Зарождение и развитие европейского этикета
Едва научившись мыслить, человек усвоил: сила его в единстве с себе подобными. А чтобы жить и бороться сообща, приходилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять общим, учиться понимать окружающих, их мысли и чувства, предугадывать поступки, уметь общаться с другими людьми. Так возникали простые правила общения, которые, передаваясь из поколения в поколение, формировали нравы. Стремление вести себя прилично уходит в глубь
430 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 17. Этика и этикет ;________ &
тысячелетий. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей, и ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого общения.
Преобладающая роль в развитии первобытной духовной культуры принадлежала женщине. Не сразу догадавшись о причастности отцов к рождению детей, первобытный человек не подозревал и о существовании отцовских чувств. Мать же, проявляя свою любовь к детям, заботу о слабых, уважение к старшим, воспитывала чувство любви, привязанности, заботы у детей, способствовала закреплению в их сознании гуманных человеческих норм поведения. Интуитивно наши предки пришли к тому, что подтвердила современная наука: оставляет яркий след в сознании то, что воздействует на чувство, вызывает эмоции. Вызвать положительные эмоции, понравиться, завоевать доброе отношение к себе, почувствовать, как говорят сейчас, комфортность общения человек стремится всеми доступными средствами.
К числу чисто человеческих особенностей относится и стремление делать все по законам красоты. И когда наш предок украшал нос кольцом, вставлял в ухо палочку, вытягивал специальным обручем шею на десяток сантиметров или укорачивал стопу — все это было вызвано желанием произвести хорошее впечатление, понравиться (и опять — связь со словом «нрав»).
Однако если простейшие нравственные формы складываются, как уже говорилось, еще на заре человечества, то этикет появляется несколько позже и формируется как свод правил поведения в процессе расслоения общества. Получивший власть и богатство выделяет себя всевозможными украшениями, требует особого, почтительного отношения (тут зарождаются высокомерие и зависть). Он обращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению (так возникает чванство одних, униженность и раболепие других).
Самые старые из известных нам сведений об этикете — древнеегипетские — насчитывают около пяти тысяч лет.
В «Поучениях Кагемни фараону Снофри» говорится о пользе правил приличия. Необходимые качества «приличного человека» — умеренность, скромность (счастливым считается скромный). В «Наставлениях начальника города и визиря Птаххотена» глубокий старец дает наставления молодежи, особо подчеркивая необходимость почитания старших,
умение хранить «в душе своей слова отца» и следовать их заветам. Необходимым компонентом культуры и большим достоинством считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.
Древние греки,поклонявшиеся разуму, силе и красоте, во внешнем поведении наиболее ценили сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою.
Об этом можно прочесть в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в стихотворениях античных поэтов. Пифагор воспитывал у своих учеников следование обычаям, повиновение старшим, самообладание, выдержку. Чтобы быть добродетельным, проповедовал Сократ, надо знать, как поступать. И уметь владеть собой, считал Демокрит. И то, и другое непременно приведет к мысли о необходимости умеренности, полагали многие греческие философы, в том числе и Фалес, который говорил: «Умеренность во всем есть жизни меч и щит, невоздержание болезнь и зло родит».
«Мера — важнее всего», — говорили и древние римляне.Древнеримский поэт Овидий предостерегал молодых людей: не следует излишне жадно поглощать пищу и чрезмерно увлекаться напитками, однако вполне пристойно поклоннику красавицы обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе объяснение в любви. Древний Рим вообще был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении, проявлении чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры.
В эпоху Средневековья особенно выделяется этикет Византии,пышный и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока. ,
Этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал власти блеск и величие. Вокруг императорского трона образуются специальные должности для точного соблюдения правил этикета: царедворцы, надевавшие на императора одежду; подававшие ее; подававшие воду для омовения рук; хранитель царской чернильницы; человек, ответственный за чистоту двора, и множество других придворных, последовательно выполнявших все предписанные при дворе ритуалы.
432 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Глава 17. Этика и этикет „ 433
Чрезвычайно суров был этикет Испании и Англии.Он сковывал человека, словно металлический корсет — и в прямом, и в переносном смысле. Появляются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необходимую ритуализированную форму общения. Причем требования этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди — церемониймейстеры, знающие все тонкости придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи.
Считается, что сами монархи Западной Европы не требовали чрезмерного унижения от подданных. Но и они желали, чтоб посетители, удостоенные аудиенции, становились на колени. Этот малоудобный способ выражения почтения родился в Испании, а позже стал применяться при. австрийском дворе. Императоры любили созерцать такую демонстрацию униженной покорности и неустанно изыскивали все новые поводы требовать от своих подданных преклонять колени. В Англии придворные так часто падали на колени, что панталоны у них были изношены до крайности.
Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы. Правда, нашлись двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.
Этикет Италии и Франциибыл много свободнее. И если во времена Средневековья тон задавал испанский этикет, то с XVII— XVIII вв. пальма первенства переходит к Франции. Само слово «этикет» употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки — «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения. Этикет и был как раз тем самым поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Привычка вести себя так или иначе помогала определить, кто принц, а кто нищий, даже если они переоблачались. Более того, этикет, строго регламентирующий каждый шаг, каждое действие, был важным ат-
рибутом высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет'— чисто светское, придворное достояние.
