Небулайзерная терапия при воспалительных заболеваниях ЛОР-органов

Способ ингаляционного введения в организм различных лекарственных ве­ществ известен с древних веков. Еще в тру­дах Галена и Гиппократа, а позже - Ави­ценны встречается описание методик инга­ляции мяты, красавки, эвкалипта, чабреца и других природных лекарственных средств с использованием простейших устройств. По­явление предшественников современных ингаляционных аппаратов относится к на­чалу XIX века, и с того времени происходит непрерывное их усовершенствование.

В 1872 г. в Оксфордском словаре впервые появился термин «небулайзер», который происходил от латинского слова «nebula» (туман, облачко) и был применен для обозначения инструмента, превращаю­щего жидкое вещество в аэрозоль для меди­цинских целей. В современных небулайзерах преобразование лекарственного вещест­ва в аэрозоль осуществляется под воздейст­вием ультразвука или потока газа (воздуха) под высоким давлением. В зависимости от вида энергии, превращающей жидкость в аэрозоль, различают два основных типа небулайзеров: ультразвуковые, образующие аэрозоль под влиянием ультразвуковых ко­лебаний, генерируемых пьезоэлементом; компрессорные(струйные), использующие для образования аэрозоля струю газа (воз­дух или кислород).

В настоящее время наибольшее рас­пространение получили компрессорные (струйные) небулайзеры. Принцип их рабо­ты основан на применении сжатого воздуха и является «золотым стандартом» ингаля­ционной терапии. В этих приборах могут быть использованы как стандартные рас­творы для ингаляций, выпускаемые фарма­цевтическими компаниями в готовом виде, так и лекарственные смеси экстемпорально­го приготовления. Общая схема устройства и принцип работы струйного небулайзера представлены на рисунке.

Небулайзерная терапия при воспалительных заболеваниях ЛОР-органов - student2.ru

СЖАТЫЙ ВОЗДУХ

Общая схема устройства и принцип работы струйного небулайзера


Источником «рабочего» газа в небулайзере является компрессор. Нагнетаемый им воздух проходит через специальное от­верстие малого диаметра (Вентури), на вы ходе из которого вследствие увеличения скорости воздушного потока создается от­рицательное давление, под влиянием этого жидкость из резервуара камеры засасывает­ся через систему капилляров, где атомизируется (эффект Бернулли). При встрече жидкости и воздушного потока происходит образование «первичного» аэрозоля с час­тицами размером от 15 до 500 мкм. Сталки­ваясь с расположенной на их пути отражательной заслонкой, крупные частицы уда­ляются из общего потока, а ультрамелкие - размером 0,5-10 мкм проходят в небулайзерную камеру, формируя «вторичный» аэ­розоль, который ингалируется. При этом в верхних дыхательных путях в силу своей тяжести оседают более крупные частицы аэрозоля: в ротовой полости и ротовой час­ти глотки - 7-10 мкм, в гортанной части глотки и гортани - 4-7 мкм, в трахее и глав­ных бронхах - 2-4 мкм. Частицы последнего размера в фазе выдоха, осуществляемого через нос, оседают также в носовой части глотки и носовых ходах, а также частично проникают в околоносовые пазухи. Таким образом, при воспалительных заболеваниях ЛОР-органов используются в основном аэ­розоли низкой дисперсности с размером частиц от 2 до 10 мкм.

Широкое применение небулайзеров в оториноларингологии началось в последние десятилетия XX века и к настоящему вре­мени охватывает практически весь перечень воспалительных заболеваний верхних дыха­тельных путей. С помощью небулайзеров обеспечивается равномерное распределение аэрозоля лекарственного вещества по по­верхности слизистой оболочки и проникно­вение с током воздуха во все отделы ЛОР-органов, т.е. доставка его в зону воспале­ния, минуя системный кровоток, что способствует быстрому достижению терапев­тического эффекта даже при применении небольшой дозы лекарственного препарата, чем снижается риск развития побочных эф­фектов. Это - главное преимущество небулайзерной терапии (НТ), на которое указы­вают многие авторы. Наряду с этим подчеркивается преимущество небу­лайзеров перед дозирующими аэрозольны­ми ингаляторами из-за отсутствия в них фреона и других растворителей или несу­щих газов, раздражающих дыхательные пу­ти.
Показанием к НТ могут быть острые респираторные заболевания, острые и хро­нические риниты, риносинуситы, фаринги­ты, ларингиты, трахеиты, состояния после хирургических вмешательств на верхних дыхательных путях и др. В имеющихся публикациях наибольшее внимание уделя­ется использованию небулайзеров при вос­палительных заболеваниях гортани. В зарубежных источниках литературы со­общается об успешном применении НТ сте­роидными препаратами у пациентов с отеч­ными формами ларингита, особенно при крупе у детей, а некоторые авторы в схему лечения при этих состояниях допол­нительно включают адреналин.

