Глава iv. современные экологические
ИЗДАНИЯ.
Сегодня экологическая пресса включает общероссийские и региональные газеты, журналы, бюллетени, дайджесты; многопрофильные и узкоспециализированные издания, адресованные различным аудиторным группам, в том числе и интернет-издания. Основанием для объединения столь разных изданий в единую типологическую группу является область информационного внимания — экологическая сфера.
Необходимо оговориться сразу, что экологическая пресса, также как и радийные, и телевизионные экологические программы, и интернет-издания этой направленности, не являются, к сожалению, устойчивой системой.
Во-первых, не ведется точный учет СМИ. Попытка создать классификатор экологической прессы России и стран СНГ была предпринята И.Ю.Беловым и С.Р.Фомичевым в 1996 году в «Зеленой библиографии. Периодические экологические издания Северной Евразии» (1). Издание было подготовлено и выпущено благодаря финансовой поддержке неправительственной организации ISAR и Института «Открытое Общество» (Фонд Сороса) при участии Центра охраны дикой природы и журнала С.Р.Фомичева «Третий путь». В предисловии к изданию говорится что «Зеленая Библиография» – второй выпуск библиографическо-справочного издания, содержит сведения о 341 (трехсот сорок одном) периодическом экологическом СМИ Северной Евразии. Справочник разделен на три части: самостоятельные печатные издания, электронные издания, издания типа «газета в газете». Попытки классификации предпринимались и ранее (2),однако «Зеленая библиография» является поистине уникальным трудом, в котором собраны практически все существующие на тот момент печатные экологические СМИ, а также появившиеся электронные издания. В ней представлены данные, которые представляют огромный интерес, как для исследователей экологической журналистики, так и для журналистов-практиков. Так, на конец 1996 года количество периодических экологических изданий распределялось следующим образом:
самостоятельные печатные издания – 178 функционируют, 38 прекратили свое существование, 38 – об их судьбе ничего не известно;
электронные издания – 26 изданий – функционируют, 6 прекратили свое существование, 6 - ничего не известно;
издания типа «газета в газете» - 28 – функционируют, 6 – прекратили существование, 15 – ничего не известно (3).
Первый всплеск у самостоятельных печатных изданий приходился на 1990 год, а второй на 1994-1995 годы, на эти же годы приходился и всплеск электронных изданий. Скорее всего, это было связано с массированной «интервенцией» зарубежной финансовой помощи неправительственным организациям. Половина из прекращенных изданий просуществовала не более полутора лет.
Во-вторых, трудно отслеживать экологические издания, так как они то возникают, то прекращают свою деятельность, то опять ее возобновляют. Это связано со многими как объективными, так и субъективными факторами. К объективным факторам, прежде всего, относится присутствие или отсутствие финансирования.
По содержанию экологическая пресса делится на издания, в которых в той или иной мере присутствует весь спектр проблематики, и издания, освещающие преимущественно одну или несколькосопредельных тем.
К изданиям общей проблематики относятся, прежде всего, региональные. Так, например, «всероссийская еженедельная газета для семейного чтения» «Дыхание земли» (Ульяновск) содержит полосные рубрики: «Проблемы, решения», «Город и горожане», «Вместе на планете земля», «Ваше здоровье», «Родная сторонка», «Кумиры», «Этот прекрасный сад», «Чертова дюжина», «До четырнадцати и старше», «Литературные опыты», «Разное» и др. Ориентация издания на среднестатистического российского читателя, вне зависимости от его профессии, социального статуса и возраста, предполагает публикацию разнообразных по тематике материалов в многообразной жанровой палитре. Концепция издания позволяет редакционному коллективу публиковать и телевизионную программу, и рекламу, что редко бывает в других экологических газетах. В народной экологической газете «Дыхание земли» читатели нередко сами становятся авторами публикаций. К сожалению, тираж газеты – 3000 экз. – вряд ли позволяет ей быть по-настоящему всероссийским изданием.
