Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
Эколого-экономический анализ является базой при ОВОС и экологической экспертизе. ОВОС является процедурой комплексной и в его осуществлении участвуют специалисты разных отраслей, в том числе и экономисты. Она определяет характер и степень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия Главное назначение ОВОС в том, чтобы заказчик планируемой деятельности обеспечил охрану природы. Если государственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и других решений, то ОВОС есть главный правовой инструмент обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хозяйственного решения.
Основная цель ОВОС сводится к выявлению и принятию необходимых мер по предотвращению неприемлемых последствий для окружающей среды и обществу. ОВОС проводится при подготовке следующих видов документации:
· концепций, программ (в том числе инвестиционных);
· планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;
· схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
· градостроительной документации;
· документов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
· предплановых обоснований инвестиционных проектов (новое строительство, реконструкция и перевооружение).
Естественно, что процедуре ОВОС подвергаются не все хозяйственные проекты. Существуют специально утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях. В частности, процедуру ОВОС должны пройти строительство нефтеперегонных заводов, крупные ТЭЦ, АЭС, химические комбинаты, строительство автомагистралей, скоростных дорог, нефте- и газопроводов и т.д.
Масштабы ОВОС и предъявляемые требования к ней могут быть различными, но все они охватывают определенный общий круг вопросов:
· сбор исходной информации;
· описание окружающей среды в районе осуществления предполагаемого проекта;
· обобщение законодательных и подзаконных актов;
· оценка потенциального воздействия проекта на окружающую среду: прямых и косвенных, текущих и долгосрочных, значительных и незначительных, а также необратимых последствий и т.д.;
· анализ альтернативных вариантов;
· рассмотрение комплексных мер и необходимых финансов для их осуществления;
· определение институциональных последствий осуществления проекта;
· определение потребностей в мониторинге и др.
ОВОС, обычно проводимая проектировщиком, тесно связана с экологической экспертизой проектов и базируется на сходной системе социально-эколого-экономических показателей. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными в соответствующей области. Наряду с государственной (федеральным и региональным), в России может проводиться и общественная экологическая экспертиза.
Согласование предпроектной и проектной документации и предоставление ее на экологическую экспертизу проходит ряд этапов. Первоначально инвестор (заказчик) составляет декларацию (уведомление) о намерениях с соответствующим обоснованием. Затем федеральные (региональные) органы власти дают предварительное согласие на ведение хозяйственной деятельности. После получения согласия проектировщик разрабатывает и представляет материалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-экономического обоснования) инвестиций.
В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС). ОВОС начинается с определения этого воздействия в натуральных показателях (объем вовлечения природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразовываемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы физического воздействия проекта на окружающую среду и здоровье населения – шумовое, электромагнитное и т.п.). Затем на основе натуральных показателей осуществляется денежная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, рекомендации системы компенсирующих природоохранных мероприятий, оценка экологического риска и т.д.
На четвертом этапе ТЭО инвестиций проект ОВОС согласовывается в регионе с основными органами экологического контроля и управления (при необходимости и с федеральными органами). В результате этого согласования уточняются место размещения объекта и условия природопользования. Затем проектировщик, используя уточненную и детализированную информацию, разрабатывает ТЭО строительства применительно к конкретному месту размещения объекта. Уточняются рассмотренные показатели эффективности реализуемого проекта и дается оценка экологического риска. Только после этого проводится государственная экологическая экспертиза проекта. Итогом экологической экспертизы является заключение экспертной комиссии, содержащее одобрение или неодобрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство.
Кроме экологической экспертизы инвестиционные проекты могут подвергаться аудиторскому обоснованию. Итоговой процедурой аудиторского обоснования инвестиционной деятельности является подготовка- Декларации об инвестиционных намерениях и Экологическое заявление. Оба документа предназначены для широких слоев специалистов и населения.
Согласно требованиям системы экоменджмента и экоаудита в ЕС Экологическое заявление содержит:
· описание деятельности компании в границах площадки, цели и задачи инвестиционного проекта;
· оценку всех существующих проблем, которые имеют отношение к этой деятельности;
· данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ, шумовом загрязнении, расходовании сырья, энергии и воды;
· данные о других факторах, которые относятся к экологической характеристике компании;
· описание основных положений экологической политики компании, программу природоохранных мероприятий и системы управления, которые внедряются на рассматриваемой площадке;
· срок выпуска следующего заявления.
Только после утверждения Экологического заявления компетентным органом и внесения взноса происходит регистрация участков (мест размещения) объекта.
Экологический аудит
Одним из важнейших инструментов управления природопользованием является экологический аудит, основанный на конкретном и подробном анализе, оценке выполнения соблюдения экологических требований на предприятиях. Концепция экологического аудита была впервые разработана в США в конце 70-х и первоначально применялась для проверки соблюдения компаниями экологического законодательства и нормативов. Затем эта процедура обогатилась новым содержанием и аудирование начали проводить в большинстве высокоразвитых стран. В них существуют консультативные фирмы, оказывающие услуги по проведению экоаудита. Кроме того, в этой процедуре начинают участвовать многие международные организации.