Жизнь французского (а впоследствии и не только французского) двора напоминала театрализованное представление, где поступки могли быть коварными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилась не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении. При этом этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто должен присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Суровая строгость этикета того времени может быть во многом объяснена и тем, что он служил специфическим способом самосохранения довольно немногочисленного высшего сословия. Этикет являлся особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более «низких» культур — крестьян и горожан. Этикет призван был давать представителю дворянства ощущение собственной исключительности, воспитывать сознание социального превосходства, тем самым позволяя отличать людей «своего круга» от всех прочих. И в этом смысле он действительно был «этикеткой», «ярлыком».
В то же время в среде, далекой от двора, были свои формы общения. Правда, их не называли этикетом, манеры не отшлифовывались, но передавались из поколения в поколение, в результате чего в каждом слое общества строго соблюдались свои правила поведения. Только в «простой» среде они обычно носили более естественный, а в светской — рафинированно-изысканный, искусственный характер.
Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и правил, зачастую многозначную и
f'
434______________ Раздел IV, Прикладная этика: проблемы и решения
- Глава 17. Этика и этикет 435
запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Внешняя воспитанность, аристократизм, учтивость, манерность, умение вести себя в обществе — этому специально учили (не только поклонам, приседаниям и реверансам, но даже искусству «строить глазки» и клеить «мушки»). Однако учили далеко не всех, а только избранных. И хорошие манеры становятся признаком превосходства, просвещенности дворянства.
Сложность обучения обусловила необходимость в специальных пособиях и руководствах. И такие источники появились. . Первый известный трактат о поведении — «Дисциплина клерикалис» был написан испанским священником Педро Альфопсо еще в 1204 г. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия но этикету в Англии, Голландии, Франции. Одна из самых популярных зарубежных книг прошлого, посвященных дворянскому этикету, — «Письма к сыну» Ф. Честерфилда. В этих письмах, которые чуть ли не ежедневно на протяжении многих лет писал заботливый отец, пытавшийся передать сыну свой богатый опыт, прорисована тончайшая и детальнейшая тактика поведения в обществе. Эта книга еще раз подтверждает, что этикет — детище своей эпохи и среды.
Просветители XVIII века рассматривали придворный этикет как средство власти, расслоения, еще большего отдаления от народа. Ж.-Ж. Руссо осуждал не только придворный этикет и салонные манеры, но и светские формы учтивости вообще. Неудивительно, что во времена Великой французской революции дворянский этикет был публично отвергнут как лицемерный, ненатуральный и преувеличенный. Робеспьер, выражая широко распространенные настроения, призывал заменить хороший тон хорошими людьми, честь — честностью, приличия — обязанностями, а тиранию моды — властью разума. Прекрасное пожелание, но этот радикализм, к сожалению, стал отправной точкой для отмены этикета вообще.
Например, было отменено почтительное обращение «Вы», предписано обращаться ко всем «гражданин» и «ты», не снимать головного убора при приветствии и т.д. Вошло в историю знаменитое обращение офицера стражи, ведущего на эшафот короля Людовика XVI: «Пожалуй на казнь, гражданин король!»
Как ни странно, но эпоха Директории и воцарение на императорском престоле простолюдина Наполеона не только вновь вызва-
ло обращение к великосветскому этикету, но и способствовало его дальнейшему усложнению. Причем известно, что Наполеон, например, самолично занимался разработкой нового церемониала коронации для своей жены Жозефины.
Буржуазный этикет, по сравнению с аристократическим, внешне натуральнее, практичнее и проще. В особенности это относится к американскому этикету.
Одно из первых американских наставлений по этикету — написанные Д. Вашингтоном «Сто десять правил приличного поведения», среди которых были и такие: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».
Видный писатель и политический деятель XVIII века Б. Франклин, развивавший философию успеха, провозгласил: «Время — деньги!», «Богатый стол оставляет скудное завещание!» и многие другие основополагающие для американского этикета принципы.
И сегодня большинство современных американских книг по этикету носит четко выраженный практический характер: они учат тем приемам в общении, которые должны помочь сделать карьеру, обрести нужных друзей, мужа и т.д.
Правда, и в американском этикете так было не всегда и не везде. Описанные выше нормы были характерны в основном для янки — просто-людинов-«северян», и лишь постепенно были восприняты всеми американцами как нормы прагматического этикета. Аристократы-«южане» поначалу презирали грубость нравов северных соотечественников и страшно гордились своими изысканными манерами. Помните, как в «Уне-- сенных ветром» Мамушка наставляла молоденькую Скарлетт: «Настоящая леди...» И потребовалась война между Севером и Югом, чтобы манеры поведения американцев обрели современный демократический вид.
Как видим, этикет как одно из явлений культуры далеко не однозначен. И сегодня прогрессивно настроенные люди стремятся к тому, чтобы их поведение не противоречило гуманистическим нормам и идеалам, люди бизнеса используют хорошие манеры как дополнительное (и немаловажное!) средство в искусстве делать карьеру, деньги, нимало не беспокоясь о нравственной стороне своего поведения.
436____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения