Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Эколого-экономический анализ является базой при ОВОС и экологической экспертизе. ОВОС является процедурой комплекс­ной и в его осуществлении участвуют специалисты разных отрас­лей, в том числе и экономисты. Она определяет характер и сте­пень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые эко­логические и связанные с ними социальные и экономические по­следствия Главное назначение ОВОС в том, чтобы заказчик пла­нируемой деятельности обеспечил охрану природы. Если государ­ственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических тре­бований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и других решений, то ОВОС есть главный правовой инструмент обес­печения учета и выполнения этих требований на стадии подготов­ки соответствующего хозяйственного решения.

Основная цель ОВОС сводится к выявлению и принятию необ­ходимых мер по предотвращению неприемлемых последствий для окружающей среды и обществу. ОВОС проводится при подготовке следующих видов документации:

· концепций, программ (в том числе инвестиционных);

· планов отраслевого и территориального социально-эконо­мического развития;

· схем комплексного использования и охраны природных ре­сурсов;

· градостроительной документации;

· документов по созданию новой техники, технологии, мате­риалов и веществ;

· предплановых обоснований инвестиционных проектов (но­вое строительство, реконструкция и перевооружение).

Естественно, что процедуре ОВОС подвергаются не все хозяй­ственные проекты. Существуют специально утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях. В частности, процедуру ОВОС должны пройти строительство нефтеперегонных заводов, крупные ТЭЦ, АЭС, химические комбинаты, строительство автомагистралей, скоростных дорог, нефте- и газопроводов и т.д.

Масштабы ОВОС и предъявляемые требования к ней могут быть различными, но все они охватывают определенный общий круг вопросов:

· сбор исходной информации;

· описание окружающей среды в районе осуществления пред­полагаемого проекта;

· обобщение законодательных и подзаконных актов;

· оценка потенциального воздействия проекта на окружаю­щую среду: прямых и косвенных, текущих и долгосрочных, значительных и незначительных, а также необратимых по­следствий и т.д.;

· анализ альтернативных вариантов;

· рассмотрение комплексных мер и необходимых финансов для их осуществления;

· определение институциональных последствий осуществле­ния проекта;

· определение потребностей в мониторинге и др.

ОВОС, обычно проводимая проектировщиком, тесно связана с экологической экспертизой проектов и базируется на сходной сис­теме социально-эколого-экономических показателей. Экологичес­кая экспертиза осуществляется государственными органами эко­логического контроля и управления совместно с ведущими специ­алистами и учеными в соответствующей области. Наряду с госу­дарственной (федеральным и региональным), в России может про­водиться и общественная экологическая экспертиза.

Согласование предпроектной и проектной документации и пре­доставление ее на экологическую экспертизу проходит ряд этапов. Первоначально инвестор (заказчик) составляет декларацию (уве­домление) о намерениях с соответствующим обоснованием. Затем федеральные (региональные) органы власти дают предваритель­ное согласие на ведение хозяйственной деятельности. После полу­чения согласия проектировщик разрабатывает и представляет ма­териалы, обосновывающие место размещения объекта в составе ТЭО (технико-экономического обоснования) инвестиций.

В рамках ТЭО разрабатывается проект оценки воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду (проект ОВОС). ОВОС начинается с определения этого воздействия в натуральных показателях (объем вовлечения природных ресурсов, воздействие на водохозяйственный баланс территории, особо охраняемые зоны, площадь занимаемой и преобразовываемой территории, величина выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объем образующихся отходов, в том числе токсичных, другие формы физического воз­действия проекта на окружающую среду и здоровье населения – шумовое, электромагнитное и т.п.). Затем на основе натуральных показателей осуществляется денежная оценка воздействия проек­тируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, рекомендации системы компенсирующих природоохранных мероп­риятий, оценка экологического риска и т.д.

