Участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 1986 год
Владимир Сергеевич Юлин родился 12 июня 1936 года в г. Запорожье.
И так судьбе было угодно, чтобы свое 50-летие он встретил тоже на Украине, только в Чернобыле, а через 10 лет его не стало...
С детства Владимир Сергеевич увлекался спортом, особенно футболом, любовь к которому он сохранил на всю жизнь, интересовался техникой, мечтал стать офицером, что и определило выбор его жизненного пути. В 1953 году, после окончания средней школы, он поступил в Ачинское авиационно-техническое училище дальней авиации, которое и закончил с отличием в 1956 году, получив специальность авиационного техника.
Первые пять лет офицерской жизни Владимир Сергеевич служил в должности авиационного техника, в том числе - в 37-ом бомбардировочном полку дальней авиации, меняя гарнизоны и адреса, а в 1961 году решил снова взяться за учебники и поступил в Военную академию химической защиты (ВАХЗ) на существовавший тогда факультет ракетных топлив. После получения в 1966 году академического образования он четыре года занимался наукой в одном из НИИ Министерства обороны по профилю названного факультета, а в 1970 году вернулся в ВАХЗ уже в качестве начальника научно-исследовательской лаборатории.
Целых 19 лет В.С. Юлин посвятил трудной и часто неблагодарной работе по созданию и совершенствованию способов и средств дегазации, дезактивации и дезинфекции различных объектов. Под его руководством и при непосредственном участии выполнено несколько десятков научно-исследовательских работ, результаты которых реализованы в специальных Руководствах, учебниках, а также в образцах химических и технических средств специальной обработки. В 1980 году Владимир Сергеевич защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1983 году ему присвоено ученое звание старший научный сотрудник. Он является соавтором 15 изобретений... Невозможно перечислить все заслуги полковника Юлина В.С. в этой короткой статье. Высокого роста, по-спортивному подтянутый, находчивый и остроумный, любивший пошутить и посмеяться, но способный быть, когда это необходимо, требовательным и жестким, он привносил в работу коллектива дух товарищества, творчества, умело пробуждал интерес к работе.
Его профессиональные и человеческие качества особенно ярко проявились в экстремальной ситуации - при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Владимир Сергеевич был командирован в первый состав Научного центра Министерства обороны СССР, на долю которого выпало самое трудное - научное сопровождение работ при одновременном создании самого Центра как такового. Прибыл он в Чернобыль 1 июня 1986 года и проработал там два месяца.
В.С. Юлин был старшим группы, в обязанности которой входило научно-техническое сопровождение дезактивации машинного зала, вентиляционных систем и систем расхолаживания 1-3 реакторов АЭС, то есть: экспериментальная и теоретическая оценка способов и средств, предлагаемых для дезактивации помещений и оборудования, разработка рекомендаций по проведению дезактивации, а также участие в работах и контроль соблюдения технологии их проведения.
Объем решаемых задач явно не соответствовал численному составу группы, поэтому на отдых оставалось не более 5 часов в сутки. По свидетельству его подчиненных, Владимир Сергеевич проявлял удивительную работоспособность, чему, очевидно, способствовали его регулярные занятия спортом. А ведь именно в эти дни ему исполнилось 50 лет! В то время некоторым более молодым офицерам казалось, что В.С. Юлин не доверяет им выполнение некоторых задач, излишне опекает их. Только по прошествии нескольких лет они осознали, что Владимир Сергеевич, реально оценивая степень опасности, старался, насколько это было возможно, уберечь подчиненных от свойственного молодости неоправданного риска.
Группа под его руководством работала без суеты и штурмовщины, уверенно и слаженно, в чем проявился его талант организатора. А проблемы возникали на каждом шагу, и часто именно Владимиру Сергеевичу удавалось найти простые решения, казалось бы, сложных проблем. Так было при дезактивации стен и строительных конструкций машинного зала, высота которых достигала нескольких десятков метров. Попытки использовать для этого лестницы или какие-то подобия строительных лесов были признаны явно неудовлетворительными. Работа грозила затянуться на месяцы. Тогда В.С. Юлин, тщательно изучив оборудование машинного зала, предложил применить для дезактивации установленные там пожарные мониторы, что и было с успехом выполнено.
