Формирование страхового фонда

Формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределение мате­риальных благ в нашей стране настоятельно требуют и но­вых подходов в сфере экономики. Эта проблема имеет важ­ное не только теоретическое, но и практическое значение в вопросах формирования и использования отечественного страхового рынка.

Отправным моментом в части создания отечественного страхового рынка следует считать факт реальной демонопо­лизациистраховой деятельности и, как следствие этого, до­статочно быстрый рост числа альтернативных страховых компаний (по состоянию на 1 января 1995 г. в России дей­ствуют 2700 страховых компаний, из которых только 6% на­ходятся в государственной и муниципальной собственности, 36 являются полностью частными, а 58% - в смешанной собственности) [1].

Командно-административная система бывшего СССР "о государств ила" все сферы и отрасли народного хозяйства, включая и страхование, без учета их своеобразия, провозгласив общественную собственность общенародной, фак­тически отождествляя ее с общегосударственной. При от­сутствии политической и хозяйственной демократии "об­щенародная" собственность постепенно переродилась в го­сударственно-монополистическую.

В тех условиях государство брало на себя "заботу" о •возмещении материальных потерь, связанных в первую очередь с процессом общественного производства [13]. Если процесс общественного производства прерывался или [Нарушался в результате воздействия стихийных сил природы Или других событий (пожары, эпидемии, взрывы и т. п.), то [общество (в лице Госстраха) вынуждено было возмещать причиненный материальный ущерб за счет страхового фон­да, формируемого из части прибавочной стоимости, а пото­му и прибавочного труда за счет вычетов из заработной пла­ты работающих. Иными словами, страховой фонд формиро­вался за счет перераспределения национального доходаобщества. При этом сфера действия страхового фонда огра­ничивалась страхованием общественных и кооперативных организаций, сельскохозяйственных предприятий, имущест­ва, жизни и здоровья граждан.

В этих условиях сфера деятельности Госстраха носила узкий, ограниченный характер, тормозящий действие объек­тивных экономических законов товарного производства, де­нежного обращения и др. В результате через систему стра­хования перераспределялось лишь около 3% валового на­ционального продукта страны, что в 4 раза меньше, чем в США, Западной Европе и Японии [3].

Развитие рыночных отношений в нашей стране суще­ственным образом меняет соотношение между общегосударственным резервным фондом широкого назначения (до­полнительные капитальные вложения в оборону страны и другие проекты непроизводственной сферы) и страховым фондом, связанным с применением страхования. Характер­ное для прежней командно-административной системы пре­обладание вертикальных распределительных отношений уступает место горизонтальным связям между производ­ством, обменом и потреблением.

Логика общественного развития обусловила необходи­мость перехода к страховому рынку, функционирование ко­торого опирается на познание и использование эконо­мических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения, и др. Только на основе такого перехода можно преодолеть узкие рамки применения страхования в экономике, обеспечить его цивилизованное развитие и ин­теграцию внутри страны и за ее пределами.

Возрастает роль страхованияв развитии экономики со­временной России как базового элементафункционирова­ния инфраструктуры рыночных отношений.В данном случае речь идет о двух параллельных процессах: внедрении стра­хового механизма в экономическую инфраструктуру и соз­дании самой инфраструктуры страхового дела.

Экономическая категория страховой защиты находит свое материальное воплощение в страховом фонде, который формируется для покрытия ущербов, причиняемых общест-.0у и отдельным гражданам различными стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.

В страховом фонде реализуются коллективные и личные интересы членов общества, определяются разносто­ронние экономические и социальные аспектыих жизнедея­тельности.

Общественная практика выработала три основные ор­ганизационные формы страхового фонда, в которых субъек­тами собственности на его ресурсы выступают государство, отдельный товаропроизводитель и страховщик.В этой связи выделяют государственный централизованный страховой(резервный) фонд, фонд риска товаропроизводителя(са­мострахование) и страховой фонд страховщика.

Централизованный страховой (резервный) фондобразу­ется за счет общегосударственных ресурсов в натуральной и денежной формах. В натуральной форме он представляет постоянно возобновляемые запасы продукции, товаров, сырья, топлива, продовольствия и др. В денежной форме - в виде финансовых резервов (золото, драгоценности и др.).