На четвертом этапе ТЭО инвестиций проект ОВОС согласовы­вается в регионе с основными органами экологического контроля и управления (при необходимости и с федеральными органами). В результате этого согласования уточняются место размещения объек­та и условия природопользования. Затем проектировщик, исполь­зуя уточненную и детализированную информацию, разрабатывает ТЭО строительства применительно к конкретному месту размеще­ния объекта. Уточняются рассмотренные показатели эффективно­сти реализуемого проекта и дается оценка экологического риска. Только после этого проводится государственная экологическая эк­спертиза проекта. Итогом экологической экспертизы является зак­лючение экспертной комиссии, содержащее одобрение или нео­добрение проекта. После экспертного одобрения проекта может открываться финансирование на строительство.

Кроме экологической экспертизы инвестиционные проекты могут подвергаться аудиторскому обоснованию. Итоговой проце­дурой аудиторского обоснования инвестиционной деятельности является подготовка- Декларации об инвестиционных намерениях и Экологическое заявление. Оба документа предназначены для широких слоев специалистов и населения.

Согласно требованиям системы экоменджмента и экоаудита в ЕС Экологическое заявление содержит:

· описание деятельности компании в границах площадки, цели и задачи инвестиционного проекта;

· оценку всех существующих проблем, которые имеют отно­шение к этой деятельности;

· данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ, шумо­вом загрязнении, расходовании сырья, энергии и воды;

· данные о других факторах, которые относятся к экологичес­кой характеристике компании;

· описание основных положений экологической политики ком­пании, программу природоохранных мероприятий и систе­мы управления, которые внедряются на рассматриваемой площадке;

· срок выпуска следующего заявления.

Только после утверждения Экологического заявления компе­тентным органом и внесения взноса происходит регистрация уча­стков (мест размещения) объекта.

Экологический аудит

Одним из важнейших инструментов управления природополь­зованием является экологический аудит, основанный на конкрет­ном и подробном анализе, оценке выполнения соблюдения эколо­гических требований на предприятиях. Концепция экологического аудита была впервые разработана в США в конце 70-х и первона­чально применялась для проверки соблюдения компаниями эколо­гического законодательства и нормативов. Затем эта процедура обогатилась новым содержанием и аудирование начали проводить в большинстве высокоразвитых стран. В них существуют консуль­тативные фирмы, оказывающие услуги по проведению экоаудита. Кроме того, в этой процедуре начинают участвовать многие меж­дународные организации.

При обосновании целей, задач, содержания (процедур) эколо­гического аудирования, оно рассматривается, с одной стороны, как вид предпринимательской деятельности, а с другой – как элемент экологического менеджмента. Кроме того, экологическое аудиро­вание представляет собой также составную часть организацион­но-управленческого механизма обеспечения национальной безо­пасности в экологической сфере и как инструмент гарантии эко­логических прав граждан.

Международная торговая палата дала следующее определение экологического аудита. Экологический аудит – это инструмент уп­равления, включающий в свой состав систематическую, докумен­тально подтвержденную, периодическую и объективную оценку со­ответствия организационной системы управления природопользо­ванием и функционирования производственных процессов экологи­ческим требованиям. Международная же организация по стандар­тизации содержание экологического аудита рассматривает как сис­тематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающийся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероп­риятий, условий, систем управления экологическим требованиям, а также передачи результатов этого процесса заказчику. Экологичес­кий аудит является частью послепроектной ОВОС, при которой срав­нивается воздействие действующей деятельности на окружающую среду с оценкой на проектной стадии.

В/настоящее время в высокоразвитых странах экологический аудит проводят как крупные, так и средние, и мелкие компании. Различают внутреннее и целевое (внешнее) экологическое аудиро­вание. Внутреннее аудирование может быть добровольным, а внешнее иногда и обязательным. Внутреннее аудирование чаще всего проводят для обеспечения экологического (зеленого) имиджа. Эко­логическое аудирование компании часто проводят по требованию общественности или акционеров для выявления отношения руко­водства акционерного общества к окружающей среде. При этом результаты проведенного мероприятия доводятся до общественно­сти. Кроме того, в странах ЕС фирмам можно участвовать добро­вольно в европейской системе экоаудита в рекламных целях и целях установления связи с общественностью.