При дезактивации емкостей с маслом, необходимым для работы турбин, также возникли серьезные трудности, связанные с большими размерами этих емкостей и наличием на их поверхности, коммуникациях и окружающих объектах застарелого слоя масла, способствовавшего фиксации радионуклидов. Учитывая невозможность применения органических растворителей по причине их по-жароопасности, оставалось рассчитывать лишь на многократную обработку поверхности штатным моющим раствором. Однако по предложению Владимира Сергеевича эта задача была выполнена гораздо эффективнее с помощью нештатных средств - последовательной обработкой щелочным раствором марганцовокислого калия, а затем раствором щавелевой кислоты.
Приведенные примеры, возможно, не самые яркие, но все же они помогают представить себе работу упомянутой выше группы и роль ее старшего. За мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в декабре 1986 года В.С. Юлин был награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени.
В 1989 году, после 36 лет службы, Владимир Сергеевич простился с Вооруженными Силами, но не расстался со своей специальностью. Следующие четыре года он работал старшим научным сотрудником в Институте гражданской обороны, где, занимаясь проблемами ликвидации последствий аварий, связанных с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ, передавал свой богатый опыт более молодым коллегам. В.С. Юлин участвовал в написании нескольких Руководств, пособий и методических разработок по гражданской обороне, являлся автором и главным редактором учебного пособия "Сильнодействующие ядовитые вещества" для организаторов и руководителей занятий по тематике ГО.
Уволившись в 1993 году из Института ГО, он целиком посвятил себя просветительской работе: читал лекции и проводил другие виды занятий по проблеме ликвидации последствий аварий, собирал материал на новую книгу...
Казалось, впереди еще долгая жизнь. Владимир Сергеевич чувствовал в себе еще достаточный запас творческой энергии, по-прежнему регулярно играл в футбол, любил встречаться с друзьями и товарищами по службе.
Однако силы организма, его иммунная система так и не восстановились полностью после длительного воздействия ионизирующих излучений. После незначительной травмы началось сильнейшее воспаление, в результате которого, несмотря на все усилия врачей, Владимир Сергеевич скончался. Случилось это 22 октября 1996 года.
Его вдова, Лариса Андреевна, и сын Юрий, ныне офицер, благодарны всем сослуживцам Владимира Сергеевича, оказавшим помощь в первые, самые тяжелые дни после кончины главы семьи, и тем из них, которые не забывают их и сейчас.
Пусть сохранится в наших сердцах память о Владимире Сергеевиче Юлине - честном человеке, настоящем офицере и профессионале.
Глава IV
ЧЕРНОБЫЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
СОЮЗУ "ЧЕРНОБЫЛЬ" РОССИИ - 10 ЛЕТ
Гришин Л.В., -
президент Союза " Чернобыль" РФ,
участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Участники чернобыльской эпопеи первыми ощутили на себе не только пагубное влияние радиации, но и несправедливое отношение государства и общества к их медицинским и социальным проблемам. Это привело к тому, что вначале стихийно, а затем организованно по всей стране стали создаваться общественные объединения граждан, подвергшихся воздействию радиации. Среди первых организаторов были Владимир Попов в Харькове, Сергей Трофимов в Свердловске, Георгий Лепин в Чернобыле и Киеве, Валерий Бобков в Чебоксарах, Дмитрий Григорян в Ростове, Владимир Дроздов и Дмитрий Михеев в Новосибирске, Юрий Чайковский в Барнауле и Владимире, Теймураз Таказов в Осетии, Петер Гримм в Эстонии, Евгений Кравцов в Кабардино-Балкарии и многие другие.
В 1989 году в Харькове и в Москве проходят собрания участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и членов семей, потерявших кормильца вследствие катастрофы. Объявляются цели и задачи общественности, суть которых заключается в борьбе за социальные права пострадавших, за признание связи заболеваний и смерти с радиоактивным облучением и работами в зоне ЧАЭС, за гласность и информированность граждан страны о реальных масштабах и последствиях чернобыльской аварии. Юридическое оформление инициатив по созданию общественных организаций чернобыльцев состоялось под патронажем Фонда социальных изобретений СССР (Председатель Правления - Г.П. Алференко).
