Разработка защитных мероприятий

Цель занятия:оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха твердыми частицами и пылью.

Задачи:определить коэффициент запыленности атмосферного воздуха на заданном расстоянии от источника и наметить план мероприятий по улучшению ситуации.

Пылеобразование на автомобильных дорогах происходит в результате износа покрытия, внесения колесами автомобиля на проезжую часть грязи и пыли, а также износа автопокрышек. На интенсивность пылеобразования влияют физико-механические свойства материала и состояние покрытия, скорость движения автотранспорта, вес, габариты и тип движущихся по дороге автомобилей, погодно-климатические условия в районе проложения трассы.

Дорожные покрытия делятся на пылящие и непылящие.

К непылящим покрытиям относятся: асфальтобетонные и цементобетонные.

К пылящим - щебеночные, гравийные, грунтово­улучшенные, а также покрытия из отходов камнедробления, шлаков и других отходов, необработанных вяжущими материалами.

По степени пылеобразующей способности пылящие покрытия подразделяются на три категории: слабопылящие, среднепылящие и сильнопылящие (прил. Б).

Задание:

1. Рассчитать коэффициент запыленности (КПЛ) и оценить состояние дорожного покрытия по пылимости, сравнивая полученные показатели с нормативными.

2. Определить коэффициент снижения запыленности воздуха в зависимости от удаленности объекта от источника.

3. Определить коэффициент запыленности воздуха окружающей среды на намеченном расстоянии от дороги.

4. Наметить план мероприятий по снижению запыленности.

Порядок выполнения расчетов:

Основным критерием качества воздуха при пылевыделении покрытий на автомобильных дорогах является коэффициент запыленности Кпл, определяемый по формуле:

Разработка защитных мероприятий - student2.ru (7)

где Спдк – предельно допустимая концентрация пыли, мг/м3 (прил.В);

Сф – фактическая среднесуточная концентрация пыли, мг/м3 (табл. 6).

Мероприятия по снижению запыленности воздуха осуществляют в населенных пунктах при КПЛ > 1, в рабочей зоне при КПЛ ≥ 12.

Таблица 6 – Значения фактической среднесуточной концентрации пыли Сф

в зависимости от материала покрытия дорожной одежды

Наименование покрытия Сф , мг/м3
Щебеночные, гравийные и другие виды материалов, обработанные вяжущими 1-3
Щебеночные из прочных пород, построенные по методу заклинки 10-20
Гравийные 20-40
Щебеночные (известняк), построенные по методу плотных смесей 40-60
Грунтовоулучшенные 60-100
Грунтовые более 100

Определяют коэффициент запыленности воздуха окружающей среды Разработка защитных мероприятий - student2.ru на намеченном расстоянии от дороги по формуле:

Разработка защитных мероприятий - student2.ru (8)

где Ко - коэффициент снижения запыленности воздуха окружающей среды в зависимости от удаленности объекта от источника пыли (табл. 7).

По полученному значению Разработка защитных мероприятий - student2.ru принимают решение о возможности проложения трассы автодороги на намеченном расстоянии от существующего объекта или проведении специальных мероприятий.

При невозможности проложения трассы на необходимом расстоянии от объекта следует предусматривать специальные мероприятия по снижению запыленности воздуха окружающей среды.

Таблица 7 – Значения коэффициента снижения запыленности воздуха окружающей среды в зависимости от удаленности объекта от источника пыли Ko

Разработка защитных мероприятий - student2.ru Расстояние от кромки покрытия автомобильной дороги, м
 
<10 0,4 0,1
10-60 0,35 0,15 0,05 0,01
>60 0,30 0,2 0,2 0,05 0,01
Примечание: Указанные коэффициенты принимают для летнего периода года при господствующем направлении ветра под углом 45°-135° относительно оси дороги.

Все мероприятия по снижению запыленности местности делят на предупредительные (профилактические) и защитные [10].

К предупредительным (профилактическим) мероприятиям относят устройство покрытий из материалов, обработанных вяжущими, обеспыливающими материалами.

К защитным мероприятиям относят устройство зеленых насаждений (деревья, кустарники, травы); в качестве временных мероприятий могут использоваться заборы и щиты из недефицитных и недорогих материалов и отходов промышленности.

При проложении трассы дороги через населенные пункты и угодья, используемые для выращивания ценных сельскохозяйственных культур, следует предусматривать покрытия дорожных одежд и типы укрепления обочин из непылящих материалов.

Устройство покрытий, поверхностных обработок и слоев износа производят методами, изложенными в соответствующей нормативно-технической литературе. При этом применение различных химических веществ и отходов промышленности, для которых не установлены ПДК, должно быть согласовано с природоохранными органами в установленном порядке.

Защитная эффективность зеленых насаждений в значительной степени зависит от плотности посадок и вида растений. Для защиты от пыли рекомендуются двухрядные плотные посадки деревьев с низким штамбом и густой кроной и одного ряда кустарников высотой 1,5 м. Такая конструкция пылезащитной полосы при расположении от дороги на расстоянии) 5-20 м задерживает до 80-90% пыли. В связи с тем, что травяная растительность хорошо задерживает пыль, ее следует сохранять в полосе отвода как перед полосой защиты, так и между ее рядов. Зеленые насаждения следует предусматривать из видов растений местной флоры, наиболее устойчивых к воздействию пыли. При этом можно рекомендовать такие виды как: хвойные (ель канадская, туя складчатая, сосна горная, канадская и др.) и лиственные деревья (клен остролистный, ясень американский и пенсильванский, бук, береза киргизская и бородавчатая, вяз мелколистный и шершавый, дуб красный, крупноплодный и черешчатый, тополь бальзамический и белый и др.), кустарники (боярышник, жимолость, калина, сирень, джузгун, роза собачья и морщинистая и др.).

Вопросы для самоконтроля по темам 1-4

1. Что понимают под загрязнением окружающей среды и какие виды загрязнения выделяют?

2. Дайте определения «загрязнитель», «загрязняющее вещество». Перечислите основные компоненты газовоздушной смеси, поступающие в атмосферу от передвижных и стационарных источников.

3. В чем разница между крупнодисперсной и мелкодисперсной примесью?

4. В чем разница между источником выделения и источником выброса?

5. Дайте классификацию источников загрязнения атмосферы по геометрической форме, приведите их примеры.

6. По каким показателям проводят оценку загрязнения придорожной территории выбросами автотранспорта.

7. Какая модель положена в основу расчета рассеяния выбросов от источника и в чем ее смысл?

8. Какие защитные мероприятия по снижению химической нагрузки от автотранспорта должны быть предусмотрены в проектной документации раздела Охрана окружающей среды?

9. На какие виды подразделяют мероприятия по снижению запыленности территории?

10. Какие виды зеленых насаждений являются устойчивыми к воздействию пыли?

Наши рекомендации