Внешнее аудирование организуется и проводится местными службами природопользования и контроля по требованию, реше­нию местных органов самоуправления, а также организаций, фи­нансирующих проведение природоохранных мероприятий (мест­ного правительства, целевого экологического фонда, коммерчес­ких банков и т.д.). Кроме того, внешнее аудирование может прово­диться при приватизации и продаже фирм. Новые хозяева долж­ны иметь ясную картину того, что представляет собой предприя­тие в эколого-экономическом плане, так как непомерно высокие экологические санкции в будущем могут привести фирму к банк­ротству.

Внешнее экологическое аудирование – это систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздей­ствия производственных процессов на среду в свете их соответ­ствия законодательству и внутренним стандартам по охране окру­жающей среды, а также экологическому паспорту и согласован­ным томам ПДВ, ПДС, ВСС, ВСВ.

Экологический аудит проводится в несколько этапов: подгото­вительный, непосредственный и постаудит. Первый этап включает отбор объектов аудирования, составление графика, подбор коман­ды, разработка плана аудита и т.д. Второй (основной) этап посвя­щается сбору исходных данных с их последующей оценкой. Также проводится работа с персоналом фирмы и внутренними докумен­тами. В практике экологического аудирования используются мето­ды анкетирования, материальных балансов и технических расче­тов, а также картографирования. Третий этап включает в себя подготовку отчета по результатам аудирования, а также рекомен­даций и предложений по устранению выявленных проблем.

Российское законодательство по аудиторской деятельности пре­дусматривает заключение аудитора, состоящее из трех частей: ввод­ной, аналитической и итоговой. Хозяйственный субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть зак­лючения. В силу отсутствия конкретных нормативных актов по экологическому аудиту можно пользоваться общими принципами аудирования: независимость, ответственность аудиторов и т.п. Экологический аудит может быть использован:

· для развития систем производственно-экологического конт­роля;

· при государственном и общественном экологическом конт­роле;

· для развития территориальных систем мониторинга;

· в оценке воздействия на окружающую среду, включая об­щественную и государственную экспертизу;

· для разработки территориальных экологических программ;

· при приватизации и продаже недвижимости (включая и зем­лю);

· при разработке бизнес-планов;

· при осуществлении экологического страхования (обследова­ние страхователей, оценке ущерба при наступлении страхо­вого случая);

· для развития экологического образования, просвещения и воспитания.

Кроме экологического аудирования деятельности (функциони­рования) фирмы существует и экоаудит инвестиционной деятель­ности. При этом процедура оценки инвестиционных проектов осу­ществляется по двум направлениям:

1) определение экологического состояния местности, на кото­ром предполагается инвестирование (экоаудит местности);

2) определение экологической безопасности самого объекта.

В нашей стране экологическое аудирование еще не нашло ши­рокого применения. Процедура экологического аудита в России регламентируется приказом Минприроды от 29.12.95, № 540. К числу основных причин, сдерживающих развитие аудиторской де­ятельности, относятся пробелы в законодательстве об экологичес­ком аудите, а также отсутствие заинтересованности заказчиков на проведение квалифицированного экологического аудита.

Экологический аудит может осуществляться как вид самостоя­тельной экологической деятельности Наряду с экологической пас­портизацией и сертификацией и как организационно-правовая мера по обследованию соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. В природоохранной практике эколо­гический аудит рассматривается как объективный и независимый анализ и как оценка, разработка рекомендаций и предложений по экологически значимой деятельности. Основное отличие экологического аудита от других видов аудита в том, что для его проведе­ния необходимы: сбор, анализ и документирование большого коли­чества конкретной информации о природоохранной деятельности предприятия и отсутствие жестко регламентированных процедур и стандартов осуществления программ аудиторских проверок.

Наши рекомендации