Эволюция взаимоотношений человека и природной среды
Географическая оболочка Земли продолжительное время была абиотической (неживой) геосистемой: в ней происходил геологический круговорот веществ в виде взаимосвязанных физических и химических процессов. Существенная трансформация геологического круговорота произошла под влиянием биологического обмена веществ. С развитием органического мира абиотическая геосистема постепенно преобразовалась в глобальную экосистему – биосферу, состоящую из двух взаимодействующих подсистем – неживой (абиотической) и живой (биотической). Обменные вещественно-энергетические процессы в этой новой системе были значительно видоизменены. Для образования биосферы решающее значение имело появление на земле растительности, содержащей хлорофилл. Дальнейший процесс эволюции живых организмов привел к появлению человека – наивысшего биологического вида, в своем развитии все больше воздействующего на природу. В обобщенном виде эволюцию природной среды можно представить следующим образом (рис. ).
Около 5 млрд. → Сформировалась литосфера → возраст найденных
лет тому назад ← древнейших пород -
4,5 млрд. лет
Около 4 млрд. → сформировался первичный → возраст древнейших
лет тому назад океан (гидросфера) ← осадочных пород –
3,9 млрд. лет
3 млрд. лет → существовали только бактерии → древнейшие остатки
тому назад и циании (синезеленые водо- ← микроорганизмов
росли), т.к. t0 воздуха дости- найдены в горных
гала 700С породах возрастом
более 3 млрд. лет
0,5-0,4 млрд. → бурное развитие органического → освоение растениями
лет назад мира на Земле ← и животными континентов
↓
|
↓
|
|
| ||||||
|
↓
|
Рис. . Обобщенная схема эволюции природной среды
С появлением людей на Земле началось влияние их деятельности на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере. В отличие от других организмов человек – это особый биологический вид, который влияет на природу не только своими процессами обмена веществ, но и трудовой деятельностью. Влияние ее связано не только с ростом народонаселения, но и с ее технической оснащенностью и умением организовать труд.
С воздействием человеческой деятельности глобальная экосистема начала постепенно преобразовываться в трехкомпонентную глобальную экосистему, в функционировании которой все боль Шую роль имело человеческое общество. В истории взаимодействия человеческого общества и природы выделяется три стадии (Бачинский Г.А., 1993 г.), которые по существу являются разными этапами развития на нашей планете глобальной социоэкосистемы – незамкнутую, частично замкнутую, замкнутую (табл. ).
На территории Украины экологический кризис начал проявляться еще в середине 50-х годов ХХ века. Еще в первый год независимости Верховный Совет провозгласил Украину зоной экологического бедствия. И это небезосновательно.
Люди пытаются переосмыслить отношении к природе, начать глубокое изучение возникновения и развития взаимосвязей и процессов в окружающей среде, искать пути гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы.
Таблица
История взаимодействия общества и природы
I стадия | Незамкнутая социоэкосистема (природная среда для человеческого общества была практически неограниченной) | Ограниченное вхождение людей в природу. Осуществляется накопление знаний о природе, приспособление человека к природе | Продолжалась 3 млн. лет от появления на Земле первых людей примитивного вида до возникновения около 40 тыс. лет тому назад современного человеческого вида |
II стадия | Частично замкнутая социо-экосистема | Период активного использования человеком ресурсов, взаимодействия с природой. Глобальное давление на окружающую среду еще незначительно и локально. Интенсивно развивается земледелие, скотоводство, развиваются ремесла, расширяется строительство сел, городов. Человечество своей деятельностью начинает наносить вред природе, особенно после развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. | Длилась около 40 тыс. лет от начала палеолита и до конца второй мировой войны, т.е. до середины ХХ века. |
III стадия | Замкнутая социоэкосистема | Период активного развития локальных и региональных экологических кризисов, глобального экологического кризиса. Противостояние природы и человеческого общества. Хищническая эксплуатация всех природных ресурсов. Наращивание гонки вооружений всеми развитыми странами мира. Стадия химизации, производства пластиков. Человек своей деятельностью на планете все больше влияет на природу, к сожалению, преимущественно негативно. | Началась в середине ХХ в. после окончания второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачок в развитии науки и техники. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8 Упрощенная схема состава современной экологии
Контрольные вопросы:
1 Укажите причины повышения интереса к экологии в последние десятилетия
XX века.
2 Чем отличаются первоначальные и современные определения экологии как
науки?
3 Что такое «экологизация»?
4 Назовите основные вехи становления и развития экологии.
5 Определите основной объект изучения современной экологии.
6 Содержание предмета экологии.
7 Что является центральной задачей современной экологии.
8 Общность и различие понятий: «экосистема», «биогеоценоз»
9 Подберите синоним понятию «аквариум»: экосистема, биоценоз, экотоп
10 Приведите примеры биотических и абиотических экологических факторов
11 Перечислите основные блоки в структуре современной экологии
12 Чем отличаются и что общего между понятиями «рациональное
природопользование» и «нерациональное природопользование»?
13 Что имело решающее значение для образования биосферы?
14 Как происходила эволюция природной среды?
15 Проанализируйте этапы развития глобальной социоэкосистемы