Информация об использовании небу­лайзеров при риносинуситах имеет проти­воречивый характер. О высокой их эффек­тивности в комплексном лечении больных ринитом и риносинуситом сообщает Э.А. Цветков. Аналогичные данные получены Копёо и соавторами, которые создали с помощью небулайзеров достаточную кон­центрацию антибиотика в верхнечелюстных пазухах у больных риносинуситом, в том числе у 18, прооперированных по методу Колдуэлла-Люка. Напротив, Bonfilsот­мечает недостаточную убедительность ре­зультатов при назначении небулайзеров для лечения пациентов по поводу синусита.

Имеются единичные сообщения о применении небулайзеров при синдроме Картагенера, микозах слизистой обо­лочки, для анемизации слизистой обо­лочки носовых ходов у детей во время уда­ления инородных тел. Об актуальности проблемы и возрастающем интересе к ис­пользованию небулайзеров в отечественной медицине говорит издание в последние го­ды методических рекомендаций по их при­менению.
Целью настоящей работы явились оценка эффективности и безопасности НТ, а также разработка лекарственных схем для ее проведения при воспалительных заболе­ваниях ЛОР-органов.

Материалы и методы

Под нашим наблюдением находилось 47 человек с воспалительными заболева­ниями ЛОР-органов. Среди них было 30 (63,8%) мужчин и 17 (36,2%) женщин. Воз­раст обследуемых колебался от 4 до 62 лет. Лишь у 5 (10,6%) лиц НТ проводилась в ви­де монотерапии, у остальных 42 (89,4%) она включалась в комплекс лечебных меро­приятий, назначавшихся при каждом забо­левании в соответствии с требованиями ме­дицинских стандартов. Распределение больных, получавших НТ, по отдельным нозологическим формам было следующим: острые риниты и риносинуситы - у 6 (12,8%), острые ринофарингиты - у 7 (14,9%), острые фарингиты - у 9 (19,1%), острые ларингиты - у 11 (23,4%), острые фаринголарингиты - у 14 (29,8%).

У всех обследуемых лиц НТ выполня­лась с использованием компрессорного не- булайзера модели NS-3000, производитель компания «Medstar, LTD» (Южная Корея). Указанный прибор работает в постоянном режиме, обладая оптимальными техниче­скими параметрами:

· дыхательная фракция аэрозольной мощности - не менее 50%;

· скорость воздушного потока - 6-10 л/мин;

· размер частиц - от 3 до 7 мкм;

· время небулизации - 5-7 мин.


Выбор лекарственных средств для НТ, в первую очередь, опреде­лялся характером воспалительного процес­са, а также индивидуальными особенностя­ми пациента. Курс лечения - 5-7 дней.
Контрольную группу составили 32 больных с аналогичной патологией Л0P-органов, получавших базовую этиотропную и патогенетическую терапию, включавшую антибиотики, противовоспалительные сред­ства, назальные деконгестанты, муколитики, назначавшиеся по общепринятым схе­мам. При этом острые риниты и риносину­ситы выявлены у 6 (18,7%) из них, острые ринофарингиты - у 3 (9,4%), острые фарин­гиты - у 6 (18,7%), острые ларингиты - у 8 (25%), острые фаринголарингиты - у 9 (28,2%).

Оценка эффективности лечения в группах производилась по анализу субъек­тивных ощущений пациентов, данных объ­ективного осмотра JIOP-органов и по дина­мике функциональных расстройств.

Наши рекомендации