Назначение этого фонда состоит в обеспечении возме­щения ущерба и устранения последствий стихийных бедствий и крупных аварий (землетрясение в Армении, на Южном Сахалине, авария на Чернобыльской АЭС и др.).

Под фондом риска товаропроизводителяпонимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда, как правило, в виде натуральных запасов каждым хо­зяйствующим субъектом. В агропромышленном комплексе образуются семенной и другие натуральные фонды. В частнопредпринимательской деятельности - фонды обеспе­чения их деятельности при неблагоприятной экономической конъюнктуре, задержке заказчиками платежей за поставлен­ную продукцию, процентные выплаты по банковским кре­дитам и ссудам.

Формирование фонда рискаосуществляется путем еже­годных отчислений до достижения размера, указанного в Учредительных документах. Порядок использования фонда

риска оговаривается в Уставе страховщика. Там же, как пра­вило, требуется, чтобы средства фонда самострахования по­стоянно находились в ликвидной форме: в виде депозитов в банках; акций, котирующихся на фондовой бирже; государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и др.

Страховой фондстраховщика создается за счет страхо­вателей: предприятий, организаций, учреждений, обществ фирм и т. п. (юридических лиц), а также граждан (дееспо­собных физических лиц).

Формирование страхового фонда происходит децентрализовано, поскольку страховые взносы уплачиваются каж­дым страхователем обособленно. Расходы страхового фонда имеют строго целевой характер: на выплату страховых сумм (личное страхование) и возмещение ущерба (имущественное страхование) в соответствии с установленными страховщи­ком правилами и условиями страхования.

Объем фонда определяется на основе эмпирических прогнозов и актуарных расчетов. Убытки в данном случае как бы раскладываются на всех участников создания страхо­вого фонда, происходит перераспределение средств, что в конечном счете приводит к возможности маневрировать средствами.

Страхование как совокупность замкнутых пере распределительных отношений между заинтересованными участ­никами появилось значительно раньше идеи формирования целевого страхового фонда. Лишь позднее, с развитием то­варно-денежных отношений на базе общественного разде­ления труда стало возможным формирование и использова­ние страхового фонда по принципу замкнутой раскладки ущерба между участниками страхования.

Развитие страховых отношений между товаропроизво­дителями и потребителями в нашей стране, увеличение случайных событий технического и технологического харак­тера (взрывы атомных реакторов, газопроводов, нефтесква­жин и т. п.), криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угоны самолетов и т. п.) значительно повышают роль, значение и необходимость формирования страховыхфондов.

В страховом фонде страховщика реализуются коллек­тивные и личные интересы его участников, отражаются взаимосвязи между социальнымипозициями участников эко­номической деятельности (характер собственности на сред­ства производства, управленческие полномочия и другие позиции).

Через страховой фонд создаются условия для свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства, без ко­торых немыслима рыночная экономика. Переход к ры­ночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значи­тельно расширяет сферу страховых услуг.

Пере распределительные отношения, присущие страхо­ванию, связаны, с одной стороны, с формированием страхо­вого фонда с помощью страховых взносов страхователей, с другой - с использованием средств страхового фонда на по­крытие ущерба страхователей при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре. Приведенные особенности пере распределительных отношений, возникающих при стра­ховании, позволяют дать страхованию следующее опреде­ление:

Страхование представляет собой отношениямежду стра­ховыми организациями (страховщиками) и гражданами (дееспособными физическими лицами), предприятиями, уч­реждениями, организациями (юридическими лицами) по защите их имущественных интересов при наступлении стра­ховых случаев за счет денежных фондов, формируемыхиз уплачиваемых страхователями страховых взносов.

Данное определение страхования характеризует его эко­номическую сущность и содержание в современномобществе. Сущность, как известно, постоянна, содержание - изменчиво, имеет классовую природу в каждой общественно-эконо­мической формации, предопределяет общественно-истори­ческие типы страхования [2].

Соотношение обязательного (в силу закона) и добро-рольного (в силу договора), долгосрочного (сберегательного) 1и краткосрочного (рискового) видов страхования, учет особенностей и объективных закономерностей в условиях рыночной экономики неизбежно становятся ядром страховой политикив современных условиях.

Наши рекомендации