Формирование страхового фонда
Формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределение материальных благ в нашей стране настоятельно требуют и новых подходов в сфере экономики. Эта проблема имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение в вопросах формирования и использования отечественного страхового рынка.
Отправным моментом в части создания отечественного страхового рынка следует считать факт реальной демонополизациистраховой деятельности и, как следствие этого, достаточно быстрый рост числа альтернативных страховых компаний (по состоянию на 1 января 1995 г. в России действуют 2700 страховых компаний, из которых только 6% находятся в государственной и муниципальной собственности, 36 являются полностью частными, а 58% - в смешанной собственности) [1].
Командно-административная система бывшего СССР "о государств ила" все сферы и отрасли народного хозяйства, включая и страхование, без учета их своеобразия, провозгласив общественную собственность общенародной, фактически отождествляя ее с общегосударственной. При отсутствии политической и хозяйственной демократии "общенародная" собственность постепенно переродилась в государственно-монополистическую.
В тех условиях государство брало на себя "заботу" о •возмещении материальных потерь, связанных в первую очередь с процессом общественного производства [13]. Если процесс общественного производства прерывался или [Нарушался в результате воздействия стихийных сил природы Или других событий (пожары, эпидемии, взрывы и т. п.), то [общество (в лице Госстраха) вынуждено было возмещать причиненный материальный ущерб за счет страхового фонда, формируемого из части прибавочной стоимости, а потому и прибавочного труда за счет вычетов из заработной платы работающих. Иными словами, страховой фонд формировался за счет перераспределения национального доходаобщества. При этом сфера действия страхового фонда ограничивалась страхованием общественных и кооперативных организаций, сельскохозяйственных предприятий, имущества, жизни и здоровья граждан.
В этих условиях сфера деятельности Госстраха носила узкий, ограниченный характер, тормозящий действие объективных экономических законов товарного производства, денежного обращения и др. В результате через систему страхования перераспределялось лишь около 3% валового национального продукта страны, что в 4 раза меньше, чем в США, Западной Европе и Японии [3].
Развитие рыночных отношений в нашей стране существенным образом меняет соотношение между общегосударственным резервным фондом широкого назначения (дополнительные капитальные вложения в оборону страны и другие проекты непроизводственной сферы) и страховым фондом, связанным с применением страхования. Характерное для прежней командно-административной системы преобладание вертикальных распределительных отношений уступает место горизонтальным связям между производством, обменом и потреблением.
Логика общественного развития обусловила необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения, и др. Только на основе такого перехода можно преодолеть узкие рамки применения страхования в экономике, обеспечить его цивилизованное развитие и интеграцию внутри страны и за ее пределами.
Возрастает роль страхованияв развитии экономики современной России как базового элементафункционирования инфраструктуры рыночных отношений.В данном случае речь идет о двух параллельных процессах: внедрении страхового механизма в экономическую инфраструктуру и создании самой инфраструктуры страхового дела.
Экономическая категория страховой защиты находит свое материальное воплощение в страховом фонде, который формируется для покрытия ущербов, причиняемых общест-.0у и отдельным гражданам различными стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.
В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, определяются разносторонние экономические и социальные аспектыих жизнедеятельности.
Общественная практика выработала три основные организационные формы страхового фонда, в которых субъектами собственности на его ресурсы выступают государство, отдельный товаропроизводитель и страховщик.В этой связи выделяют государственный централизованный страховой(резервный) фонд, фонд риска товаропроизводителя(самострахование) и страховой фонд страховщика.
Централизованный страховой (резервный) фондобразуется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах. В натуральной форме он представляет постоянно возобновляемые запасы продукции, товаров, сырья, топлива, продовольствия и др. В денежной форме - в виде финансовых резервов (золото, драгоценности и др.).
Назначение этого фонда состоит в обеспечении возмещения ущерба и устранения последствий стихийных бедствий и крупных аварий (землетрясение в Армении, на Южном Сахалине, авария на Чернобыльской АЭС и др.).
Под фондом риска товаропроизводителяпонимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда, как правило, в виде натуральных запасов каждым хозяйствующим субъектом. В агропромышленном комплексе образуются семенной и другие натуральные фонды. В частнопредпринимательской деятельности - фонды обеспечения их деятельности при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке заказчиками платежей за поставленную продукцию, процентные выплаты по банковским кредитам и ссудам.
Формирование фонда рискаосуществляется путем ежегодных отчислений до достижения размера, указанного в Учредительных документах. Порядок использования фонда
риска оговаривается в Уставе страховщика. Там же, как правило, требуется, чтобы средства фонда самострахования постоянно находились в ликвидной форме: в виде депозитов в банках; акций, котирующихся на фондовой бирже; государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и др.
Страховой фондстраховщика создается за счет страхователей: предприятий, организаций, учреждений, обществ фирм и т. п. (юридических лиц), а также граждан (дееспособных физических лиц).
Формирование страхового фонда происходит децентрализовано, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем обособленно. Расходы страхового фонда имеют строго целевой характер: на выплату страховых сумм (личное страхование) и возмещение ущерба (имущественное страхование) в соответствии с установленными страховщиком правилами и условиями страхования.
Объем фонда определяется на основе эмпирических прогнозов и актуарных расчетов. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников создания страхового фонда, происходит перераспределение средств, что в конечном счете приводит к возможности маневрировать средствами.
Страхование как совокупность замкнутых пере распределительных отношений между заинтересованными участниками появилось значительно раньше идеи формирования целевого страхового фонда. Лишь позднее, с развитием товарно-денежных отношений на базе общественного разделения труда стало возможным формирование и использование страхового фонда по принципу замкнутой раскладки ущерба между участниками страхования.
Развитие страховых отношений между товаропроизводителями и потребителями в нашей стране, увеличение случайных событий технического и технологического характера (взрывы атомных реакторов, газопроводов, нефтескважин и т. п.), криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угоны самолетов и т. п.) значительно повышают роль, значение и необходимость формирования страховыхфондов.
В страховом фонде страховщика реализуются коллективные и личные интересы его участников, отражаются взаимосвязи между социальнымипозициями участников экономической деятельности (характер собственности на средства производства, управленческие полномочия и другие позиции).
Через страховой фонд создаются условия для свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства, без которых немыслима рыночная экономика. Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг.
Пере распределительные отношения, присущие страхованию, связаны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью страховых взносов страхователей, с другой - с использованием средств страхового фонда на покрытие ущерба страхователей при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре. Приведенные особенности пере распределительных отношений, возникающих при страховании, позволяют дать страхованию следующее определение:
Страхование представляет собой отношениямежду страховыми организациями (страховщиками) и гражданами (дееспособными физическими лицами), предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами) по защите их имущественных интересов при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемыхиз уплачиваемых страхователями страховых взносов.
Данное определение страхования характеризует его экономическую сущность и содержание в современномобществе. Сущность, как известно, постоянна, содержание - изменчиво, имеет классовую природу в каждой общественно-экономической формации, предопределяет общественно-исторические типы страхования [2].
Соотношение обязательного (в силу закона) и добро-рольного (в силу договора), долгосрочного (сберегательного) 1и краткосрочного (рискового) видов страхования, учет особенностей и объективных закономерностей в условиях рыночной экономики неизбежно становятся ядром страховой политикив современных условиях.