Надежда на северный Малый Арал
Восстановление всего Аральского моря невозможно. Для этого потребовалось бы в четыре раза увеличить годовой приток вод Амударьи и Сырдарьи по сравнению с нынешним средним показателем 13 км. Единственным возможным средством могло бы стать сокращение орошения полей, на что уходит 92% забора воды. Однако четыре из пяти прежних советских республик в бассейне Аральского моря (за исключением Казахстана) намерены увеличить объемы полива сельхозугодий — в основном, чтобы прокормить растущее население. В данной ситуации помог бы переход на менее влаголюбивые культуры, например замена хлопчатника озимой пшеницей, однако две главные водопотребляющие страны региона — Узбекистан и Туркменистан — намерены продолжать выращивать именно хлопок для продажи за рубеж. Можно было бы также значительно усовершенствовать существующие оросительные каналы: многие из них представляют собой обыкновенные траншеи, через стенки которых просачивается и уходит в песок огромное количество воды. Модернизация всей системы орошения помогла бы ежегодно сберегать порядка 12 км3 воды, однако обошлась бы в $16 млрд. Пока что у стран бассейна Азовского моря нет на это ни денег, ни политической воли.
Рисунок 7-Карта засоления территории
Несмотря на обширный водосборный бассейн (вверху), Аральское море почти не получает воды из-за оросительных каналов, которые, как показывает фото внизу, забирают воду из Амударьи и Сырдарьи на протяжении сотен километров их течения по территории нескольких государств. В числе прочих последствий - исчезновение многих видов животных и растений. Изображение: «В мире науки»
Несмотря на обширный водосборный бассейн (вверху), Аральское море почти не получает воды из-за оросительных каналов, которые, как показывает фото внизу, забирают воду из Амударьи и Сырдарьи на протяжении сотен километров их течения по территории нескольких государств. В числе прочих последствий — исчезновение многих видов животных и растений. Изображение: «В мире науки»
Казахстан, тем не менее, предпринял попытку хотя бы частично восстановить северный Малый Арал. В начале 1990-х гг. была сооружена земляная дамба — с тем, чтобы препятствовать оттоку воды на юг, где она напрасно терялась из-за испарения. Несмотря на то что в результате катастрофического прорыва в апреле 1999 г. дамба была разрушена, предпринятая попытка показала принципиальную возможность поднять уровень воды и уменьшить ее соленость. Казахстан и Всемирный банк выделили на решение данной проблемы $85 млн. Главным элементом нового сооружения, законченного в ноябре 2005 г., стала гораздо более мощная земляная дамба длиной 13 км, включающая бетонную плотину с гидротехническим затвором для регулирования пропуска воды. Большой объем стока реки Сырдарья следующей зимой положил начало восстановлению северного Малого Арала. В результате за какие-то восемь месяцев уровень воды поднялся здесь с 40 до 42 м выше уровня Мирового океана — до рассчитанной заранее высоты. Площадь водной поверхности увеличилась на 18%, а соленость воды, начав примерно с 20 г/л, постоянно снижалась и сегодня достигла уровня 10 г/л. Рыбаки вновь начали вылавливать представителей различных видов рыб — включая столь ценных, как судак и сазан.
13-километровая дамба и плотина с гидротехническим затвором (вверху), построенные Казахстаном в 2005 г., спасли Малый Арал, прекратив отток воды по пересыхающим, ведущим в никуда каналам. С тех пор наблюдается повышение уровня воды и рост рыбных популяций (внизу). Гидротехнический затвор, законченный в ноябре того же года, позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема. Уже к следующему лету вода в Малом Арале поднялась на 2 м.
13-километровая дамба и плотина с гидротехническим затвором (вверху), построенные Казахстаном в 2005 г., спасли Малый Арал, прекратив отток воды по пересыхающим, ведущим в никуда каналам. С тех пор наблюдается повышение уровня воды и рост рыбных популяций (внизу). Гидротехнический затвор, законченный в ноябре того же года, позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема. Уже к следующему лету вода в Малом Арале поднялась на 2 м.
