Технология проектного обучения экологии
Дисциплина «Экология» преподается во всех высших учебных заведениях. И это, очевидно, правильно. Каждый живущий на Земле человек должен знать, что матушка природа дала много и это «много» должно быть рационально использовано, чтобы хватило потомкам.
В век новых информационных технологий в практику преподавания «Экологии» наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и др.
С введением в учебном заведении компьютерных технологий для преподавателей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса студентов к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Метод проектов в нашем учебном заведении реализуется как с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации, так и с помощью телекоммуникаций, мультимедийного оборудования, виртуальной библиотеки, образовательных порталов и сайтов общеобразовательных учреждений, материалов интернет-конференций.
Применение технологии проектов позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности студентов, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании дисциплины «Экология» метод проектов органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на занятии и может быть одной из форм внеурочной деятельности.
Работа над проектами осуществляется поэтапно.
1. На первом этапе определяется актуальная для студентов проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, они будут работать. Студенты формируют умение выявлять проблемы в различных областях знания.
2. На втором этапе производится постановка задачи и составление плана работы, что развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
3. На третьем этапе происходит выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у студентов развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать природные объекты.
4. На четвертом этапе происходит подведение итогов работы. Этот этап дает возможность преподавателю выработать у студентов умение делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
5. На пятом этапе происходит подготовка защиты работы. Студенты самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
6. На шестом этапе происходит презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у студентов владеть искусством и культурой коммуникации.
Для примера можно представить описание следующих проектов.
Проект: «Влияние выхлопов автомобилей на окружающую воздушную среду и здоровье жителей г. Краснодара». Цель проекта: дать оценку изменения окружающей среды за счет выхлопов автомобилей, выявить количество выбросов вредных веществ с выхлопными газами, определить качественный состав выбрасываемых вредных веществ и их влияние на организм человека, сделать прогноз на будущее для поколения людей и выдать рекомендации по снижению вредных газовых выбросов.
Проект: «Особо охраняемые природные территории и заповедники Краснодарского края». Цель проекта: изучить информацию об особо охраняемых природных территориях и заповедниках Краснодарского края, показать основные проблемы на этих территориях, дать рекомендации по улучшению или изменению состояния природных объектов.
Проект: «Экологические проблемы Черного моря в пределах побережья Краснодарского края». Цель проекта: изучить: информацию о состоянии морских вод в районе Краснодарского побережья, сбросе загрязненных городских вод, нефтепродуктов с проходящих судов. Ознакомиться с вопросами самоочистки и очистки морского побережья, охраны морей, контроля содержания вредных веществ и загрязнения. Дать рекомендации по решению проблем Черного моря и других морей в России.
Проект: «Экологическое нормирование качества окружающей природной среды». Цель проекта: изучить необходимость нормирования содержания вредных веществ и воздействий их на окружающую среду, установить причины, заставляющие устанавливать предельно-допустимые нормативы, позволяющие развивать хозяйство и сохранять окружающую среду. Определить основу экологических нормативов: технологических, научно-технических, медицинских, санитарно-гигиенических. Перечислить действующие нормативы предельно-допустимых концентраций (на наиболее известные в данном районе вредные вещества), предельно-допустимых выбросов, сбросов и размещения отходов. Дать рекомендации по экологической экспертизе качества природной среды.
Проект «Международное сотрудничество в природоохранной деятельности». Цель проекта: определить необходимость международного сотрудничества, его принципы. Установить объекты медународно-правовой охраны, не входящие и входящие в юрисдикцию государств, виды международно-правовой ответственности, уровни международного сотрудничества по охране природы. Назвать международные организации по охране окружающей среды, их приоритетные цели и задачи.
Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности студентов, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Апробация данной технологии в учебном заведении показывает, что с ее использованием повышается эффективность экологического воспитания и создаются условия для формирования экологического сознания и экологической культуры студентов.