Биологическая вечность жизни

Для того чтобы оценить и рассмотреть понятие «биологическая вечность жизни», необходимо сформулиро-

190

вать определение жизни: «Жизнь — это активное, идущее с затратой энергии поддержание и воспроизведение специфической структуры». Активное воспроизведение — это такой процесс, когда система сама воспроизводит себя и поддерживает свою целостность, используя для этого элементы окружающей среды с более низкой упорядоченностью. Пассивный процесс такого рода — отнюдь не признак жизни.

Поддержание и воспроизведение структуры живого организма, идущие с затратой энергии, отличает живые существа от других самовоспроизводящихся структур, например, кристаллов.

Из поколения в поколение организмы воспроизводят характерную для видов, к которым они принадлежат, упорядоченность, причем с абсолютной точностью. Чужая упорядоченность организму не нужна, и он изо всех сил борется с ней. Например, сохранить пересаженный орган удается только подавив защитные иммунные системы образования антител. Но тогда организм оказывается беззащитным перед любой инфекцией и может погибнуть от нее. Пересаженные органы отторгаются, если они были взяты не у однояйцового близнеца (т.е. генетической копии одного и того же организма).

Казалось бы, у низших организмов отвращение к чужому порядку меньше. Но даже животные, питаясь другими животными или растениями, начинают с разрушения чужой упорядоченности. Так, белки расщепляются до аминокислот, сложные углеводы — до моносахаридов, нуклеиновые кислоты — до нуклеотидов. Из этих элементарных «кирпичиков» жизни организмы создают и строят лишь им присущие белки. Каждый организм характерен неповторимой, присущей только ему комбинацией белковых молекул. А уже на этой базе возникает комплекс всех признаков организма — на уровне клеток, тканей, органов. У растений это выражено еще более резко. Вода, набор питательных солей, углекислый газ и свет — при этом комплексе одинаковых факторов из одного семени вырастает роза, а из другого — крапива, каждое растение с присущим ему набором свойств, со своей упорядоченностью.

Итак, организмы берут извне не упорядоченность, а энергию: растения — в виде квантов света, животные —

в виде мало окисленных соединений, которые можно сжечь в процессе дыхания. За счет этой энергии они строят свою «доморощенную» упорядоченность, пренебрегая чужой. Вот почему в определении жизни должно быть «воспроизведение специфической структуры».

Жизнь использует свой ресурс, любую возможность для размножения. Это есть «давление жизни». Но даже если численность организмов какого-либо вида остается стабильной, потенциал его размножения — мощный резерв, поставляющий материал отбору.

Живое эволюционирует путем естественного отбора — в этом суть блестящего открытия, сделанного Ч. Дарви-ном и А. Р. Уоллесом в середине XIX столетия. Красота и элегантность современных форм жизни обязана своим происхождением естественному отбору, в результате которого выживали и размножались те организмы, которые случайно смогли приспособиться к своему окружению. Эволюция случайна и непредсказуема. Лишь благодаря гибели огромного количества недостаточно приспособленных организмов, мы со всем, что у нас есть, живем на Земле.

Иногда жизнь считают проявлением химической организации, забывая, что ее в организмах не более 10%. Основная же масса биотики — вода, которая выступает не только средой, но и обязательным участником всех биохимических процессов. Если бы вода не выделялась при взаимодействии аминокислот, то не было бы белка, не проходил бы обмен веществ. Без воды невозможна терморегуляция. Но самое главное: водная среда как уникальная по своим упругим свойствам структура позволяет всем определяющим жизнь молекулам реализовать свою пространственную организацию, благодаря левому вращению планеты.

Жизнь— это объемное проявление свойств специфически направленных молекул, самоорганизованных в самовоспроизводящиеся системы в водных средах. Сложные молекулы, обеспечившие появление живых систем, образовались в природе из более простых: метана, аммиака, синильной кислоты, окиси и двуокиси углерода, сероводорода, фосфорного ангидрида и др.

Формирование сложных молекул шло под влиянием жесткого ультрафиолетового излучения, возможно, по

192

нескольким путям в присутствии катализаторов. В качестве последних могли служить металлы магматических выбросов.

