Тема: Платежи за негативное воздействие на окружающую среду (за загрязнение ОС, размещение отходов, др. виды вредного воздействия)
1. Сущность и содержание платы за загрязнение окружающей среды
2. Порядок расчета платежей за загрязнение окружающей среды.
1. Сущность и содержание платы за загрязнение окружающей среды
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования.
Платежи за негативное воздействие выполняют следующие функции:
- являются важнейшим средством компенсации ущерба, наносимого окружающей природной среде, здоровью населения и материальным ценностям в результате выбросов (сбросов) вредных веществ и размещения отходов;
- служат основным источником формирования специализированных фондов охраны природы, средства которых используются для финансирования природоохранных мероприятий, оздоровления окружающей природной среды и повышения уровня экологической безопасности производства и потребления;
- стимулируют соблюдение экологических нормативов и стандартов, а также реализацию природоохранных инвестиций, благодаря их применению в комплексе с доводимыми до предприятий экологическими нормативами и существование санкций за сверхнормативное загрязнение природной среды.
Т.о., плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экологического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов. Не является налогом!!!
Плата за загрязнение окружающей среды впервые была введена как эксперимент в 29 регионах теперь уже бывшего СССР в 1990 году. Окончательно установлена в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» и согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 года №13 введена повсеместно.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся [1]:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воз действий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В России взимается плата за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду (загрязнения):
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов.
Плательщиками являются юридические и физические лица, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории страны. От платы за загрязнение окружающей природной среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах, а также природопользователи, финансируемые из республиканского бюджета РФ.
В настоящее время это положение на территории Псковской области отменено, т.е. если в организации есть хотя бы один работник, организация уже должна платить за размещение отходов.
Порядок определения и взимания платы и ее предельные размерыза загрязнение ОПС, размещение отходов и другие виды вредного воздействия определен следующими нормативно-методическими документами:
· Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 [2].
· Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. [3].
· Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [4].
В настоящее время имеются базовые нормативы платы на единицу массы (руб/тонна) по 214 наиболее распространенным веществам, загрязняющим воздух, и 198 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты.
Действующие в настоящее время базовые нормативы платы содержатся в Постановлении Правительства РФ [4] , в котором содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности (рис.):
· нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых установленных нормативов (Ст Нi);
· нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов ВСВ,ВСС (Ст лимi);.
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:
· платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
· платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.
В случае отсутствия прибыли или убыточности природопользователя плата за сверхнормативное загрязнение производится за счет всех имеющихся средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание, т.е. речь идет о ликвидации предприятия.
В целях стимулирования природоохранной деятельности в счет платежей за загрязнение окружающей среды могут быть зачтены затраты предприятия на проведение в отчетном периоде природоохранных мероприятий [перечень определен в приложении 2 документа 3].
Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются:
- повышение экологичности выпускаемой продукции;
- сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
- сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
- снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий (проектно-технической документации), которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Не подлежат зачету текущие затраты на [3] :
- газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья;
- средне-кислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей;
- газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;
- санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д.
Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально. Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки. В Псковской области с 2010 года - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области (http://prirodnadzor.pskov.ru/ )
Все платежи за загрязнение окружающей среды перечисляются в отделение Федерального казначейства, далее распределяются по уровням бюджетов согласно БК РФ (20% - ФБ, по 40% - региональный и местный бюджеты). Поступившие в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды могут расходоваться только целевым назначением на средозащитные цели.
Предприятия, не внесшие оплату за негативное воздействие в установленные сроки, могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.