Присутствие разнообразных тематических направлений не всегда свидетельствует о том, что газета стремится быть массовой. Одно из наиболее авторитетных экологических изданий России с одиннадцатилетним стажем - газета «Берегиня» (Нижний Новгород) также содержит разнообразные полосные рубрики: «Летучка», «Действуем!», «Охранная грамота», «Путь к детям», «Государство и мы», «Экозависимость», «Кладовая методик», «Пища наша», «Город», «Планета», «Порядочность», «Клуб друзей» и др. Однако, концепция газеты, распространяемой в 65 регионах России, реализуется в стремлении объединить мнения именно участников экологического движения, поэтому она и маркирует себя, как «ежемесячная газета зеленых». В отличие от массовых изданий в «Берегине» различные тематические направления реализуются на принципиально ином профессиональном уровне. Авторами публикаций, как правило, являются специалисты и участники зеленого движения, поэтому, несмотря на определенное жанровое разнообразие и достаточное количество иллюстративного материала, наблюдается перевес аналитических и художественнно-публицистических жанров. К сожалению, заявленный небольшой тираж газеты (например, 3 200 экз. в марте или 5 300 экз. в июле 2004 г., или даже 2 000 экз. в октябре 2007 г.) также не дают оснований считать ее всероссийским изданием, хотя претензии на такой статус и у «Берегини», и у «Дыхание земли» имеются.
Среди наиболее известных газет и журналов с общей проблематикой можно назвать такие, как: газеты «Бумеранг» (Воронеж), «Луч» (Пермь), «Набат» (Саратов), «Око-Эко» (Кострома), «Экология Красноярья» (Красноярск), «Наш край» (Красноярск), «Экологический набат» (Рязань ), «Человек и природа» (г.Химки Московской области); журналы «Экос» (Москва), «Родное приамурье» (Хабаровск) , «Экология и жизнь» (Москва) и др.
К тематическим относятся, прежде всего, издания различных экоНПО (экологических неправительственных организаций): журнал «Зов тайги» - общественная организация «Центр защиты дикой природы»; бюллетень общества содействия национальным паркам «Парквей»; газета экологических движений Байкальского региона «ИнтерБАЙКАЛ»; информационный бюллетень «Экологические записки Сахалина» - общественная организация «Родник»; журнал «Барьер безопасности» - НПО «Родон»; журнал «Чистая энергия» - международная экологическая группа «Экозащита»; журнал «Волна» - Иркутская региональная общественная организация «Байкальская Экологическая Волна» и др. Профилированные по тематике издания выходят и при участии государственных органов: учредителем «Бюллетеня центра общественной информации по атомной энергии» является Межведомственный координационный совет по информации и связям с общественностью по атомной энергии; учредители журнала: «Экономика и промышленность России» — РАН; Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Бюллетень «Заповедные вести» издается Астраханским государственным природным заповедником. Газета «Угра» является «детищем» одноименного национального парка , находящегося на территории Калужской области и т.д.
Естественно, что практически каждое из перечисленных тематических изданий обращается не только к своей, но и более широкой проблематике. Характерно в этом отношении такое издание как экологический журнал «Волна». Основным объектом исследований авторов издания вот уже восемь лет является наше национальное достояние – озеро Байкал, который признан ЮНЕСКО участком всемирного наследия. Следуя концепции издания, большая часть публикаций каждого номера посвящена состоянию и перспективам дальнейшего существования «славного моря», однако темой номера могут стать, например, синтетические пестициды или российские экопродукты, а под рубрикой «Экологическая политика» читатель может получить представление об основах социальной концепции Русской Православной Церкви, особенно тех ее частей, которые посвящены экологии. В издании много иллюстративного материала, лирических зарисовок о красоте родного края, бесхитростных рассказов читателей об их наблюдениях за природой. Авторский коллектив журнала велик и разнообразен: политики, экономисты, экологи, учителя, журналисты, писатели и просто читатели любимого издания. Коллективное творчество дает возможность глубоко анализировать экологические проблемы и искать эффективные пути их решения. Во многих материалах содержится позитивная информация, которой, к сожалению, так не хватает многим экологическим изданиям.