31 марта 1989 года решением Фонда была создана всесоюзная организация «Союз ветеранов Чернобыля » с Украинским и Белорусским отделениями. Представителем Фонда социальных изобретений СССР в указанных организациях являлся участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Тиллес Р.С. 26 апреля 1989 года в Москве в Музее гражданской обороны СССР состоялась учредительная конференция Союза «Чернобыль» - Всесоюзного добровольного самоуправляемого общественного движения. На конференции был избран Исполком Союза «Чернобыль» и Ревизионная комиссия. В Исполком вошли: члены бюро - президент Союза Хитров Л.М. (ученый-химик, г. Москва), вице-президент Волощук С.С. (ученый-аналитик, г. Москва), Акимов Е.М. (инженер-строитель, г. Москва), Бурлакова Е.Б. (ученый-радиоэколог, г. Москва), Глущенко А.И. (инженер-физик, г. Москва), Гришин В.Л. (военнослужащий, г. Москва), Закаблук Н.А. (ветеран ЧАЭС, г. Киев), Иллеш А.В. (журналист, г. Москва), Кайбышева Л.С. (журналист, г. Москва), Сергиенко Р.П. (кинорежиссер, г. Киев), Ситнико-ва Э.П. (вдова погибшего на ЧАЭС, г. Москва), Тиллес Р.С. (инженер-строитель, г. Москва), Троицкий С.Н. (журналист, г. Москва), Урывин С.Н. (военнослужащий, г. Москва), Фирсова Д.С. (публицист, г. Москва), Хараш А.У. (психолог, г. Москва), Шикалов В.Ф. (физик-ядерщик, г. Москва) и другие. Ревизионную комиссию возглавил Кузнецов В.А. (инженер-физик, г. Москва).
Конференция поручила Исполкому подготовить и утвердить в Фонде социальных изобретений СССР Устав Союза «Чернобыль». 27 июня 1989 года на бюро Исполкома поручение конференции было выполнено.
В Уставе были выделены два основных направления работы Союза:
1. Не допустить повторения чернобыльской трагедии.
2. Защитить интересы людей, испытавших и испытывающих на себе последствия аварии на ЧАЭС и других ядерных объектах, бороться с бюрократическим отношением к их проблемам, формировать правильное общественное мнение о героях-ликвидаторах, воплощая принцип «Никто не забыт, ничто не забыто».
Для достижения поставленных целей Союз «Чернобыль», согласно Уставу, использовал следующие формы деятельности:
l участие в работе Советов народных депутатов, их постоянных комиссий при рассмотрении вопросов, входящих в круг интересов Союза;
l выдвижение своих кандидатов в депутаты Советов народных депутатов, рекомендация членов Союза на выборные должности и штатную работу в исполкомах Советов разных уровней;
l проведение на всех уровнях (включая международный) конференций, симпозиумов, семинаров, демонстраций, митингов и других массовых мероприятий, изучение общественного мнения, проведение дискуссий с представителями различных организаций;
l организация своего пресс-центра, своих печатных органов, использование других средств массовой информации;
l организация собственной финансово-хозяйственной деятельности, отвечающей целям и задачам Союза;
l создание в рамках Союза общественного института «Чернобыль», который образует экспертные советы, общественные инспекции, научные исследования по наиболее актуальным проблемам, связанным с радиационной безопасностью населения;
l организация Международного дня памяти Чернобыля - 26 апреля ежегодно;
l содействие выполнению программы «Еврочернобыль»;
l сотрудничество с организациями, предприятиями и научными учреждениями;
l организация и проведение радиоэкологического всеобуча населения.
Вскоре после создания в Москве Союза «Чернобыль» СССР в мае 1989 года в Чернобыле прошла Учредительная конференция другого Союза «Чернобыль», председателем которого стал Г.Ф. Лепин (ученый-математик, г. Минск). Существование двух Союзов только ослабляло позиции общественных организаций чернобыльцев в борьбе за свои права. Съезд Союза «Чернобыль» СССР принял решение собрать организационный комитет, задачей которого было создание единого общественного объединения. Комитет возглавил Председатель Исполкома Союза «Чернобыль» СССР Гришин В.Л.