При обосновании целей, задач, содержания (процедур) экологического аудирования, оно рассматривается, с одной стороны, как вид предпринимательской деятельности, а с другой – как элемент экологического менеджмента. Кроме того, экологическое аудирование представляет собой также составную часть организационно-управленческого механизма обеспечения национальной безопасности в экологической сфере и как инструмент гарантии экологических прав граждан.
Международная торговая палата дала следующее определение экологического аудита. Экологический аудит – это инструмент управления, включающий в свой состав систематическую, документально подтвержденную, периодическую и объективную оценку соответствия организационной системы управления природопользованием и функционирования производственных процессов экологическим требованиям. Международная же организация по стандартизации содержание экологического аудита рассматривает как систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления экологическим требованиям, а также передачи результатов этого процесса заказчику. Экологический аудит является частью послепроектной ОВОС, при которой сравнивается воздействие действующей деятельности на окружающую среду с оценкой на проектной стадии.
В/настоящее время в высокоразвитых странах экологический аудит проводят как крупные, так и средние, и мелкие компании. Различают внутреннее и целевое (внешнее) экологическое аудирование. Внутреннее аудирование может быть добровольным, а внешнее иногда и обязательным. Внутреннее аудирование чаще всего проводят для обеспечения экологического (зеленого) имиджа. Экологическое аудирование компании часто проводят по требованию общественности или акционеров для выявления отношения руководства акционерного общества к окружающей среде. При этом результаты проведенного мероприятия доводятся до общественности. Кроме того, в странах ЕС фирмам можно участвовать добровольно в европейской системе экоаудита в рекламных целях и целях установления связи с общественностью.
Внешнее аудирование организуется и проводится местными службами природопользования и контроля по требованию, решению местных органов самоуправления, а также организаций, финансирующих проведение природоохранных мероприятий (местного правительства, целевого экологического фонда, коммерческих банков и т.д.). Кроме того, внешнее аудирование может проводиться при приватизации и продаже фирм. Новые хозяева должны иметь ясную картину того, что представляет собой предприятие в эколого-экономическом плане, так как непомерно высокие экологические санкции в будущем могут привести фирму к банкротству.
Внешнее экологическое аудирование – это систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия производственных процессов на среду в свете их соответствия законодательству и внутренним стандартам по охране окружающей среды, а также экологическому паспорту и согласованным томам ПДВ, ПДС, ВСС, ВСВ.
Экологический аудит проводится в несколько этапов: подготовительный, непосредственный и постаудит. Первый этап включает отбор объектов аудирования, составление графика, подбор команды, разработка плана аудита и т.д. Второй (основной) этап посвящается сбору исходных данных с их последующей оценкой. Также проводится работа с персоналом фирмы и внутренними документами. В практике экологического аудирования используются методы анкетирования, материальных балансов и технических расчетов, а также картографирования. Третий этап включает в себя подготовку отчета по результатам аудирования, а также рекомендаций и предложений по устранению выявленных проблем.
Российское законодательство по аудиторской деятельности предусматривает заключение аудитора, состоящее из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Хозяйственный субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть заключения. В силу отсутствия конкретных нормативных актов по экологическому аудиту можно пользоваться общими принципами аудирования: независимость, ответственность аудиторов и т.п. Экологический аудит может быть использован:
· для развития систем производственно-экологического контроля;
· при государственном и общественном экологическом контроле;
· для развития территориальных систем мониторинга;
· в оценке воздействия на окружающую среду, включая общественную и государственную экспертизу;
· для разработки территориальных экологических программ;
· при приватизации и продаже недвижимости (включая и землю);
· при разработке бизнес-планов;
· при осуществлении экологического страхования (обследование страхователей, оценке ущерба при наступлении страхового случая);
· для развития экологического образования, просвещения и воспитания.
Кроме экологического аудирования деятельности (функционирования) фирмы существует и экоаудит инвестиционной деятельности. При этом процедура оценки инвестиционных проектов осуществляется по двум направлениям:
1) определение экологического состояния местности, на котором предполагается инвестирование (экоаудит местности);
2) определение экологической безопасности самого объекта.
В нашей стране экологическое аудирование еще не нашло широкого применения. Процедура экологического аудита в России регламентируется приказом Минприроды от 29.12.95, № 540. К числу основных причин, сдерживающих развитие аудиторской деятельности, относятся пробелы в законодательстве об экологическом аудите, а также отсутствие заинтересованности заказчиков на проведение квалифицированного экологического аудита.
Экологический аудит может осуществляться как вид самостоятельной экологической деятельности Наряду с экологической паспортизацией и сертификацией и как организационно-правовая мера по обследованию соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. В природоохранной практике экологический аудит рассматривается как объективный и независимый анализ и как оценка, разработка рекомендаций и предложений по экологически значимой деятельности. Основное отличие экологического аудита от других видов аудита в том, что для его проведения необходимы: сбор, анализ и документирование большого количества конкретной информации о природоохранной деятельности предприятия и отсутствие жестко регламентированных процедур и стандартов осуществления программ аудиторских проверок.