительно необходимо для мира и счастья? В результате все мы пришли к единодушному выводу — нужно перейти к более простому и естественному образу жизни».
Однако простой образ жизни на деле не так-то прост, ибо основан на системе ценностей, совершенно чуждой большинству наших современников. Повсеместно, и в «развитых», и в «развивающихся» странах, от жизни привыкли ждать одного — роста уровня личного комфорта, благосостояния и развлечений, причем роста неограниченного. Эта привычка быстро принимает форму одержимости, неукротимой, почти рефлекторной тяги к чрезмерному обладанию и чрезмерному наслаждению.
В своем очерке, опубликованном в 1972 г. в лондонской газете «Обзервер», Арнольд Торнби анализирует причины так называемой «болезни мира» и приходит к выводу о том, что она носит духовный характер. Он пишет: «Мы страдаем оттого, что продали душу дьяволу неограниченного материального богатства; богатства, которое с духовной точки зрения не только порочно, но и практически недостижимо. Пора пересмотреть и скорректировать наши цели».
К таким переменам стремятся многие. Гокула Дас и другие члены Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) решили посвятить себя практическому изучению альтернативного мировоззрения и образа жизни. Опираясь на древнюю мудрость, они надеются найти способ положить конец экологическим проблемам мира, кажущимся пока неразрешимыми.
Хотя большинство членов ИСККОН живут в городах, даже там им удается придерживаться принципа «простой жизни и возвышенного мышления». В то же время, значительное их число переезжает в десятки международных сельскохозяйственных общин, где они сознательно ограничивают свои материальные потребности и уделяют больше внимания ценностям духовным. Естественная часть жизни таких общин — забота об экологии.
А теперь отправимся на другую сторону земного шара, в бразильскую провинцию Сан-Паулу. Здесь, среди холмов Приатлантического лесного массива, директор по развитию
сельскохозяйственной общины «Харе Кришна» Рупа Госвами Дас следит за ростом посадок, которые предохраняют почву безлесных холмов от эрозии. Местные власти, весьма озабоченные проблемами экологии в регионе, не могут нарадоваться на эту инициативу.
В другой вайшнавской общине, Гита-Нагари, в сельском районе Пенсильвании, США, Сита Даси обучает бычков выполнять простые голосовые команды. Когда бычки подрастут, они будут обрабатывать поля, что избавит общину от необходимости использования тракторов.
В бывшем Советском Союзе некоторые вайшнавы перебираются из городов с их искусственной зависимостью от жи-лищно-бытовых условий в сельские общины, построенные по принципу натурального хозяйства.
Преданный из Англии Ранчор Дас направил во Всемирный фонд дикой природы проект возрождения лесов в индийской деревне Вриндаван — священном месте поклонения Кришне, имеющем многотысячелетнюю историю. Проект получил одобрение, и восстановление священных лесов уже началось.
Однако работы по защите окружающей среды еще непочатый край. В какой бы части земного шара ни находились члены Международного общества сознания Кришны, повсюду они видят устрашающие признаки экологической агонии, охватившей планету. Ядовитый воздух Мехико, смертоносное наследство Чернобыля на Украине, вымирающие экваториальные леса Бразилии, убитые кислотными дождями озера Швеции, кошмар химической катастрофы в индийском городе Бхопале. Куда ни кинешь взгляд — повсюду искаженный муками лик нашей планеты, взывающей о помощи и духовном исцелении.
Ниже приведен краткий обзор основных экологических проблем современности. Но какими бы разными и не связанными друг с другом они ни казались на первый взгляд, мы с вами убедимся в одном — корнем их всех без исключения является человеческая алчность.
Дикая флора и фауна
Неограниченная охота на диких животных уже поставила под угрозу существование многих видов. Около 1 тыс. из них официально объявлены исчезающими. Так, за 8о-е годы числен-
иость африканских слонов сократилась с 1,5-млн.до 600 тыс.2 Чтобы остановить массовое истребление слонов, в октябре 1989 года Международным комитетом по торговле исчезающими видами была принята резолюция, запрещающая добычу слоновой кости. Однако в Германии к вымершим или исчезающим относится уже половина всех представителей местной флоры и фауны.3