Летом 1990 г. состоялся объединительный съезд, на котором был избран президент Союза «Чернобыль» СССР – Шовкошитный В.Ф. (поэт, г. Киев). Вице-президентами были выбраны Хитрощ Л.М. и Лепин Г.Ф.
Со дня своего основания Союз «Чернобыль» СССР уделял особое внимание увековечиванию памяти погибших ликвидаторов. 19 ноября 1989 г. по просьбе вдовы Владимира Шашенка, умершего от радиационных и тепловых ожогов утром 26 апреля 1986 г. и захороненного на территории зоны отчуждения (с. Чистоголовка), Союз «Чернобыль» СССР организовал перезахоронение останков героя на Митинском кладбище г. Москвы. Это событие послужило основой для фильма Р.П, Сергиенко «По ком звонит колокол. Колокол звонит по тебе».
В 1990 году по инициативе Союза «Чернобыль» СССР Совет Министров СССР издал Постановление о разработке эскизного проекта и сооружения мемориала на Митинском кладбище, на месте захоронения первых погибших в результате чернобыльской катастрофы: работники ЧАЭС - Акимов А.Ф. (06.05.53-11.05.86), Баранов А.И. (13.06.53-20.05.86), Бражник В.С. (03.05.57-14.05.86), Вершинин Ю.А. (25.05.59-21.07.86), Дегтяренко В.М. (10.08.54-19.05.86), Иваненко Е.А. (11.09.32-26.05.86), Коновал Ю.И. (01.01.42-28.05.86), Кудрявцев А.Г. (11.12.57-14.05.86), Кургуз А.Х. (12.06.57-12.05.86), Лопатюк В.И. (22.08.60-17.05.86), Лузганова К.И. (09.05.27-31.07.86), Новик А.В. (11.08.61-26.07.86), Орлов И.Л. (19.01.43-13.05.86), Перевозченко В.И. (06.05.47-13.06.86), Перчук К.Г. (23.11.52-20.05.86), Попов Г.И. (21.02.40-13.06.86), Проскуряков В.В. (09.04.55-17.05.86), Ситников А.А. (20.01.40-30.05.86), Топтунов Л.Ф. (16.08.60-14.05.86), Ходымчук В.И. (24.03.51-26.04.86), Шаповалов А.И. (06.04.41-19.05.86), Шашенок В.Н. (21.04.51-26.04.86). Пожарные: Ващук Н.В. (05.06.59-14.05.86), Игнатенко В.И. (13.03.61-13.05.86), Кибенок В.Н. (17.02.63-11.05.86), Тишура В.И. (15.12.59-10.05.86), Тытенок Н.И. (05.12.62-16.05.86), Правик В.П. (13.06.62-11.05.86).
Авторами мемориального комплекса стали москвичи - художник Андрей Ковальчук и скульптор Виктор Кореи. В мемориальный комплекс вошли бронзовая скульптура и 27 надгробий с барельефами. В осуществлении проекта участвовали Общество социальной защиты семей и родных первых жертв Чернобыля (председатель - Е.Д. Положай), Общество ветеранов ликвидации аварии на ЧАЭС и ее последствий (председатель - Л.А. Хоронжук).
Союз «Чернобыль» СССР прилагал все усилия для того, чтобы государство признало свою ответственность перед чернобыльцами и взяло их под защиту. Этот процесс шел очень медленно. В течение нескольких лет после аварии на ЧАЭС в СССР не существовало комплексного документа об участниках ликвидации ее последствий. В 1990 г., когда стало ясно, что проблема приобретает долгосрочный характер, этот вопрос встал особенно остро. При участии общественных организаций чернобыльцев государство начало законотворческую деятельность по защите их прав.
31 марта 1990 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС № 325 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
Согласно Постановлению, Минздрав СССР, а также все министерства и ведомства, имеющие в своей системе медицинские учреждения, должны были организовать дополнительное медицинское обследование всех лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пределах 30-км зоны. Минздраву СССР было также поручено организовать единый государственный учет (Государственный регистр) граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и подвергшихся воздействию радиации, в целях обеспечения систематического медицинского обследования.
