Понятие и структурные элементы хозяйственного механизма природопользования

Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который в РБ характеризуется переходом от централизованной к социально-ориентированной рыночной экономике.

Хозяйственный механизм природопользования представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере - удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды.

ХМП включает:

1. Организация управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов.

2. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.

3. Финансирование природоохранных мероприятий.

4. Экономическое стимулирование рационального природопользования.

5. Контроль и учёт в экологической сфере.

Исходной предпосылкой и составной частью централизованного управления экологической сферой становится экономический механизм природопользования. Это совокупность экономических методов управления, призванных создать материальную заинтересованность потребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с окружающей средой.

На современном этапе развития экономики в хозяйственном механизме природопользования всё большую значимость приобретает его экономический блок, охватывающий все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами негативной и позитивной мотивации, инвестирование природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование.

К методам негативной мотивации (меры ответственности) относятся: платежи, штрафы и возмещение ущерба.

К методам позитивной мотивации (меры заинтересованности) относятся налоговые льготы, льготное кредитование.

На этапе перехода к рыночной модели экономики главным элементом экономического блока становится налоговое регулирование. Налоговое регулирование подразделяется на:

1. Поощрительное (льготное кредитование и налогообложение).

2. Принудительное (платежи за загрязнение).

3. Компенсационное (возмещение ущерба).

Центральным звеном экономического механизма природопользования является система платности, включающая в себя:

1. Платежи за природные ресурсы.

2. Платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ.

3. Платежи за размещение отходов.

4. Штрафы и компенсационные выплаты за возмещение ущербов.

17 вопрос Хозяйственный механизм природопользования- молодой в отрасли экономики, объединяющий все виды воздействия общества на среду - стал складываться на рубеже 60-70 годов нашего столетия и находится в стадии формирования. Он представляет собой совокупность форм и методов организации и регулирования природопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере.

Хозяйственный механизм природопользования включает организацию управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, планирования и прогнозирования природоохранной деятельности, финансирования и кредитования природоохранных мероприятий, экономическое стимулирование рационального природопользования, контроль и учет в природопользовании, экологического нормирование и т.п. Структура хозмеханизма природопользования сложна, но в ней можно выделить два основных;

· регулирование, охватывающее государственное управление и природоохранное законодательство, а также планирование и прогнозирование;

· экономическое стимулирование (платежи, налоги, штрафы, финансово-кредитные рычаги и т.п.).

Хозяйственный механизм природопользования недавнего прошлого характеризовали командно-административная направленность, почти абсолютная централизация и детальная регламентация всей природоохранной ресурсосберегающей деятельности. Экономические методы управления в природопользовании получили значительно меньшее развитие, чем в других отраслях.

В процессе формирования рыночных отношений хозяйственный механизм природопользования должен претерпеть коренные изменения. Однако, рыночные рычаги, которые мы стремимся освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природопользования чем жесткое административное принуждение.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды. Этот процесс охватывает следующие функции:

· нормотворчество и законодательную инициативу в области охраны окружающей среды и природопользования;

· учет природных объектов и ведение природных кадастров;

· осуществление мониторинга окружающей среды;

· экологический контроль и экспертизу;

· планирование и прогнозирование природопользования и охраны окружающей среды;

· разрешение споров о праве пользования природными ресурсами;

· применение санкций за нарушение экологического законодательства и т.п.

Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные ресурсы - система органов управления природопользованием. Организационно управление природопользованием осуществляется посредством отраслевого и территориального принципов.

Отраслевой принцип управления состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств.

Территориальный принцип управления обеспечивает подход к проблемам Природопользования на уровне региона.

18 вопрос Интерес к проблемам экологического законодательства не случаен. На сегодняшний момент стоит вопрос не о процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде. Беларусь является одной из наиболее экологически уязвимых стран с переходной экономикой и до сих пор сталкивается с трудностями ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Очевидно, в условиях экологического кризиса и кризиса природопользования происходит резкое обострение всех социальных проблем. Поэтому государство должно не только гарантировать своим гражданам безопасность в указанной сфере, но и защищать их экологические права и интересы, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие общества, рациональное использование имеющихся ресурсов при сохранении благоприятной окружающей среды. Экологический налог платят,предприятия,автовладельцы.Комплексный характер экологических проблем требует комплексного

государственного управления в области охраны окружающей среды. Ниже

перечислим функции такого управления.

Экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под

воздействием конкретной экологической политики.

Экологическое планирование, то есть разработка стратегии и детальных

программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных

ресурсов.

Регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм.

Руководство экологической деятельностью - организационное воздействие на

реализацию экологических программ.

Экологический мониторинг - наблюдение за состоянием окружающей среды, учет

наличия, качества и расходования природных ресурсов.

Экологический контроль - деятельность по установлению соответствия и

несоответствия окружающей среды установленным требованиям законодательства.

Экологическое образование, обеспечение населения экологической информацией

и формирование общественного сознания с целью сознательного изменения

культуры потребления. Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести

к двум основным положениям:

- загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной

деятельности;

- загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи

через цены на свою продукцию и услуги.

Наши рекомендации