Экономический механизм водопользования
В настоящее время промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или предприятий коммунального хозяйства. Тарифы за воду устанавливаются на один кубометр потребляемой воды. Определение тарифов платы за воду основывается на затратном методе. В некоторых отраслях используются и другие методы, но они имеют локальное применение. В развитых странах плата за водопользование осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание государственных учреждений, которые осуществляют оперативное управление водными ресурсами и их использование в пределах одного или ряда соседних водных бассейнов.
Организационно взимание платы за водопользование реализуется в виде двух схем. Первая схема, которая реализуется в Австралии, странах Азии и Африки, основывается на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи направляются в государственный бюджет, что позволяет аккумулировать финансовые ресурсы для содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений. Вторая схема применяется в странах Западной Европы. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Бассейновые объединения осуществляют все виды работ, связанные с охраной вод, рациональным использованием, оценкой водных ресурсов, регулированием стока, контролем за сбросами загрязняющих веществ, водозабором, предотвращением наводнений и паводков и проч. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. При этом государство получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в большей части для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсаций льготным категориям водопользователей.
При потреблении воды в пределах лимита забора воды, установленного Комитетом Российской Федерации по водному хозяйству, плата за воду взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере.
В 1995 г. был принят Водный кодекс Российской Федерации, в котором предусмотрены два платежа: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Сущность водного налога состоит в изъятии у водопользователей части экономического эффекта, получаемого ими в результате пользования водными объектами. Изымаемый водный налог направляется в федеральный бюджет (40%) и в бюджеты субъектов Российской Федерации (60%). Водный налог является «щадящим» инструментом регулирования водопользования, поскольку не вызовет значительного роста затрат в основных отраслях экономики России (табл. 14.1).
Таблица 13.1. Прогнозируемые затраты на водопользование в составе стоимости продукции и услуг (по данным Министерства природных ресурсов России)
Наименование отрасли | Затраты на оплату водопользования в составе стоимости продукции и услуг, % |
Промышленность | 0,26 |
Водный транспорт | 0,1 |
Коммунальное хозяйство | 2,1 |
Электроэнергетика | 1,0 |
При заборе воды предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждающих агрегатов (возвратное водопотребление), применяются два вида платежей: за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится в размере 30% величины установленного тарифа и за сверхлимитный забор плата производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы.
Размер платы за один кубометр безвозвратного водопотребления определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем, рассчитанного для данного предприятия, с коэффициентом 1,25.
Плата не взимается за подземные воды, которые извлекаются из недр попутно с полезными ископаемыми, а также в целях ликвидации вредного воздействия этих вод (подтопление, засоление и т.д.), кроме того, промышленные предприятия не платят за подземные лечебные и теплоэнергетические воды, подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных ископаемых.
Концепция платного водопользования приведена в табл. 14.2.
Таблица 13.2. Концепция платного пользования (по книге «Водопользование и национальная безопасность»)
Виды платежей | Плата за пользование (водный налог) | Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов | Штрафы и повышенные платежи |
Цель платы | Налог государства за пользование водными объектами | Сбор средств на восстановление и охрану водных объектов и защиту окружающей среды от вредного воздействия вод | Административно- экономическое воздействие на нарушителей водного законодательства |
Сущность платы | За забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды | За забор воды, за пользование водными объектами без изъятия воды | За ущерб, причиняемый водным объектам, за сверхлимитные заборы воды и сброс сточных вод нормативного качества, за сброс сточных вод сверхнормативного загрязнения, за пользование водным объектом без лицензии и за другие нарушения водного законодательства |
Экономическое содержание платежей | Часть дохода от использования водного объекта | Годовая программа затрат на восстановление и охрану водного объекта | Создание дополнительных финансовых ресурсов для восстановления и охраны водных объектов и компенсации ущербов, причиняемых водному фонду в результате нарушения водного законодательства |
Плательщики | Юридические лица, независимо от форм собственности, и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование | Юридические лица независимо от форм собственности и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование | Юридические лица независимо от форм собственности и граждане, вовлекающие водные объекты в хозяйственное и иное пользование |
Источник платы | Себестоимость продукции (услуг) | Себестоимость продукции услуг | Прибыль |
Аккумуляция платежей | Федеральный бюджет –40%, бюджет субъекта Федерации – 60% | Федеральный бюджет –40%, бюджет субъекта Федерации– 60% | Федеральный бюджет – 40%, бюджет субъекта федерации – 60% |
Направление использования средств | На социальные нужды и управление водным фондом | На реализацию программ охраны и восстановления водных объектов, НИР | На восстановление и охрану водных объектов, ликвидацию ущерба водному объекту и окружающей среде |