Постановление устанавливало льготы для ликвидаторов, в том числе право на 50-процентную скидку со стоимости приобретаемых по рецептам врачей лекарств, первоочередное право на обеспечение по месту работу путевками для санаторно-курортного лечения и отдыха, право на первоочередное обеспечение жилой площадью нуждающимся в улучшении жилищных условий. Инвалидам-чернобыльцам было предоставлено право на бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей и ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение с проездом туда и обратно, а также право на первоочередное обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий (в т.ч. семей погибших или умерших граждан). Этим Постановлением ликвидаторы практически уравнивались в правах с ветеранами Великой Отечественной войны, и это закладывало основу для признания их подвига на государственном уровне.
В 1991 г. на собрании учредителей Союза "Чернобыль" СССР (Советский Фонд мира, Международный фонд защиты инвалидов Чернобыля, Фонд социальных изобретений СССР, Союз общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Союз предпринимателей и арендаторов СССР, «Русский дом в Мельбурне» (Австралия), "Christian Care East-West" (Нидерланды) был принят Устав в новой редакции.
Позднее, 20 февраля 1992 г. коллективными членами «Чернобыль-Помощь» стали МО «Союз Чернобыль», Союз «Чернобыль» России, Союз «Чернобыль» Украины, МГНО «Чернобыль-Помощь» Беларуси, Международный союз экологии человека. Председателем совета попечителей был вновь избран А.Е. Карпов. Первым заместителем председателя был избран президент Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришин, заместителями - Бобков В.К. (г. Чебоксары) и Румянцев А.Г. (г. Москва). В совет попечителей МГНО «Чернобыль-Помощь» входили: Адамович А.М. (писатель), Алференко Г.П. (председатель Фонда социальных изобретений), Андреев Ю.Б. (президент Союза «Чернобыль» Украины), Бедзик Ю.Д. (председатель СФМ Украины), Бунич П.Г. (председатель Союза арендаторов и предпринимателей), Бурлакова Е.Б. (профессор, доктор биологических наук), Васильев Н.В. (председатель Фонда инвалидов Чернобыля Украины). Венедиктов Д.Д. (председатель исполкома СОКК и КП), Воробьев А.П. (журналист), Григорович Н.Н. (президент Национального комитета помощи жертвам Чернобыля в Австралии), Григорьев Т.Г. (заместитель председателя правления СФМ), Егоров М.Ф. (председатель СФМ Республики Беларусь), Кельнер Л. (Ассоциация борьбы с детскими лейкозами, США), Костенецкая М.Г. (писатель), Косопкин А.С. (народный депутат РФ), Крутов А.Н. (политический обозреватель ТВ), Лешкович А. В. (председатель Объединения инвалидов Чернобыля Республики Беларусь), Мак-Доул Т. («Чернобыль-Помощь Северной Америки"), Назаров А.Г. (Международный Союз экологии человека, профессор, доктор биологических наук). Нечетная Н.П. (ткачиха, г. Клинцы), Петряев Е.П. (профессор Белорусского Государственного Университета, доктор химических наук), Подлесный А.Г. (Федерация независимых профсоюзов), Прудников В.Н. (народный депутат РФ), Сергиенко Р.П. (кинорежиссер), Силен Э. («Христианская забота Восток-Запад»), Слепокурова Т.М. (заведующая горздравотделом г. Гомеля), Станкевич С.Б. (советник Президента России), Тиллес Р.С. (вице-президент Международного фонда инвалидов Чернобыля), Фирсова Д.С. (публицист), Шовкошитный В.Ф. (поэт, президент МО «Союз Чернобыль»), Шуклин Б.С. (президент Международного фонда инвалидов Чернобыля).
Общественные организации чернобыльцев принимали активное участие в разработке и экспертизе Государственной всесоюзно-республиканской программы по ликвидации последствий аварии на Ч АЭС. Замечания экспертной комиссии были учтены в Постановлении Совета Министров СССР от 30 июня 1990 г. № 645 «Об обеспечении выполнения Постановления Верховного Совета СССР «О единой программе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией». Программа предусматривала: кардинальное улучшению медицинского обслуживания жителей пострадавших районов, особенно детей и подростков; улучшение экологической обстановки, разработку новых подходов к снижению уровня радиоактивности на загрязненных территориях и предотвращению распространения радионуклидов на новые территории; разработку унифицированной государственной системы льгот и компенсаций ущерба, нанесенного здоровью людей вследствие аварии; создание единой системы радиоэкологической информации, доступной для всех слоев населения.
