Нормативы качества в производственно-

Хозяйственной сфере

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ). К этой же группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы. Согласно ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» эта группа нормативов устанавливается с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных воздействий по каждому источнику загрязнения, на основе действующих нормативов предельно допустимых концентрацийвредных веществ в окружающей природной среде.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое исанитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды. Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ) [21].

Под выбросами понимается поступление вредных ве­ществ в атмосферу (ПДВ).

Сброс – поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты (ПДС).

ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии. Источники вредных выбросов устанавливаются органами надзора и контроля путем инвентаризации.

Постановление о введении ПДВ было принято в 1978 году. Принципы формирования нормативов ПДВ были отражены в законе СССР и законе РСФСР «Об охране атмосферного окружающего воздуха» (1980 г.). Ныне действующий Закон «Об охране окружающей природной среды», восприняв эти принципы, распространяет их на нормирование качества всей окружающей среды.

Правительство РФ постановлением № 545 от 3.10.92 г. установило порядок разработки и утверждения экологических нормативов на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Разработку указанных экологических нормативов организует Министерство природных ресурсов (МПР) России совместно с другими уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды, а также с участием исполнительной власти республик, краев, областей и районов.

Проекты нормативов выбросов и сбросов разрабатываются научными учреждениями на самих предприятиях с учетом предложений местных органов самоуправления и мнения общественности.

Для конкретных предприятий и организаций экологические нормативы устанавливают органы МПР России, или специально уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды, органы санэпиднадзора в соответствии с их компетенцией.

В частности, по химическим веществам нормативы выбросов и сбросов устанавливает МПР России. По биологическим веществам и микроорганизмам, по физическим видам воздействия (например, по радиации) – Госсаннадзор. Нормативы выбросов, приводящих к загрязнению окружающей среды на большие расстояния в результате трансграничных переносов вредных веществ в межрегиональных, межгосударственных масштабах, утверждаются МПР РФ. МПР ежегодно осуществляет подготовку Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации», в котором документально отражаются все экологические последствия природопользования за истекший календарный год. В этом Государственном докладе приводится характеристика наиболее крупных аварий в стране, ставших причиной экстремально высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод.

Постановления Правительства Российской Федерации предусматривают два вида нормативов выбросов (сбросов) – предельно допустимые и временно согласованные.

Постановлением о порядке введения в действие союзного закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривалось право специально уполномоченных органов государства устанавливать временно согласованные величины выбросов загрязняющих веществ для тех предприятий, которые не в состоянии обеспечить на момент введения в действие закона нормативы предельно допустимых выбросов.

Одновременно предприятия, получившие разрешение работать повременно согласованной схеме выбросов, обязаны были разработать планы снижения выбросов по этапам до достижения норм ПДВ. Постепенно временные правила сделались постоянными. Постановление исходит из неизбежности их существования. В этом надо усматривать определенное противоречие, в частности, со ст. 23 Закона, в которой указан только один норматив – предельно допустимые выбросы (сбросы). Всякие другие нормативы, противоречащие ПДВ, надо считать противоправными. Они снижают ответственность предприятия за загрязнение окружающей природной среды и причинение вреда здоровью человека.

В настоящее время такие уступки неуместны, ибо рынок экологических услуг дает широкие возможности для обезвреживания отходов. Если предприятиене использует эти возможности, значит, оно собирается строить свое благополучие за счет природы и здоровья населения.

Согласно ГОСТ 17.2.3.02–78 (Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями), ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от группы источников населенного пункта (даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта)не создадут приземную концентрацию, превышающую предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

Если в воздухе городов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ). Вводится поэтапное снижение показателей выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ВСВ.

Установлению ВСВ предшествует работа по снижению выбросов (сбросов) вредных веществ и оздоровлению окружающей природной среды в регионах, местной администрацией, органами Госсанэпиднадзора. Головными в этой работе являются органы местной исполнительной власти МПР России.

Совместно с органами Госсанэпиднадзора они проводят инвентаризацию выбросов и сбросов вредных веществ, разрабатывают норматив допустимых выбросов, сбросов для каждого конкретного источника. Все спорные вопросы между предприятиями и органами охраны окружающей природной среды решаются в установленном порядке. Предприятия, не согласные с установленным нормативом выбросов, могут обращаться с иском в арбитражный суд. В необходимых случаях по инициативе одной из сторон назначается экологическая экспертиза.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий-загрязнителей окружающей природной среды и привлечениюих руководителей к эколого-правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нормативы ПДВ укладывается сейчас 15–20 % загрязняющих производств. Значительная доля предприятий работает на 40–50 % ВСВ, а остальные, а их немало, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Но проблема не решается, поскольку ни одно из этих предприятий-загрязнителей нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение.

Не менее сложным является вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50–60 % загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

– совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

– повышение экономичности двигателя;

– внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива.

К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

Наши рекомендации