Биологическая форма организации материи в своем каноне завоевывает все новые области Вселенной. Однако при этом ее связи с колыбелью — гидросферой — только укрепляются. Вода создала и саму жизнь и всякие условия, создавшие ее симметрию. Возникнув в одной из сфер, при переходе в другую жизнь должна кап-сулироваться для. переноса среды, в которой она родилась. Ни о какой замене внутренних средств не может быть и речи. Они лишь наращиваются. Природа неизменно бережет свои достижения, особенно в информационном плане и при развитии не уничтожает их, а надстраивает уже имеющиеся, если информационная ветвь не имеет тупика. Свои удачи она всегда старается сохранить, проявляя в консерватизме осмотрительность и мудрость.

В растениях вода вместе с двуокисью углерода служит основным строительным материалом при создании крахмала, клетчатки и прочих углеводов.

Границы живого и неживого проходят через молекулы ДНК, в которых содержится программный механизм самовоспроизведения, самокопирования. Этот признак живого есть уже у вирусов, способных в определенных условиях передавать генетическую информацию. Энергетику живых систем обеспечивают моно- и полиуглеводы, в частности, глюкоза, а также жиры. В водной среде первичного океана сложные молекулы породили репродуцирующиеся сгустки, которые накапливали энергию химическим путем. Со временем сгустки приобрели оболочки и превратились в клетки, хотя и с примитивными процессами обмена веществ (метаболизмом). Первичные клетки не имели ядра и занимали промежуточное положение между растительными и животными и развивались по анаэробному механизму. В процессе эволюции в систему клетки попадает ион магния, что дало начало растительным структурам. Они под действием солнечных лучей поглощают из атмосферы двуокись углерода и выделяют кислород.

Как животные, так и растительные системы стали объединяться в более сложные многоклеточные системы. Клетки обзавелись ядрами, причем содержимое внут-

ри оболочек обладало всеми свойствами первозданного бульона, имело присущую ему концентрацию органических и неорганических веществ, а также температуру 35—40° С. Некоторые живые организмы со временем выплеснулись с океаном на сушу, но и там сохранили внутри клеток океаническую среду.

Итак, жизнь зародилась в воде, но при переходе из гидросферы в воздушную среду была вынуждена захватить с собой «приметы» первой. Человек — творение второй, воздушной среды и может существовать только в ней. В иных средах — водной или космической — он может функционировать только внутри оболочки, сохраняющей неизменность привычных условий. Оболочки могут иметь разные размеры: от индивидуального скафандра для выхода в космос до современных просторных кораблей.

Как и человек, ДНК в индивидуальном «скафандре» может только перемещаться из одной сферы в другую. Но жить и репродуцироваться в другой среде они способны только находясь в клетке. Со временем появляются сгустки клеток — обитаемые космические структуры, где будет царствовать Разум.

МЕТАБОЛИЗМ

С помощью метода «меченых атомов» было установлено, что метаболизм (обмен веществ)сопровождается высокой скоростью передвижения. Эти скорости построения, распада и воссоздания вновь созданных органических комплексов, входящих в биологические структуры, таковы, что биологический этот процесс может называться не просто метаболизмом,а метаболическим вихрем.

Молекулы в нашем теле и любом другом организме находятся в состоянии непрерывного восстановления. Атомы протекают через него почти непрерывным потоком. Велика вероятность того, что никто из нас не сохранил больше нескольких атомов, с которыми мы начали жизнь. Будучи взрослыми, мы меняем большую часть материала нашего тела за несколько месяцев. Половина всех белков печени обновляется за 10 дней, смена белков скелетных мышц происходит за 158 дней, во всем организме половина всех белков обменивается на новые в среднем за 80 дней. И при таких скоростях обменных реакций в про-

цессе метаболического вихря белок не только не теряет своего равновесия, а порождает исключительную устойчивость свойств структуры, что особенно выпукло проявляется в процессах наследственности и памяти. Равновесие здесь держится именно на движении.

Таким образом, обмен веществ, или метаболизм, есть проявление общего специфически биологического явления — саморегуляции живых систем в целом и поддержании в них постоянной внутренней среды.

В связи с новыми открытиями в биологии потребовались дополнения не только научного аппарата, но и некоторых теоретических положений о жизнедеятельности. Было дополнено определение Ф. Энгельса о том, что «жизнь есть способ существования не только белковых тел, но и нуклеиновых кислот».

Наши рекомендации