Физминутка: «Мы словно деревья»
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
«Открытие нового» (продолжение).
- Какую ещё роль в экосистеме леса могут выполнять её обитатели? («едоки»)
- На какие группы можно разделить «едоков» в экосистеме?
(Растительноядные, насекомоядные, плотоядные или хищники.)
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о животных леса и заполнить таблицу, распределив всех увиденных животных по 3 группам, которые вы перечислили.
Просмотр видеофрагмента «Животные леса», заполнение таблицы.
Проверка правильности заполнения таблицы.
( Таблица дополняется в ходе проверки и при работе с учебником и атласом.)
- Каких растительноядных животных леса вы увидели?
- Какие насекомоядные животные встретились вам в этом фильме?
- Перечислите хищников леса.
Работа по учебнику.(с.50-51)
- Дополните таблицу, записав в неё названия животных, изображённых в учебнике на страницах 50-51.(Самостоятельная работа в парах с последующей фронтальной проверкой.)
- Дополните таблицу, записав в неё названия животных, изображённых в атласе на страницах 17-18. (Фронтальная работа.)
- О каких обитателях экосистемы мы ещё не говорили? (О «мусорщиках».)
- Какова из роль в экосистеме?
- Рассмотрите лесных «мусорщиков», изображённых в учебнике на странице 51.
-Кем бы вы могли дополнить данный список?
Первичное закрепление (самостоятельное применение знаний).
Составление цепей питания (модели- аппликации)- групповая работа.
Учащимся предлагаются магнитные карточки с изображёнными на них живыми организмами леса. С помощью карточек учащиеся самостоятельно выстраивают цепи питания, а затем выносят их на доску для совместной проверки.
Итог.
- Чему был посвящён сегодняшний урок? Слайд- тема урока.
- Что нового узнали?
- Что было самым интересным?
- Послезавтра мы продолжим наше путешествие в лесную зону.
- Что ещё хотелось бы вам узнать о лесной зоне?
Домашнее задание.
- А чтобы наше второе путешествие в лесную зону было ещё интереснее, нам надо к нему подготовиться.
Слайд «Домашнее задание».
- Подготовить сообщение о любом обитателе леса.
Урок окружающего мира
Класс:2
Тема:Горные экосистемы
Цель:
· обобщение знаний по природным зонам Земли;
· знакомство с высотной поясностью-закономерной сменой
· природных условий по мере подъёма в горы;
· развитие умения работать в группе;
· воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Оборудование: карта природных зон, таблицы “Природные зоны”, “Горные экосистемы”, карточки для работы в группах, иллюстрации растений и животных гор, учебник “Окружающий мир” – А.А.Вахрушев.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
Разминка
Дети выбирают карточку на доске и задают вопросы другим детям.
№1
– Что это?
Содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома?
Какие 3 роли выполняют организмы в экосистеме?
№2
Перечислите тепловые пояса Земли и покажите их на карте.
№3
Покажите на карте природные зоны холодного пояса.
№4
Покажите на карте природные зоны умеренного пояса.
№5
Перечислите природные зоныжаркого пояса.
Постановка проблемной ситуации
– К нам поступило срочное сообщение:
Умоляем, помогите!
Найдите наш дом! В нашем доме одновременно можно увидеть и степи, и леса, и тундру, и пустыню, и даже вечные льды и снега.
На зиму нам не нужно впадать в спячку и улетать в дальние страны. В нашем доме всегда можно найти место, где тепло и достаточно корма.
Звери и птицы
– Предлагаю поработать детективами и найти такое место на Земле. А наш класс на время превратится в “Детективное агентство”.
– Как вы думаете, есть ли такое место на Земле, где одновременно можно встретить и тундру, и пустыню, и вечные льды и снега?
– С чего же мы начнём?
1.Поищем это место в разных природных зонах.
2.Постараемся получить подробную информацию об этом месте.
II. Обобщение изученного материала по природным зонам
Работа в группах по карточкам – заданиям
– Для поиска мы разделимся на отделы. Каждый отдел получит задание и поищет это место в одной из природных зон.
Карточка №1
Ледяные пустыни
В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?
___________
Солнце направляет в эту зону какие лучи?
Какой здесь климат?
___________
Какие бывают времена года?
___________
Какие водятся животные?
___________
Чем они питаются?
___________
Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________
Карточка №2
Тундра
В каком тепловом поясе расположена зона тундры?
___________
Солнце направляет сюда какие лучи?
___________
Какой здесь климат?
___________
Полностью ли оттаивает земля?
___________
Какие бывают времена года?
___________
Какие растут растения?
___________
Какие водятся животные?
___________
Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________
Карточка №3
Зона лесов
В каком тепловом поясе расположена зона лесов?
___________
Какой здесь климат?
___________
Какие бывают времена года?
___________
Расскажите о тайге, смешанных и лиственных лесах.
___________
Какие деревья здесь растут?
___________
Какие водятся животные?
___________
Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________
Карточка №4
Зона степей
В каком тепловом поясе расположена зона степей?
___________
Какой здесь климат?
___________
Какие бывают времена года?
___________
Какие растения здесь растут?
___________
Какая в степи почва?
___________
Почему в степи не растут деревья?
___________
Какие водятся животные?
___________
Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________
Карточка №5
Зона пустынь
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
___________
Какой здесь климат?
___________
Какие виды пустынь вы знаете?
___________
Какие растения здесь растут?
___________
Какие водятся животные?
___________
Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________
Карточка №6
Тропическая зона
В каком тепловом поясе расположена тропическая зона?
___________
Солнце посылает сюда какие лучи?
___________
Какой здесь климат?
___________
Какие растения здесь растут?
___________
Какие водятся животные?
___________
Какие интересные факты об этой природной зоне вы знаете?
___________
Физминутка