За последние годы начал складываться новый подход к решению экологических проблем страны – через эффективное сотрудничество с современным российским и зарубежным бизнесом. Эта тенденция реализуется в появлении новой специализированной тематической прессы, посвященной этому взаимодействию. Возникают деловые экологические издания, которые во многом нарушают сложившиеся каноны, прежде всего тем, что предлагают своим читателям рекламу товаров и услуг. Одними из первых таких изданий стали: журнал «Экология и промышленность» (Москва) и деловой вестник Ставрополья «Ставрос-Юг». Необычно и то, что учредителем и издателем, например, ставропольского делового вестника стала не государственная или общественная экологическая организация, а ООО «Ставропольоргтехстром». Поистине уникальным является и содержательное наполнение каждого номера издания. Например, рядом с материалом о новых технологиях уживаются публикации о деревенской ласточке, о гнезде из… проволоки, о продукте, созданном для радости культуры пития или рецепты старины глубокой. В каждом номере вестника есть публикации об экологическом образовании и экологической культуре современного человека. Такое соседство разноплановых материалов не случайно. Вестник по многим показателям издание успешное – недаром на его страницах так много яркой и красочной рекламы. Но востребованным для рекламодателей его может сделать лишь интерес к нему простых ставропольских читателей, поэтому журналисты виртуозно « впрягают» в одну упряжку «коня и трепетную лань».
Совершенно другим по стилистике является экологический тихоокеанский деловой вестник «Экология и бизнес» (Владивосток Приморского края). Учредителем журнала является ЗАО «Деловая информация» (ДЕЛИН), издание осуществляется при поддержке Фонда Дж. и Кэтрин Макартур, Тихоокеанского центра окружающей среды (США) и фонда Хъюлетта (США). Общественная редколлегия журнала – общественная организация БРОК (Бюро Региональных Общественных Кампаний). Участие таких солидных организаций в создании журнала накладывает на журналистов особую ответственность. Материалы вестника добротные и солидные, проблемы злободневные и актуальные. В то же время, высокопрофессиональный коллектив издания пытается сделать его доступным и интересным и для массового читателя. Об этом свидетельствуют и названия рубрик: «Зверье», «Кураж», «Лес сквозь бревна», «Труба», «Нефть вместо жизни», «Пучина», «Нам здесь жить», «Живое море», «Устойчивый мир»…
Возникновение нового типа экологических изданий, которые стремятся уйти от сложившихся годами стереотипов, подтверждается появлением приложения к газете «Ведомости» «Панда Таймс» от WWF («Всемирного Фонда охраны диких животных»). Его скорее можно отнести к корпоративной прессе «рекламно-пиаровской» направленности. Кроме информации о деятельности ВВФ, в издании осуществляется продвижение и позиционирование в качестве друзей экологии спонсоров Фонда. Создатели приложения открыто декларируют свое сотрудничество с бизнесом: «Панда Times – издание WWF России о природе и бизнесе, посвященное экологическим проблемам и ориентированное на деловую аудиторию. Издается с 2001 года в партнерстве с Independent Media и распространяется вместе с тиражом газеты «Ведомости» (4).
Анализ содержания как общих, так и тематических изданий, выявление их роли в формировании и отражении общественного экологического сознания дает основания сформулировать функции экологической прессы в целом:
информационная — предоставлять читателям объективные данные о реальном положении дел в экологической сфере как в планетарном, так и в региональном масштабе;
просветительская — распространять знания о законах функционирования природной среды и человеческого общества, их оптимальном взаимодействии и таким образом способствовать формированию экологического сознания;
воспитательная — формировать у читателей нравственное, гуманное, религиозное отношение к природе, умение получать эстетическое наслаждение от восприятия красоты окружающего мира. Эта функция тесно связана с просветительской;
организаторская — консолидировать усилия аудитории для решения той или иной экологической проблемы;
контролирующая — добиваться от властных структур реализации принятых решений и выработки новых, способствующих улучшению окружающей среды и ее безопасности для человека;
рекреативная (восстановительная) — давать читателям возможность отдохнуть от социального, политического и экономического напряжения, расслабиться, восстановить свои силы. Реализации этой функции способствуют фотоэтюды, материалы о забавных случаях на охоте и рыбалке, необычных явлениях природы, народных приметах и т.п.
