Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности (инструменты)
Плата за загрязнение окружающей среды опирается на принцип материальной ответственности виновника экологического нарушения и связана с интернализацией внешних эффектов. Она сближает заниженные общие издержки на производство продукции к реальному значению общественных издержек. История установления платы за загрязнение окружающей среды имеет ряд этапов. На первом этапе в 1990 г. проводился эксперимент с участием 38 республик, краев, областей и городов. Предлагались два методических подхода взимания эмиссионных платежей на основе: 1) ущерба и 2) необходимых затрат на осуществление природоохранных мероприятий, то есть платежи должны быть достаточны для достижения заранее установленных экологических нормативов. Эксперимент показал необходимость правовой основы экономического механизма природопользования. В декабре 1991 г. был принят закон «Об охране окружающей природной среды». Эксперимент дал определенные положительные сдвиги в природоохране, но также раскрыл и негативные моменты. В частности, выяснились неподготовленность большинства предприятий к соблюдению природоохранного законодательства и несовершенство статистики окружающей среды.
Второй этап начался с принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 года № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» На этом этапе имелись два вида нормативов: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) и за их превышение.
Методика платы за загрязнение была установлена на следующих принципах:
· стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;
· платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
· единого межотраслевого подхода;
· учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
· простоты и удобства порядка взимания. Плата взималась за:
· выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
· сброс загрязняющих веществ в водные бассейны;
· размещение отходов.
Платежи в пределах ПДВ (ПДС) включались в себестоимость выпускаемой продукции, а аккумулирующиеся средства должны были использоваться для воспроизводства природной среды (недопущения ухудшения). Платежи в кратном (пяти) размере за превышение нормативов осуществлялись из прибылей и направлялись на возмещение ущерба. Текущие затраты, связанные с созданием и эксплуатацией природоохранных объектов, также включались в себестоимость продукции.
На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияние оказывала:
1) Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ;
2) Структура загрязняющих веществ по агрессивности (токсичности) (Ai);
3) Соблюдение нормативов и лимитов;
4) Уровень использования ресурсосберегающих технологий;
5) Сроки и объемы проведенных природоохранных мероприятий;
6) Эффективность работы действующего природоохранного оборудования.
Третий этап связан с принятием правительства РФ 28 августа 1992 г. Постановления № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Это постановление в дальнейшем было дополнено рядом нормативно-методических документов, определяющих применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих инфляцию. Плата рассчитывается по следующей формуле:
,
где mi – выброс вредного вещества в т; Вi – ставки платежей (нормативные, лимитные и сверхлимитные) с учетом регионального коэффициента экологической ситуации и значимости; k – коэффициент индексации инфляции.
Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ – 456 руб./т, а ВСВ – 2280, пыль неорганическая с содержанием SiO2 – 121 и 605 и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономического ущерба на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai). Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы – 198.
При определении платы от передвижных источников загрязнения окружающей среды учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива. Плата за размещение (складирование) отходов зависит от установленных лимитов, а также от токсичности отходов, их количества и места складирования. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.
К сожалению, анализ показывает, что с течением времени плата за загрязнение окружающей среды не в полной мере выполняет основные функции по стимулированию природоохранных мероприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Конечно, существенную роль на снижение роли платы оказал общий экономический фон. В связи с этим платежи оказались символическими в силу несвоевременной индексации. В 1995 г. поправочный коэффициент был равен только 17. С января 2001 г. предельный коэффициент индексации установлен – 94. Кроме того, не всегда достоверны данные о загрязнении окружающей среды.
Мониторинг не может также дать достаточно, точную информацию. Поэтому в основном пользуются выборочным инструментально-лабораторным контролем и расчетным методом. В случае обнаружения сокрытия объемов выбросов (сбросов) и отходов они приравниваются к сверхлимитным. То же самое относится и к загрязнениям, на которые не были получены лимиты.
В случае аварийных ситуаций из-за залповых сбросов (выбросов) наносится огромный ущерб населению, объектам хозяйства и природе. В этом случае штрафные санкции устанавливаются в 25-ти кратном размере от норматива платы за загрязнение окружающей среды.
Решение экологических проблем на современном этапе может быть действенным в том случае, если в хозяйственном механизме природопользования найдет весомое место материальная заинтересованность предприятий в результатах природозащитной деятельности.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике, когда организационные формы управления находятся в стадии ломки, поиска новых форм, а судьба хозяйственного планирования еще более неопределенна, на первый план по своей значимости и действенности выходит такое звено хозяйственного механизма, как экономическое стимулирование – создание материальной заинтересованности конкретных природополъзователей в экологизации хозяйственных процессов, эффективном и экономном использовании природными ресурсами и снижении выбросов и сбросов в ОС.
Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности, т.к. экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных экологических законодательных актов и нормативов санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, осуществляющих меры по сохранения природной среды.
В настоящее время методы позитивной мотивации (меры заинтересованности) в области природопользования развиты слабо. Среди них наиболее распространены:
· налоговые льготы;
· премирование работников за рациональное ПП;
· оставление в распоряжении предприятия и зачисление в фонды экономического( стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства;
· льготное кредитование и субсидирование капитального строительства фондов природоохранного назначения.
В новых условиях хозяйствования при появлении экономических возможностей методы позитивной мотивации в экономическом стимулировании могут быть расширены.
Особенность финансового механизма заключается в том, что налоги взимаются с единицы произведенной продукции или единицы объема ввозимой продукции.