Кроме того, Постановление инициировало разработку специальной программы «Дети Чернобыля», направленной на ограничение и исключение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы на подрастающее поколение. Эта программа была утверждена Постановлением Совета Министров СССР № 1312 от 19 декабря 1990 г. в качестве самостоятельного раздела единой долгосрочной Государственной союзно-республиканской программы по защите населения СССР от последствий чернобыльской катастрофы.
Для реализации единой Государственной программы 6 июля 1990 г. Постановлением Совета Министров СССР № 651 в составе Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям был образован Комитет по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. На него были возложены следующие основные обязанности: проведение и совершенствование общей стратегии ликвидации последствий аварии на Ч АЭС; определение важнейших направлений научно-исследовательских работ, связанных с защитой населения и среды его обитания от последствий чернобыльской катастрофы; совершенствование совместно с Советами Министров РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, Академией наук СССР с привлечением отечественных и зарубежных специалистов единой долгосрочной Государственной союзно-республиканской программы по защите населения СССР от воздействия последствий чернобыльской катастрофы, контроль и координация за ее практическим осуществлением; регулярная информация (с использованием средств печати, радио и телевидения) населения СССР о радиологической обстановке на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, и мерах по ее оздоровлению; разработка дополнительных мер по социальной, экономической и правовой защите лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС и ее последствий. Председателем Комитета стал Губанов В.А., заместителем председателя - В.Я. Возняк.
Комитет по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а впоследствии и Госкомчернобыль, при решении вопросов социальной защиты граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, учитывали мнение общественных организаций чернобыльцев. В рабочую группу по подготовке нормативно-правовых актов, в том числе Законов СССР и РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», были включены представители Союза «Чернобыль» СССР и Союза «Чернобыль» РФ: Акимов Е.М., Волощук С.С., Гришин В.Л., Тиллес Р.С., Хитров Л.М. и другие.
Этот факт свидетельствовал о том, что Союз «Чернобыль» был значимой общественной силой, дававшей пострадавшим от радиации надежду на достойную жизнь.
1 сентября 1990 г. депутаты Верховного Совета СССР создали Комиссию по расследованию причин чернобыльской трагедии и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период. По решению Комиссии от 04.10.90 при ней была образована постоянная экспертная группа, задачами которой стало выявление типовых причин, условий и факторов экологических аварий и катастроф, а также разработка научно-практических и правовых рекомендаций по их предупреждению. От Союза «Чернобыль» СССР в состав экспертной группы вошли: профессор, доктор физико-математических наук Дубовский Б.Г.; профессор, доктор биологических наук Бурлакова Е.Б.; член-корреспондент АН БССР, профессор, доктор технических наук Нестеренко В.Б.; профессор, доктор медицинских наук Шевченко; биофизик Шакс А.И.
Комиссия пришла к выводу, что вследствие разобщенности действий, отсутствия единого методического руководства, точных целей и критериев качества проводимых работ государство оказалось бессильным перед масштабами чернобыльской катастрофы. Непринятие своевременных и эффективных мер привело к дополнительному облучению ликвидаторов, значительному увеличению площади загрязненных радионуклидами территорий и, в конечном итоге, росту числа массовых заболеваний у населения пострадавших районов БССР, УССР и РСФСР. Ведомства, ответственные за безопасность ядерной энергетики, пренебрегли здоровьем сотен тысяч людей и не смогли предотвратить перерастание радиационной аварии в одну из самых крупных катастроф современности.
Генеральной Прокуратуре РСФСР было поручено возбудить уголовное дело по фактам злоупотреблений и халатного отношения должностных лиц министерств и ведомств, приведших к аварии на ЧАЭС и проявленных в ходе ликвидации ее последствий. Руководителем группы следователей был назначен Уваров Б.И., следователь Генпрокуратуры по особо важным делам. Союз «Чернобыль» России предоставлял свидетелей и факты по запросам Генеральной Прокуратуры. В декабре 1993 г. дело было закрыто в связи с распадом СССР.
