Правовая охрана лесов

Предусмотренная лесным законодательством система мер, направлен­ных на организацию рационального использования и воспроизводство ле­сов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожа­ров, вредителей и болезней, образуетпонятие правовой охраны лесов.

Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лес­ной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.

Экологические требования и меры, входящие всодержание правовой ох­раны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хо­зяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учрежде­ниям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федераль­ных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышлен­ного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов*.

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые кведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организа­ции рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охра­ны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лес­ная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать админи­стративные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о воз­мещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности**.

Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями ус­тановленных для них закономобязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.

Что касается граждан и юридических лиц,деятельность которых может оказать илиоказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами уп­равления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологиче­ские, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объек­товочистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промыш­ленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводст­во лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных иско­паемых, прокладка коммуникаций и выполнение иныхработ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, произво­дятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесно­го фонда, воспроизводство лесов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицатель­но влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают ох­рану лесов от пожаров, такие работы могут бытьприостановлены или запре­щены впредь до устранения причин этих действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охра­ны лесов имеетраспределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других, правовой режим которых ха­рактеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользо­вания, которые должны осуществляться с соблюдениемпринципов непре­рывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также науч­но обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, уста­навливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется пу­тем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным едини­цам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечива­ется и путем проведения работ повоспроизводству лесов. Они осуществля­ются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанно­сти по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организа­ции, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба слесными пожарами.

В связи с этим законодательством установлены специальные правила по­жарной безопасности в лесах*. Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.

Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необходимо немед­ленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в не­го лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая спе­циализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов отвредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевре­менного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и лик­видацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регла­ментируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

Наши рекомендации