Геоботанической практики
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
А. С. СОКОЛОВ
УЧЕБНАЯ ГЕОБОТАНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология»
Гомель
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
УДК 581.9 (075.8)
ББК 28.58
C 59
Рецензенты:
кандидат биологических наук;
кафедра экологии УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Рекомендовано к печати научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Соколов, А. С.
C 59 Учебная геоботаническая практика: практическое руководство для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» / А. С. Соколов; М-во образования РБ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 48 с.
ISBN
Практическое пособие разработано в соответствии с учебной программой учебной геоботанической практики и содержит общие сведения о геоботанике и месте геоботанических исследований в геоэкологическом изучении территории, описание методики геоботанической съёмки лесной, луговой и сорной растительности, а также первичной обработки полевого материала.
Адресовано студентам специальности 1-33 01 02 «Геоэкология»
УДК 581.9 (075.8)
ББК 28.58
ISBN © Соколов А. С., 2012
© УО «Гомельский государственный
университет им. Ф. Скорины», 2012
Содержание
Тема 1 Организационно-методические основы геоботанической практики………………………………………………………………….. | |
Тема 2 Теоретические основы геоботанической практики…………… | |
Тема 3 Растительность района практики……………….……………… | |
Тема 4 Методы полевых геоботанических исследований……………. | |
4.1 Общая характеристика методов и методик…………………. | |
4.2 Изучение лесной растительности……………………………. | |
4.3 Изучение луговой растительности…………………………... | |
4.4 Изучение рудеральной растительности……………………… | |
Тема 5 Методы камеральной обработки материала полевых съёмок.. | |
5.1 Индикация условий местообитания…………………………. | |
5.2 Ординация сообществ (Q-анализ)…………………………… | |
5.3 Ординация видов (R-анализ)…………………………………. | |
Литература……………………………………………………………….. | |
Приложение А Бланк описания лесного фитоценоза…………………. | |
Приложение Б Бланк описания лугового фитоценоза……………….. |
Тема 1 Организационно-методические основы
геоботанической практики
Учебная геоботаническая практика студентов 2 курса специальности «Геоэкология» проводится с целью ознакомления с особенностями изучения растительного компонента природно-территориальных комплексов, ознакомления студентов с полевыми и камеральными методами геоботанических исследований, изучения основных типов фитоценозов района практики; получения навыков работы в полевых условиях.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· освоение методов учета лесной и луговой растительности;
· изучение и описание луговой и лесной растительности;
· формирование умений определять видовой состав растений, экологические группы растений, распределять дикорастущую флору по географическим элементам
· закрепление знаний по структуре и классификации биоценозов и фитоценозов;
· приобретение умений и навыков составления карты растительности и геоботанического профиля;
· определения путей рационального использования и охраны растительности.
Объём практики составляет 18 учебных часов (0,5 недели). Группа студентов разбивается на бригады по 3-4 человека, назначается бригадир.
Программа практики включает в себя три этапа: организационный, полевой и заключительный – камеральный.
Организационный этап включает вводный инструктаж, ознакомление с правилами техники безопасности, ознакомление с целями, задачами, особенностями учебной практики по геоботанике, требованиями, предъявляемыми к студентам на период практики, а также к заключительному отчёту, ознакомление с методами геоботанических исследований, приборами, правилами полевых наблюдений, ведения дневника практики, техникой записей, зарисовок и описаний фитоценоза. Во время подготовительного этапа изучаются материалы, касающиеся избранной территории и направления работ – литературные и фондовые материалы, карты и планы, данные дистанционного зондирования Земли. На основе этих материалов составляется предварительная карта растительности – итоговый документ подготовительного периода, составление которого производится методом дешифрирования аэрокосмоснимков и анализа отраслевых карт и планов. Эта карта, таким образом, дает достоверные представления о пространственной дифференциации растительных сообществ и их границах. В полевой период контуры такой карты обычно мало изменяются, но наполняются конкретным содержанием в соответствии с задачами исследования. По предварительной карте еще до выезда на полевые работы целесообразно разработать сеть маршрутов, выбрать ключевые участки для детальных исследований, наметить опорные точки наблюдений.
Полевой этап посвящён непосредственному изучению растительных сообществ район практики – лесных и луговых, ненарушенных и антропогенно трансформированных и т. д. Полевые работы начинаются с этапа рекогносцировки. Она имеет целью общее ознакомление с особенносями изучаемой территории непосредственно в поле, выявление на ней существующих растительных сообществ и выбор точек заложения пробных площадей и профилей. Основным же содержанием данного этапа является сбор фактического материала в результате непосредственных наблюдений на местности – выполняются геоботанические описания, собирается гербарий, делаются фотографии и зарисовки наиболее примечательных объектов и т.д.
В ходе 3 этапа выполняются камеральные работы, работа над отчётом, защита отчёта по практике. Обработка результатов полевых работ включает: описание растительных сообществ, их структуры, качественных и количественных характеристик, определение места фитоценозов в синтаксономической иерархии, составление геоботанических карт и т. п.
В процессе окончательной камеральной обработки весь собранный материал систематизируется, анализируется и обобщается в отчёте бригады. Каждый член бригады составляет определённый раздел или подраздел. Отчёт иллюстрируется рисунками, фотографиями, схемами, картами, таблицами. К защите отчёта прилагается хронологический дневник наблюдений при прохождении маршрутов. В конце практики предусматривается защита отчёта с выставлением дифференцированной оценки. Индивидуальная оценка студентов определяется оценкой его участия в полевых работах, камеральной обработке.
Познание закономерностей организации и функционирования растительных сообществ, механизма их адаптаций к условиям среды являюся необходимой предпосылкой разработки научно обоснованных эффективных мероприятий по повышению их устойчивости, сохранению и восстановлению, рациональному использованию и охране экосистем, решению проблемы более полного удовлетворения потребностей населения в полноценных продуктах питания, а промышленности – в качественном сырье [11].