Фитоуголок. Лекарственные растения
Объекты для наблюдения: полянка, открытое место, где растут одуванчик, ландыш, мать-и-мачеха, ромашка аптечная, лопух, кустики земляники. Рассматривание внешнего вида, сравнение между собой. Рассматривание и сбор семян.
Беседы о целебных свойствах растений.
Яблоневый сад
Объекты для наблюдения: яблоневые деревья разной высоты и толщены, цветение, завязь плодов, созревание яблок.
Вид деятельности: опытно – исследовательская.
Липа
Объекты для наблюдения: толщина ствола, кора, ветки, листья, семена. В мае на липах растут маленькие веточки прямо из ствола – проснулись спящие почки. Летом вокруг липы много пчел, они собирают нектар с душистых цветов липы. Липовый мед очень вкусен и полезен.
Скворечник
Объекты для наблюдения: птицы.
Скворечник – искусственное гнездовье для мелких птиц, обычно делается в виде деревянного домика. Несмотря на название, в скворечнике могут поселиться не только скворцы, но и синицы, воробьи, трясогузки и др.
День птиц – праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников. Отмечается 1 апреля.
Птичья столовая
Объекты наблюдения: птицы, прилетающие к кормушке – воробьи, синицы, снегири и др.
Зима – очень тяжелое время для птиц. Они прилетают к жилью человека в надежде на помощь. Доброй традицией на Руси было и есть изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц.
Работа с детьми по экологической тропе
Маршрут первый: «В гости к старичку - лесовичку».
Приходя в гости к старичку – лесовичку дети попадают в уголок смешанного леса. Там они увидят березу, клен, дуб, липу, маленькую елочку. Рассмотреть строение деревьев, найти сходство и различия. Старичок покажет мох с северной стороны старых деревьев, расскажет, почему он там появился. Спросит, кто живет на дереве и под деревьями. Поможет понять, почему лес надо беречь и охранять. В июле – августе вместе с детьми поищет грибы – сыроежки, подберезовики. А если очень повезет, то, покажет и лесного жителя – ежа.
Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:
·Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
·Сравнение их между собой;
·Связь с животными и насекомыми;
·Использование луп для наблюдений;
·Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Второй маршрут экологической тропы: «Огород».
Хозяйка огорода «тетушка Тыква».
Дети знакомятся с овощными культурами: лук, морковь, петрушка, огурцы, помидоры, капуста и др. Узнают способы ухода за растениям. Работа на огороде позволяет детям окунуться в мир крестьянской жизни, формирует чувство близости к природе, желание помогать и заботиться.
Рекомендации по организации работы с детьми на огороде:
Труд на огороде:
·Подготовка земли к посадке растений;
·Высадка рассады;
·Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая;
·Подготовка земли к зиме.
Наблюдения:
·Биологические особенности овощных культур;
·Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения;
·Связь с насекомыми;
·Сенсорное развитие детей.
Беседы:
·«Роль овощей в жизни людей»;
·«Роль людей в жизни овощей»;
·«О полезных свойствах овощей» и тд.
Третий маршрут: «Цветники»
Хозяйка тропы «Пчелка Майя»
На территории детского сада много клумб и цветников, есть «альпийская горка». «Летая» от клумбы к цветнику вместе с Пчелкой дети знакомятся с разнообразием цветов, трав. Сравнивают неяркие, скромные луговые цветы с пышным цветением садовых. Работа в цветниках позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научиться бережно к ней относиться, научиться ценить ее красоту и помогать ей. Формирует чувство близости к природе и сопереживание всему живому. Воспитывает желание помогать и заботиться о природе.
Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:
Труд с детьми:
·Подготовка клумб;
·Посадка рассады;
·Уход за растениями: полив, рыхление, прополка;
·Сбор семян;
·Посадка луковичных цветов под зиму;
·Подготовка цветников к зиме.
Наблюдение за цветами:
·Биологические особенности;
·Сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, размножения;
·Связь с насекомыми;
·Сенсорное развитие во время прогулок в цветники.
Беседы:
·«Роль человека в жизни цветов (уход, помощь, любование)»;
·«Взаимосвязь цветов с окружающей средой»;
·«Целебные свойства растений» и т.д.
Маршрут четвертый «Царство царевны Лягушки»
Мини водоем сделан из пластмассового бассейна, вокруг высажены различные водолюбивые растения: хосты, примула, купальница и др., насыпаны разноцветные камушки. В искусственном водоеме не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, но зато в жаркие летние дни прилетают окрестные птицы попить воды, наблюдение за которыми доставляет детям радость.
Рекомендации по организации работы возле водоема:
·Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями;
·Наблюдение за птицами, прилетающими искупаться и попить;
·Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.
НОД область «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с природой»