Экологические издания чаще всего являются полифункциональными, т.е. реализующими одновременно все функции экологической журналистики. Это относится не только к массовым, например, региональным экологическим газетам, но и к прессе различных экоНПО. В то же время сложились группы изданий, в которых та или иная функция является доминирующей, определяющей концепцию издания. Она открыто декларируется редакцией, иногда в самом названии печатного органа.
Информационная функция, является ведущей в таких изданиях, как, например: «Информационный бюллетень Социально-экологического Союза Адыгеи» (Майкоп), «Информационный бюллетень для государственных заповедников и национальных парков» (Москва), «Новости природоохранной деятельности в мире» (Москва) и т.д.
Функция оперативного информирования читательской аудитории тесно связана с функцией экологического образования. На просвещение читателей ориентированы такие издания, как журнал «ЭКОС» (Москва), «Экохроника» (Санкт-Петербург).
Комплексные задачи ставит перед собой, например, ежемесячная газета «Эхо природы» (Йошкар-Ола): информирование об экологической обстановке, проблемах, экологическое просвещение, образование всех категорий населения.
К изданиям, ставящим цель воспитания бережного отношенияк природе, относится, например, журнал «Юный натуралист» (экологическое воспитание подрастающего поколения), ежемесячная газета «Юный биолог» (газета юных участников Движения за облагораживание биологической и этической среды обитания) (Санкт-Петербург).
Организаторская функция характерна для многих изданий, однако некоторые заявляют о ней как об одной из основных: «Экологический вестник» (Печора) (информирование населения об экологических проблемах; газета как организующий фактор для экологического движения); вестник «Экологические вести» (Краснодар) (активизация и координация деятельности неправительственных экологических организаций Кубани и Адыгеи). Организаторская функция экопрессы может рассматриваться в нескольких аспектах: пресса как организационный центр для движения; пресса как мобилизующая сила для организации населения на решение конкретной экологической проблемы; пресса как центр сбора и распространения уникального практического опыта.
Реализация контролирующей функции пока крайне затруднена, однако массовым региональным изданиям удается добиваться от властных структур как исполнения ими же принятых постановлений, так и отмены решений, которые ведут к деградации природы.
Рекреативная функция экологической прессы реализуется, как правило, посредством традиционных форм: помещаемые на последних полосах изданий зарисовки о природе, изошутки, народные приметы. Однако появлялись издания, целиком и полностью реализующие эту функцию экологической журналистики, например сборники «Dront Smiles» (Нижний Новгород) (сбор и распространение экологонаправленного юмора), бюллетень «Игорный дом» (Калининград) (распространение образцов новых игровых методик и технологий экологического образования). К сожалению, трудно с уверенностью сказать, что они выходят и сегодня, так как точный учет экологических изданий, как говорилось выше, в России не ведется.
Воспитание и образование через игру, юмор, сказку присуще, как правило, детским экологическим изданиям. Так, журнал «Веселые медвежата» (Москва) публикует сказки, кроссворды, игры, кулинарные рецепты для детей. В каждом номере - статьи о жизни животных, о растениях и т.д. Аудитория издания — дети от пяти лет. Однако и взрослые легче воспринимают серьезные проблемы, когда они преподносятся нетрадиционно.
Как правило, экологические издания четко представляют свою аудиторию. Знание аудитории, ее потребностей и интересов помогает журналистам выстроить концепцию издания, определить характер подачи информации, выбрать жанровые и наджанровые формы организации материала.
Кто же читает «зеленую» прессу? Участники экологического движения, специалисты, представители властных структур, преподаватели школ и вузов, студенты, дети, подростки и другие наши сограждане.