Для более успешной реализации программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на территории РСФСР 19 сентября 1990 г. был принят закон РСФСР «О Государственном комитете РСФСР по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». В соответствии с Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 29 мая 1990 года «О неотложных мерах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в ряде областей РСФСР» Верховный Совет РСФСР постановил образовать Государственный комитет РСФСР по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и определить его месторасположение в г. Брянске. Председателем Комитета был назначен Волощук С.С., его заместителем - Урывин С.Н. Оба они входили в число создателей Союза «Чернобыль» СССР.
1990 год стал новой точкой отсчета деятельности Российского Союза «Чернобыль», в который к тому времени входило 47 организаций, насчитывающих более 100 тыс. ликвидаторов и более 200 тыс. граждан, проживающих на загрязненных территориях. 10 декабря 1990 г. на 1 Съезде Союза «Чернобыль» России в Брянске были определены основные цели и задачи общероссийского общественного объединения. Согласно принятому на 1 Съезде Уставу, деятельность Союза строится на основе творческой инициативы его членов под общим девизом «Гуманность. Милосердие. Братство. Защищенность». Главными задачами Союза были признаны:
l объединение в борьбе за социальные гарантии широких масс граждан, озабоченных медицинскими, социальными, экологическими и прочими последствиями аварий на объектах атомной энергетики;
l защита интересов участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, их семей и граждан, пострадавших в результате аварии или других случаев воздействия ионизирующего излучения, всестороннее содействие в улучшении жилищных условий, бытового и медицинского обслуживания и других социально-бытовых вопросов;
l выполнение государственных и ведомственных решений по вопросам улучшения социально-бытового, экономического и медицинского обеспечения граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и пострадавшего от нее населения.
Для достижения поставленных целей и задач Союз избрал следующие формы деятельности:
l подготовка и внесение в Верховный Совет и Правительство РФ предложений по правовой защите участников ликвидации последствий аварии и лиц, пострадавших в результате аварий на атомных объектах;
l взаимодействие с диагностическими, лечебными и реабилитационными центрами, органами здравоохранения в стране и за рубежом;
l законодательством диагностических, лечебных и реабилитационных медицинских центров, в том числе детских и семейных;
l проведение лекционно-просветительской работы;
l организация и ведение в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной деятельности в целях получения средств на осуществление благотворительных программ;
l участие во всемирном движении миротворческой и экологической направленности, в движении за выживание человечества;
l сотрудничество с зарубежными национальными и международными организациями милосердия;
l организация в благотворительных целях выставок, концертов, культурных программ;
l ведение издательской деятельности (издание фотоальбомов, сборников художественных, документальных, научных, публицистических произведений).
По Уставу, членами Союза могли стать: ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС или любом ином атомном объекте; эвакуированные и отселенные с загрязненных радионуклидами территорий или проживающие на этих территориях; подвергшиеся воздействию ионизирующего излучения по роду своей службы или работы. В деятельности Союза могли принимать участие коллективы предприятий, учреждений, организаций, признающие его основные цели и задачи.
Основу Союза «Чернобыль» России составляли региональные организации, руководящими органами являлись: Съезд (высший орган, созывается не реже одного раза в четыре года). Центральный Совет, Президиум Совета. Высшее должностное лицо Союза - президент, который избирается на Съезде сроком на четыре года. Им стал Гришин В.Л. Вице-президентами - Иванов А.В. (г. Москва) и Рыбкин А.С. (г. Пермь). Членами Президиума были избраны: Акимов Е.М. (г. Москва), Бобков В.К. (Чебоксары), Булгаков С.И. (г. Москва), Великий А.Я (г. Ленинград), Диденко А.К. (г. Тула), Дроздов В.П. (г. Новосибирск), Ойсбойт М.И. (г. Калининград), Суздальцев М.А. (г. Москва), Трофимов С.П. (г. Свердловск), Хитров Л.М. (г. Москва). Председателем Центральной ревизионной комиссии был избран Коняев В.И. (г. Рязань).