Соленость воды в Малом Арале со временем установится в пределах 3–14 г/л, в зависимости от места. При таких показателях должны будут восстановиться и многие другие местные биологические виды (хотя почти повсеместно исчезнет морская камбала). Продолжится и общее восстановление водоема. Например, если путем усовершенствования системы орошения увеличить средний годовой сток Сырдарьи до 4,5 км3, то вода в Малом Арале стабилизируется на уровне около 47 м. В этом случае береговая линия расположилась бы в 8 км от прежнего крупного портового города Аральск — достаточно близко, чтобы провести дноуглубительные работы и привести в рабочее состояние старый канал. По нему крупные рыболовные суда могли бы опять выходить в море, и возобновилось бы судоходство. Дальнейшее уменьшение солености воды должно благоприятным образом сказаться на состоянии прибрежных плавней и на численности рыбы. Кроме того, мог бы увеличиться отток воды в водоемы южного Большого Арала, способствуя их восстановлению. Осуществление подобного плана потребовало бы сооружения гораздо более длинной и высокой дамбы, а также реконструкции имеющегося гидротехнического затвора. Впрочем, еще не ясно, есть ли у Казахстана средства и желание браться за осуществление этого проекта. Пока что в стране размышляют о способах решения гораздо более скромной задачи: как приблизить Арал к Аральску.
План для южного Большого Арала
Возвращение рыбы в Малый Арал дает рыбакам из близлежащих селений средства к существованию. Возвращение рыбы в Малый Арал дает рыбакам из близлежащих селений средства к существованию. Большой Арал переживает нелегкие времена: он продолжает быстро мелеть. Мелководный водоем на востоке и более глубокий западный водоем соединяет сейчас лишь длинный узкий канал, и нет уверенности в том, что он однажды полностью не пересохнет. По нашим оценкам, если страны, через которые протекает Амударья, ничего не изменят, то изолированный восточный водоем при нынешней скорости поступления грунтовых вод и испарения, может стабилизироваться на площади 4300 км2. При этом его средняя глубина составила бы 2,5 м, а соленость воды превысила бы 100 г/л, возможно даже достигла 200 г/л. Единственными обитателями такой среды смогли бы стать ракообразные артемии и бактерии.
Судьба западного водоема зависит от притока грунтовых вод. Один из авторов этой статьи (Аладин) заметил на западных береговых уступах многочисленные пресноводные родники. По нашим тщательным расчетам, этот водоем должен сохранить площадь около 2100 кв. км. Он будет оставаться относительно глубоководным, имея местами глубину 37 м, однако соленость его воды будет значительно превышать 100 г/л.
Способствовать восстановлению западного водоема могло бы крупномасштабное строительство ряда гидротехнических сооружений. Пригодится и один старый план восстановления всего Аральского моря, корректировку которого произвел недавно Миклин. Поскольку данный проект не подвергался тщательной оценке, стоимость его осуществления неизвестна, однако речь может идти о значительных средствах. Он предусматривает довольно умеренное увеличение объема стока Амударьи путем рациональных усовершенствований системы орошения в водосборном бассейне реки. Важным элементом плана является также восстановление местных камышовых плавней.
Заработал и рыбозавод в Заработал и рыбозавод в городе Аральск, способствуя росту местной экономики.Заработал и рыбозавод в городе Аральск, способствуя росту местной экономики.
Подобная работа, начатая в конце 1980-х гг. в Советском Союзе, продолжена сегодня Узбекистаном. В настоящее время уже можно говорить о минимальных успехах в восстановлении биологического разнообразия водоемов, рыболовства и природной фильтрации сточных вод с помощью водной растительности (прежде всего камыша), однако быстрого решения проблемы не существует. Высыхание Аральского моря продолжалось на протяжении более чем 40 лет. Для осуществления долгосрочных, экологически рациональных решений потребуются не только крупные капиталовложения и технические инновации, но также коренные политические, социальные и экономические преобразования.