Участники экологического движения являются аудиторией многих современных экологических изданий. В то же время они часто выступают как учредители, спонсоры, авторы публикаций, распространители. По такому принципу строились, к примеру, «Вестник ДОП» (Совет движения Дружин по охране природы), который уже не выходит, «Вестник общества защиты Байкала», «Вести МСоЭС» (МСоЭС - Международный Социально-экологический Союз), «Вестник Тверского экологического клуба», «Вестник Уральского экологического фонда». Участники и сторонники Движения принимают непосредственное участие в создании и развитии изданий, рассчитанных на достаточно широкую аудиторию. Так, Ассоциация «Экологическое образование» (Обнинск, Московская обл.) выпускает «Вестник АСЭКО», аудиторией которого являются организации, занимающиеся экологическим образованием, учителя школ, вузов, воспитатели детских садов, студенты, методисты.
Уникальный опыт по работе со СМИ накоплен нашей старейшей неправительственной некоммерческой общественной организацией – Международным Социально-экологическим Союзом, который всегда стремился участвовать в выпуске различных экологических изданий, в том числе и интернетовских. Среди них такие известные региональные экологические газеты, как «Берегиня» (Нижний Новгород), «Зеленый Луч» (Рязань) «Ковчег» (Волгоград), «Зеленая орбита» (Волгоград); журналы «Волна» (Иркутск), «Экозащита» (Калининград). Кроме того, при участии Информационной службы МСоЭС выходят «Вести МСоЭС». К сожалению, такие издания, как «The SEU Times», «Экосводка», «Гражданка» (совместно с Центром развития демократии и прав человека) уже не выходят. «Лесные новости», «Russian Forest Update», «Лесной бюллетень» (совместно с сайтом «Forest.ru» и «Лесной кампанией» МСоЭС) успешно функционируют и сегодня. Различные Центры МСоЭС также выпускают свои периодические издания: «Охрана дикой природы», «Право – Природе: российское экологическое законодательство», «Заповедники и национальные парки», «Живая Арктика» (Центр охраны дикой природы), «Энергетика и окружающая среда» (Центр ядерной экологии и энергетической политики) и др.
Ряд экологических изданий рассчитан на специалистов, и не только в сфере экологии, но и в сопредельных с нею областях. Так екатеринбургская газета «Вода России» публикует информацию о состоянии российского водного бассейна, о техническом оснащении очистных сооружений, водоохранной деятельности, следит за мировым опытом в этой области природопользования. Журнал «Экология и промышленность России (ЭКИП)» анализирует реальное состояние промышленных предприятий и производства в свете экологической безопасности, демонстрирует возможности экологически ориентированного менеджмента и т.д. Аудитория получает из экопрессы сведения о новейших достижениях в научной и практической областях, знания о передовой технике и технологиях, а главное — учится мыслить экологически.
Среди экологических СМИ есть и такие, аудиторию которых образуют работники госаппарата, министерств и ведомств, парламентарии, т.е. представители властных структур. Например, аудиторией вестника «ЭКОС-информ» являются парламентарии, главы администраций, руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий. «Вестник экологического образования в России» (Москва) рассчитан на сотрудников отделов народного образования, комитетов охраны природы, государственных организаций. Экопресса для них — это не только «голос оппозиции», но часто и источник компетентной информации, помогающей при принятии экологически значимых решений.
Есть издания, ориентированные на преподавателей школ, вузов, колледжей, детских садов. Они помогают им овладевать не только новыми знаниями, но и современными обучающими методиками. К примеру, информационно-методический журнал «Волна» (общественная сеть экологического образования Байкальского региона) рассчитан, прежде всего, на учителей предметов естественного цикла. Экопресса открывает для этой аудитории возможность профессионального общения, обмена опытом, налаживания контактов.
Специфической аудиторией экологической прессы являются и студенты. Во многих вузах России появились не только предметы экологии, но и экологические факультеты (Московский эколого-политологический университет, Бауманский университет). С 1995 г. на факультете журналистики МГУ введен обязательный курс лекций «Основы экологических знаний». «Зеленые» СМИ — это реальная помощь студентам в подготовке к лекциям и семинарам, в написании рефератов и курсовых, в получении дополнительных знаний по интересующей проблеме.
