Система Земельного права
Под системой земельного права в литературе понимается классификация и систематика предмета правового регулирования, которая состоит из земельно-правовых институтов, каждый из которых включает группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений. Таким образом, система земельного права есть научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений (Н.Б. Мухитдинов).
Земельное право как отрасль права, имеющая свою систему, состоит из общей и особенной части. Институты, содержащие отправные, общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляет в своей совокупности общую часть земельного права. Закрепляя правовой режим в виде установленного нормами земельного законодательства порядка должного и возможного поведения всех субъектов по отношению к земле, эта часть земельного права выражает то общее, что присуще правовому регулированию всех земель, независимо от их категории, форм собственности на них и целевого назначения.
Поэтому, было бы неправильно и непонятно рассматривать компетенцию органов управления земельным фондом в общей части учебника, а входящие в их компетенцию вопросы землеустройства, земельного процесса, земельного кадастра, мониторинга - в особенной части, и тем самым разрывать функцию центрального органа по управлению земельными ресурсами на две части и рассматривать ее в разных разделах, как это было в Земельном кодексе 1971 года, в законе "О земле" 2001 года. Неправильным является расположение и института охраны земель, касающийся всех земель, в особенной части Земельного кодекса РК. Таким образом, структура земельного законодательства РК не соответствует логическому построению правовых норм, составляющих самостоятельные институты земельного права. Поэтому она не является системно-целостным, законченным явлением. Требуется дальнейшее совершенствование структуры земельного законодательства.
Особенная часть земельного права имеет условно подчиненное положение по отношению к общей части и складывается из институтов государственного земельного фонда Республики Казахстан, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, различающихся по основному целевому назначению. Правовым основанием для создания земельного фонда Республики Казахстан является конституционное положение территории нашего государства. Согласно ст.2 Конституции, суверенитет Республики Казахстан распространяется на всю ее территорию. Обеспечение рационального использования земель и сохранение земли как природного объекта, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан является основополагающими принципами нашего земельного законодательства. Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки и звенья) норм, которые именуются правовыми институтами.
Общая часть земельного права состоит из следующих институтов (глав):
1гл. Понятие, предмет, метод и система земельного права. Соотношение земельного права со смежными отраслями права;
2гл. Задачи, цели и принципы земельного законодательства Республики Казахстан;
3гл. История земельного права;
4гл. Источники земельного права;
5гл. Земельные правоотношения;
6гл. Право собственности на землю;
7гл. Право землепользования;
8гл. Правовой режим земельных участков, находящихся в частной собственности и на праве землепользования;
9гл. Защита права собственности на землю и права землепользования;
10 гл. Плата за землю;
11 гл. Сервитуты;
12 гл. Общие вопросы государственного управления и компетенция органов управления в области земельных правоотношений;
13гл. Охрана земель, государственный контроль, землеустройство, мониторинг и земельный кадастр;
14 гл. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства;
15 гл. Земельные споры;
Особенная часть земельного права состоит из следующих институтов (глав):
1гл. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
2гл. Правовой режим земель населенных пунктов;
3гл. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
4гл. Правовой режим земель особо охраняемых территорий;
5гл. Правовой режим земель водного фонда;
6гл. Правовой режим земель лесного фонда;
7гл. Правовой режим земель запаса и непригодных к использованию земель.
Основные институты могут быть простыми и сложными. В последнем случае они делятся на субинституты. Например, институт права собственности на землю делится на два субинститута - "право государственной собственности на землю" и "право частной собственности на землю". Институт контроля за рациональным использованием земель делится на субинституты, касающиеся государственного, производственного, ведомственного и общественного контроля.