Тема № 6. Правовое регулирование экологической безопасности РК

1. Понятие и общая характеристика мер по обеспечению экологической безопасности.

2. Экологический мониторинг, порядок осуществления и виды.

3. Экологическая экспертиза: цели, задачи, принципы, виды.

4. Субъекты и объекты экологической экспертизы

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность государственного управления в области экологии, это наличие полной, объективной информации о состоянии и качестве природной среды и степени воздействия на неё. Получение подобной информации составляет содержание самостоятельной функции государства экологический мониторинг.

Мониторинг окружающей среды представляет собой деятельность по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и предупреждению о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов. Такое определение мониторинга окружающей среды дано в Законе Республики Казахстан “Об охране окружающей среды” от 15 июля 1997 г., где положения о мониторинге окружающей среды выделены в отдельную главу (глава 6, ст. 24, 25).

Организация работ по мониторингу природной среды в Республике Казахстан начата с 1972 года, когда была создана, Государственная служба наблюдений за уровнем загрязнения природной среды при Госкомгидромете. Содержание экологического, мониторинга в то время включало в себя ряд направлений:

1) мониторинг атмосферного воздуха и атмосферных осадков;

2) мониторинг поверхностных вод;

3) мониторинг загрязнение почв пестицидами;

4) фоновый мониторинг;

5) мониторинг радиоактивного загрязнения природной среды.

Существующая практика управления в области экологии, учитывает наличие субъектов негосударственной формы собственности. Поэтому в действующем законодательстве выделяются государственный экологический мониторинг и производственный экологический мониторинг.

Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов через систему стационарных и передвижных станций мониторинга.

Производственный мониторинг является обязанностью юридических лиц - природопользователей - вести мониторинг окружающей среды, учет и отчетность о воздействии осуществляемой ими хозяйственной деятельности на окружающую среду. Средства слежения за окружающей средой, применяемые ими методики должны соответствовать требованиям экологических государственных органов. Данные производственного и экологического мониторинга периодически направляются в Министерство охраны окружающей среды.

экологической экспертизе - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости объекта экологической экспертизы целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Из данного определения вытекают основные цели и задачи экологической экспертизы. К ним следует отнести:

1) предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на здоровье населения окружающую среду;

2) оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

3) обеспечение экспертной оценки прогнозируемых изменений экологической обстановки вследствие размещения и развития производственных сил.

Что же является предметом рассмотрения экологической экспертной комиссии?

Ст.6 Закона “Об экологической экспертизе” дает следующий перечень объектов экспертизы - это:

1. Предплановая, предпроектная и проектная документация, договоры, контракты, включая международные, касающиеся вопросов природопользования.

2. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, намечаемых к принятию в Республике Казахстан, влияющих на окружающую среду и здоровье населения.

3. Материалы оценки соблюдения природопользователем требований по охране окружающей среды и здоровья населения (экологический аудит) при осуществлении хозяйственной деятельности.

4. Документация, представленная для экологического обоснования при получении лицензий и сертификатов в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

5. Материалы комплексного обследования участков территорий в целях последующего придания им особого правового статуса (объекты природно-заповедного фонда, зоны экологического неблагополучия и так далее).

В проведении экологической экспертизы участвует широкий круг субъектов. Основной государственный орган, на который возлагается обязанность проведения экспертизы - Главное управление государственной экологической экспертизы и радиационной экологии Министерства охраны окружающей среды и его органы на местах. К проведению государственной экологической экспертизы Министерством охраны окружающей среды могут быть привлечены министерства, ведомства, иные центральные и местные исполнительные органы, участвующие в отношениях по охране окружающей среды и природопользованию. К этому процессу также привлекаются научные учреждения и создаваемые ими эколого-экспертные органы. В проведении экологической экспертизы могут принять участие общественные экологические объединения и отдельные граждане. И, наконец, субъектами экологической экспертизы выступают заказчики документации, подлежащие экологической экспертизе. В определенных случаях, на наш взгляд, своеобразным субъектом экологической экспертизы выступает Правительство Республики Казахстан. К примеру, когда это касается решения вопросов взаимодействия с иностранными государственными при необходимости проведения государственной экологической экспертизы объектов и комплексов, находящихся на территории этих государств и затрагивающих интересы Республики Казахстан.

Большое внимание уделено в Законе “Об экологической экспертизе” компетенции Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан как центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды, который:

1. Имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

2. Организует и проводит государственную экологическую экспертизу.

3. Осуществляет координацию эколого-экспертной деятельности в Республике Казахстан, методическое руководство в государстве по вопросам проведения экологической экспертизы, независимо от подчиненности и форм собственности.

4. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке инструктивно-методические документы по проведению оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, включая порядок ее проведения.

5. Согласовывает и утверждает документы, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность в части наиболее полного учета в ней экологических требований.

6. Координирует научные исследования по проблемам оценки воздействия на окружающую среду в области экологической экспертизы.

7. Осуществляет контроль и координацию соответствующих министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения требований природоохранных норм и правил при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации.

8. Взаимодействует с эколого-экспертными органами других государств с целью проведения консультаций, совместных экологических экспертиз, обмена научными и методическими разработками, привлечения иностранных специалистов к таким работам.

9. Осуществляет выдачу лицензий в установленном порядке на природоохранное проектирование, нормирование и работы в области экологической экспертизы.

10. Определяет персональный состав экспертных комиссий, привлекает для работы в них в качестве внештатных экспертов наиболее компетентных отечественных и зарубежных ученых и специалистов, представителей министерств, государственных комитетов и иных центральных и местных исполнительных органов, общественных объединений и природоохранных движений.

Законом Республики Казахстан “Об экологической экспертизе” определены 2 вида экологической экспертизы:

l. Государственная экологическая экспертиза- вид деятельности центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах.

2. Общественная экологическая экспертиза - вид деятельности, осуществляемой на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций для экологической оценки любых видов государственной деятельности. Она может осуществляться независимо от проведения по тем же объектам экологической экспертизы.

В чем отличие государственной экологической экспертизы от общественной экологической экспертизы?

По субъектам:

Государственная экологическая экспертиза проводится центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделениями на местах. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется:

а) штатными служб сотрудниками экспертных центрального исполнительного Республики охраны Казахстан в сфере органа окружающей среды и его подразделений на местах;

б) экспертными комиссиями, создаваемыми центральными исполнительным Республики охраны Казахстан в сфере органом окружающей среды и его подразделениями на местах с привлечением внештатных экспертов;

в) межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

· Общественная экологическая экспертиза осуществляется на добровольных началах экспертными комиссиями, создаваемыми по инициативе отдельных групп населения, общественных объединений и научных организаций. Органы управления общественных объединений в области экологической экспертизы осуществляют проведение экологической экспертизы согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Наши рекомендации