Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности (инструменты)

Плата за загрязнение окружающей среды опирается на прин­цип материальной ответственности виновника экологического на­рушения и связана с интернализацией внешних эффектов. Она сближает заниженные общие издержки на производство продук­ции к реальному значению общественных издержек. История ус­тановления платы за загрязнение окружающей среды имеет ряд этапов. На первом этапе в 1990 г. проводился эксперимент с учас­тием 38 республик, краев, областей и городов. Предлагались два методических подхода взимания эмиссионных платежей на осно­ве: 1) ущерба и 2) необходимых затрат на осуществление природо­охранных мероприятий, то есть платежи должны быть достаточны для достижения заранее установленных экологических нормативов. Эксперимент показал необходимость правовой основы эконо­мического механизма природопользования. В декабре 1991 г. был принят закон «Об охране окружающей природной среды». Эксперимент дал определенные положительные сдвиги в природоохране, но также раскрыл и негативные моменты. В частности, выяс­нились неподготовленность большинства предприятий к соблюде­нию природоохранного законодательства и несовершенство стати­стики окружающей среды.

Второй этап начался с принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 года № 13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения» На этом этапе имелись два вида нормативов: за предельно допустимые выбросы (сбро­сы, размещение отходов) и за их превышение.

Методика платы за загрязнение была установлена на следую­щих принципах:

· стимулирования осуществления природоохранных мероп­риятий;

· платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);

· единого межотраслевого подхода;

· учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);

· простоты и удобства порядка взимания. Плата взималась за:

· выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в водные бассейны;

· размещение отходов.

Платежи в пределах ПДВ (ПДС) включались в себестоимость выпускаемой продукции, а аккумулирующиеся средства должны были использоваться для воспроизводства природной среды (недо­пущения ухудшения). Платежи в кратном (пяти) размере за превы­шение нормативов осуществлялись из прибылей и направлялись на возмещение ущерба. Текущие затраты, связанные с созданием и эксплуатацией природоохранных объектов, также включались в себестоимость продукции.

На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияние оказывала:

1) Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) заг­рязняющих веществ;

2) Структура загрязняющих веществ по агрессивности (ток­сичности) (Ai);

3) Соблюдение нормативов и лимитов;

4) Уровень использования ресурсосберегающих технологий;

5) Сроки и объемы проведенных природоохранных мероприя­тий;

6) Эффективность работы действующего природоохранного обо­рудования.

Третий этап связан с принятием правительства РФ 28 августа 1992 г. Постановления № 632 «Об утверждении порядка определе­ния платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воз­действия». Это постановление в дальнейшем было дополнено ря­дом нормативно-методических документов, определяющих приме­нение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих инфляцию. Плата рассчитывается по следующей формуле:

Методы экономического стимулирования рационального природопользования и природоохранной деятельности (инструменты) - student2.ru ,

где mi – выброс вредного вещества в т; Вi – ставки платежей (нормативные, лимитные и сверхлимитные) с учетом регионального коэффициента экологической ситуа­ции и значимости; k – коэффициент индексации инфляции.

Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ – 456 руб./т, а ВСВ – 2280, пыль неорганическая с содержанием SiO2 – 121 и 605 и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономи­ческого ущерба на показатель относительной опасности конкрет­ного ингредиента (Ai). Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы – 198.

При определении платы от передвижных источников загрязне­ния окружающей среды учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива. Плата за размещение (складирование) отходов зависит от установленных лимитов, а так­же от токсичности отходов, их количества и места складирования. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (мас­сы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие клас­сы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

К сожалению, анализ показывает, что с течением времени пла­та за загрязнение окружающей среды не в полной мере выполня­ет основные функции по стимулированию природоохранных ме­роприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Ко­нечно, существенную роль на снижение роли платы оказал общий экономический фон. В связи с этим платежи оказались символи­ческими в силу несвоевременной индексации. В 1995 г. поправоч­ный коэффициент был равен только 17. С января 2001 г. предель­ный коэффициент индексации установлен – 94. Кроме того, не всегда достоверны данные о загрязнении окружающей среды.

Мониторинг не может также дать достаточно, точную информа­цию. Поэтому в основном пользуются выборочным инструментально-лабораторным контролем и расчетным методом. В случае обнару­жения сокрытия объемов выбросов (сбросов) и отходов они при­равниваются к сверхлимитным. То же самое относится и к загряз­нениям, на которые не были получены лимиты.

В случае аварийных ситуаций из-за залповых сбросов (выбро­сов) наносится огромный ущерб населению, объектам хозяйства и природе. В этом случае штрафные санкции устанавливаются в 25-ти кратном размере от норматива платы за загрязнение окружаю­щей среды.

Решение экологических проблем на современном этапе может быть действенным в том случае, если в хозяйственном механизме природопользования найдет весомое место материальная заинтересованность предприятий в результатах природозащитной деятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике, когда организационные формы управления находятся в стадии ломки, поиска новых форм, а судьба хозяйственного планирования еще более неопределенна, на первый план по своей значимости и действенности выходит такое звено хозяйственного механизма, как экономическое стимулирование – создание материальной заинтересованности конкретных природополъзователей в экологизации хозяйственных процессов, эффективном и экономном использовании природными ресурсами и снижении выбросов и сбросов в ОС.

Экономическое стимулирование может осуществляться методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности, т.к. экономический механизм природопользования должен не только противодействовать нарушениям установленных экологических законодательных актов и нормативов санкциями и штрафами, но и поощрять предприятия и лица, осуществляющих меры по сохранения природной среды.

В настоящее время методы позитивной мотивации (меры заинтересованности) в области природопользования развиты слабо. Среди них наиболее распространены:

· налоговые льготы;

· премирование работников за рациональное ПП;

· оставление в распоряжении предприятия и зачисление в фонды экономического( стимулирования части прибыли от реализации продукции, изготовленной из отходов производства;

· льготное кредитование и субсидирование капитального строительства фондов природоохранного назначения.

В новых условиях хозяйствования при появлении экономических возможностей методы позитивной мотивации в экономическом стимулировании могут быть расширены.

Особенность финансового механизма заключается в том, что налоги взимаются с единицы произведенной продукции или единицы объема ввозимой продукции.

Наши рекомендации