Дети и подростки также являются аудиторией экологической прессы, хотя изданий для них немного. Журнал «Юный натуралист», который выходил еще в советское время, с удовольствием читали и дети, и взрослые. Сегодня «Юннатский вестник», издаваемый ФДЭБЦ (Федеральный детский эколого-биологический центр) можно считать журналом и для взрослых, и для детей (5).
Журналы «Свирель», «Свирелька», «Лазурь» издаются одной и той же редакцией при содействии Московского городского экологического фонда. Они красочные, с большим количеством цветных фотографий и рисунков. «Свирелька» (ежемесячный журнал о природе) рассчитан на малышей от трех до восьми лет, «Свирель» (детский экологический журнал для чтения в кругу семьи) — на детей от 9 до 13 лет, «Лазурь» (иллюстрированный популярный и литературно-художественный альманах экологической направленности) — на молодежь. В Балашихе (Московская обл.) издается детский экологический журнал для семейного чтения «Муравейник». В Москве выходит детский журнал «Фонарик». Некоторые издания выпускают сами дети, например газету Керженского заповедника «Рустай» (Нижний Новгород) полностью готовят местные школьники. Победителями Всероссийского конкурса журналистов «Экология России – 2002. Из века в век» в номинации «Лучшее экологическое издание для детей» стало приложение к областной детской газете «Золотой Ключик» (Липецк) «Сыроежка», межрайонная экогазета «Природа Кулунды» Алтайского края (село Кулунда), газета «Лучик» Республики Северная Осетия-Алания (село Камбилеевское), иркутский литературно-художественный журнал «Сибирячок». Как видим, география детской экологической прессы достаточно широка.
В большинстве случаев читателями экопрессы являются разные по профессии, социальному статусу и возрасту люди. Это характерно для изданий, претендующих на широкую аудиторию. Так ежемесячная межрайонная экологическая газета «Природа Кулунды» маркирует себя следующим образом: «газета для всех, кто не потерял вкуса к жизни: учителей и школьников, руководителей и экологов, садоводов и огородников, тех, кто хочет быть здоров». Такая маркировка, естественно, значительно расширяет читательскую аудиторию, привлекает к экологическим проблемам практически все местное население.
В последние годы экологические периодические издания стремятся воспользоваться новейшими достижениями научно-технического прогресса. Появились разнообразные электронные бюллетени, издаваемые экологическими организациями: "Анти-атом Пресс» (Антиядерная кампания МСоЭС), «Проблемы химической безопасности» (Союз «За химическую безопасность» - член МСоЭС), «Кислотный дождь» (Липецкое отделение МСоЭС),. «Лесные новости» (Лесная кампания МСоЭС) и др. Многие экологические газеты и журналы создают свои сайты в Интернете, что помогает им не только расширять свою читательскую аудиторию, но и оперативно определять степень читательского интереса.
В дальнейшем развитии экологической прессы заинтересованы, прежде всего, участники экологического Движения России. По некоторым данным, в стране насчитывается около тысячи экологических организаций, многочисленных и небольших, борющихся за решение глобальных или частных проблем, выходящих на международный уровень или действующих в рамках одного региона, города, микрорайона, организационно оформленных или действующих стихийно, спонсируемых государственными структурами или существующих на частные пожертвования
По данным последнего опроса (6) доверие россиян к неправительственным организациям распределяется следующим образом:
29% россиян доверяют общественным организациям. Половина опрошенных считает, что наиболее важной для общества является деятельность «Красного креста» - (51%). Российский «Гринпис (Greenpeace)» оказался самым узнаваемым в рейтинге природоохранных организаций (63%). О существовании «Всемирного фонда дикой природы (WWF)», как выяснилось, знает каждый второй участник опроса.
В исследовании, проведенном «Ромир» по заказу Всемирного фонда дикой природы (WWF) в ноябре 2007 года в рамках очередной волны общероссийского омнибуса, приняло участие 1552 человек в возрасте от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает ± 2,5%.