Согласно Уставу, средства Союза образовывались из взносов членов Союза, добровольных взносов предприятий, общественных организаций, граждан России и иностранных государств; доходов от хозяйственной, издательской деятельности, культурно-массовых и лекционно-просветительских мероприятий. Эти средства расходовались на:
l оказание медицинской помощи членам Союза, а также гражданам, пострадавшим от аварии на атомных объектах или от иных случаев воздействия ионизирующих излучений;
l строительство объектов социально-бытового, медицинского, культурного назначения, санаториев, домов отдыха, пионерских лагерей, детских учреждений и жилья;
l охрану и оздоровление природной среды;
l финансирование издательской, культурно-массовой и лекционно-просветительской деятельности;
l оплату труда штатных работников, аренду и содержание служебных помещений, аренду и приобретение необходимого для выполнения уставных целей и задач оборудования, транспорта и инвентаря.
В дальнейшем в связи с изменением ситуации в стране и расширением деятельности Союза «Чернобыль» России в Устав вносились изменения и дополнения, направленные на повышение эффективности работы Союза по защите прав и законных интересов граждан, пострадавших от радиационного воздействия. Но основные цели и задачи оставались неизменными.
Для достижения этих целей Союз «Чернобыль» России принимал самое активное участие в разработке Чернобыльского Закона, работая с депутатами Верховного Совета. Подготовка Закона была поручена комиссии Верховного Совета по социальной политике, которую возглавлял депутат Захаров М.Л. Вопросами социальной защиты граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС, занимались члены комиссии Косопкин А.С., Прудников В.Н. В комиссии по экологии эту работу вел Гаспарьян Ф.Г. При разработке Закона они брали за основу предложения, подготовленные Союзом «Чернобыль» России. Активную работу по подготовке этих предложений проводили Акимов Е.М., Карибджанян Н.А., Назаров А.Г., Нестеров И.А., Тиллес Р.С., Урывин С.Н., Федин В.И., Хитров Л.М. и другие.
15 мая 1991 г. был принят Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
21-25 мая 1991 г. Союз «Чернобыль» России принял участие в 1-м Международном конгрессе памяти А.Д. Сахарова «Мир, прогресс, права человека», который проходил в Москве. Члены Союза Л.М. Хитров, Е.Б. Бурлакова работали в секции по установлению причин и по масштабам последствий аварии на ЧАЭС.
24 августа 1992 г. распоряжением Президента Российской Федерации № 445-рп было принято положение о Государственном комитете Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф (Госкомчернобыль России) - центральном органе государственного управления. На Госкомчернобыль России были возложены:
l определение и проведение единой научно-технической политики и общей стратегии преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и иных случаев опасного радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации;
l организационно-методическое руководство и координация деятельности министерств, ведомств и органов исполнительной власти по вопросам социально-правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
l разработка совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти государственных и международных программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
l подготовка предложений по объемам и направлениям использования финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых на реализацию этих программ;
l информирование населения и общественных организаций о радиационной обстановке на радиоактивно загрязненных территориях, принимаемых мерах по ее оздоровлению и социальной защите граждан, пострадавших от радиационного воздействия, разработка рекомендаций по обеспечению безопасного проживания и хозяйственной деятельности на этих территориях.
Решения Госкомчернобыля России, принятые в пределах его полномочий, объявлялись обязательными для министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Местонахождение Госкомчернобыля России - г. Москва.
Госкомчернобылем России была разработана Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от последствий чернобыльской катастрофы. Комитет по вопросам экологии Верховного Совета РФ поручил Союзу «Чернобыль» России провести независимую общественную экспертизу программы, к которой были привлечены ведущие специалисты страны по радиационной медицине, биологии, радиационной экологии, социальной психологии. Общественная экспертная комиссия признала текст программы противоречивым и отметила, что вред, нанесенный чернобыльской катастрофой, занижается. Кроме того, мало внимания уделяется ликвидаторам как отдельной группе риска, что препятствует принятию целевых персонизированных дозозависимых мер по защите здоровья и реабилитации пострадавших. Распределение затрат по годам не учитывает динамики ситуации в зависимости от экономических, демографических и социально-психологических условий. К сожалению, при доработке программы замечания общественной экспертной комиссии были учтены лишь частично. Но в целом совместная работа Союза «Чернобыль» с Госкомчернобылем России была конструктивной.