На вопрос: «Доверяете ли Вы общественным организациям в России?» граждане ответили следующим образом. 29% россиян доверяет общественным организациям. Из них: люди с высшим образованием - 35%, а студенты и учащиеся - 41%. Среди тех, кто придерживается противоположной точки зрения, больше всего жителей Центрального федерального округа - 68%. Самый высокий процент затруднившихся ответить на заданный вопрос оказался среди участников исследования с неполным средним образованием - 26% и рабочих - 24%.
Вопрос: «Деятельность какой российской/международной общественной организации Вы считаете важной?» привел к такой расстановке сил. Половина россиян уверены, что деятельность «Красного креста» является важной для общества - 51%. Жители малых городов и сельской местности - по 57% - чаще остальных придерживаются подобного мнения. На втором месте, по оценкам респондентов, оказался «Союз комитетов солдатских матерей России» - 38%. «Гринпис» занимает третью позицию в рейтинге. Важность деятельности этой организации отмечают россияне, проживающие в крупных городах с населением от 500 тысяч до 1 млн. человек - 44%. Опрошенные в возрасте от 18 до 25 лет - 43%, граждане с высшим образованием - 40%, студенты и учащиеся - 58%. Далее в рейтинге следуют: организация «Врачи без границ» 28%, «Детский фонд Организации объединенных наций (UNICEF)» - 25% и «Всемирный фонд дикой природы (WWF)» - 24%.
Вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие общественные природоохранные организации Вы знаете?» (спонтанное знание) вызвал следующий ответ. Наиболее известен россиянам «Гринпис (Greenpeace)» - 63%. Почти две трети граждан ответили, что им знакома эта природоохранная организация. О существовании «Всемирного фонда дикой природы (WWF)» вспомнил каждый второй опрошенный - 50%. Причем, чаще, чем в среднем по выборке, свое знание демонстрируют жители городов-миллионников - 61%, молодые люди до 24 лет - 65%, опрошенные с высшим образованием - 62%, респонденты с высоким уровнем доходов - 59% и граждане с детьми - 57%. 15% участников опроса сказали, что знают «Международный союз охраны природы(IUCN)». Экологические организации «Международный Социально-Экологический союз» и «Всемирный центр экологического мониторинга (WCMC)» назвали 11% и 7% соответственно. Каждый пятый респондент затруднился ответить на заданный вопрос. Как правило, это одинокие люди - 40%, респонденты старше 60 лет - 39%, неработающие граждане - 29% и пенсионеры - 36%.
Как видно из опросов, наши сограждане, к сожалению, из сотен неправительственных организаций, существующих только в нашей стране, в том числе и экологических, знают лишь несколько. В этом огромное упущение СМИ, которые должны осознавать, что НПО – это один из важнейших элементов построения гражданского общества России. Последний (второй по счету) Гражданский форум, состоявшийся в конце 2007 года, продемонстрировал, что власть вынуждена всерьез относиться к такой форме реализации демократии, как общественные организации. Однако сегодня ни власть, ни само общество не отдают себе до конца отчет в том, какая это реальная сила.
Для осуществления связи с «внешним миром» (с другими экологическими организациями, властными структурами, рядовыми гражданами) НПО стремятся задействовать прессу. Публикуют материалы в общих СМИ, налаживают постоянные контакты с уже существующими экологическими изданиями, создают свои собственные. Как признают сами участники Движения, постоянный контакт со СМИ — необходимое условие их успешной деятельности (7).
Наряду с экоНПО в развитии экологической прессы заинтересованы и государственные структуры. Многие региональные администрации участвуют в создании районных, городских, областных экологических газет, журналов, вестников и бюллетеней
Перед журналистами, работающими в «зеленой» прессе, стоят нелегкие, но достижимые задачи. Необходимо сделать экологические издания более доступными, массовыми, привлекательными для разных слоев читательской аудитории; говорить с читателями о серьезных и актуальных экологических проблемах, распространять местный опыт их положительного решения; стремиться с самодостаточности и самоокупаемости, чтобы быть независимыми не на словах, а на деле.