Природоохранные мероприятия

Природоохранная (экологическая) деятельность занимает важное место на всех уровнях управления экономикой: она выступает неотъемлемым слагаемым государственной политики и все в большей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды, основными направлениями деятельности которого являются:

- комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;

- координация деятельности органов власти в этой области;

- утверждение нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения и др.

В той или иной степени природоохранные функции выполняют:

- Министерство природных ресурсов РФ;

- Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;

- Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

- Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- Министерство здравоохранения РФ и другие государственные организации.

В рамках конкретного предприятия природоохранная деятельность должна быть включена в сферу производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эффект природоохранной деятельности каждого конкретного предприятия определяется в масштабах всего государства.

Основополагающими принципами природоохранной деятельности предприятий служат:

· постепенное снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

· стабильное улучшение экологических показателей работы очистных сооружений;

· внедрение наилучших существующих технологий очистки воды;

· обеспечение надежной работы городских систем водоснабжения и водоотведения;

· рациональное использование природных и энергетических ресурсов;

· соблюдение требований природоохранного законодательства;

· приоритет выполнения предупредительных мероприятий над мерами по ликвидации негативных экологических воздействий;

· международное сотрудничество в области использования экологически чистых и энергетически эффективных технологий.

При проведении природоохранных мероприятий выделяются режимообразующие объекты и зоны особого режима использования земель.

Режимообразующим объектом называется объект, на прилегающей территории к которому устанавливается особый режим природопользования, ограничивающий те или иные виды хозяйственной и (или) правовой. Особый режим использования земель задается системой запретов либо ограничений тех видов деятельности, которые не совместимы с целями установления зон особого режима использования земель (ЗОРИЗ). Специалисты выделяют около 10 разных типов зон с особым режимом использования земель для режимообразующих объектов, среди них охранная зона, зона охраняемого природного ландшафта, зона санитарной охраны, водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, санитарно-защитная зона.

Охранная зона – это территория с ограниченным режимом использования, выделяемая вокруг памятников историко-культурного наследия, ансамблей, комплексов, предназначенная для обеспечения сохранности памятников и их среды.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Зона санитарной охраны – территория, включающая источник водоснабжения и (или) водопровод, иной объект, состоящая из поясов, на которых устанавливаются особые режимы хозяйственной деятельности и охраны.

Водоохранная зона – это территория, выделяемая для охраны вод от загрязнения, на которой запрещена или ограничена хозяйственная деятельность в интересах предотвращения загрязнения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

По Водному кодексу РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) водоохранные зоны устанавливаются следующим образом:

1. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

- до 10 км - в размере 50 м;

- от 10 до 50 км - в размере 100 м;

- от 50 км и более - в размере 200 м.

2. Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

3. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

4. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

5. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

6. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

7. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

Прибрежная защитная полоса – это часть водоохранной зоны, на территории которой вводятся дополнительные ограничения природопользования. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ.

По Водному кодексу РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ) ширина прибрежных защитных полос устанавливается следующим образом:

1) Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет:

- 30 м для обратного или нулевого уклона;

- 40 м для уклона до 30;

- 50 м для уклона 30 и более градусов.

2) Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м.

3) Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.

4) На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

Санитарно-защитная зона – это территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

Одной из форм компенсации экологической опасности предприятий принято считать внесение платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами. Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической ситуации.

Величина платы за загрязнение окружающей среды складывается из издержек загрязнения, которые включают суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей) и затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды. Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями самостоятельно на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ. Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом средств, затраченных на природоохранные мероприятия.

Затраты на охрану окружающей природной среды включают инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов и текущие затраты на охрану окружающей среды.

Затраты на охрану окружающей природной среды на территории Павловского района за период 2005-2009 гг. представлены в Таблице 5.1.

Таблица 5.1
Виды затрат Стоимость всего, тыс. руб. Динамика
по годам
+ -
капитальный ремонт сооружений и оборудования для размещения и обезвреживания отходов производства и потребления 2132,9 3656,9 6257,4 4831,4 10109,6 7976,7  
капитальный ремонт сооружений и оборудования для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов по районам 1977,3 3139,2 1939,2 1575,3 4666,9 2689,6  
на охрану окружающей природной среды 59310,0 55094,2 69744,7 78280,7 81099,5 21789,5  
на охрану и рациональное использование водных ресурсов 48010,7 48463,6 60962,7 68626,6 69158,6 21147,9  
на охрану атмосферного воздуха 3004,6 1734,3 1622,3 2101,3 2062,5   942,1
на охрану окружающей среды (земельных ресурсов) от отходов производства и потребления 8274,3 4895,0 7155,2 7545,0 9574,1 1299,8  
на рекультивацию земель 20,4 1,3 4,5 7,8 304,3 283,9  

Согласно Таблице 5.1, за период 2005-2009 гг. на территории Павловского района в целом наблюдается устойчивое повышение затрат на охрану окружающей среды.

Экологические платежи – выплаты различных хозяйственных объектов (независимо от форм собственности, отраслевой принадлежности и т. п.) за загрязнение окружающей природной среды, прежде всего выбросы и сбросы вредных веществ в атмосферный воздух и водные источники, а также размещение отходов производства и потребления.

Плата за загрязнение окружающей среды в Павловском районе за период 2005-2009 гг. отражена в Таблице 5.2.

Таблица 5.2
Вид платы Стоимость всего, тыс. руб. Динамика
по годам
+ -
за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов) в окружающую природную среду 1173,1 1238,6 1499,5 1459,3 1702,0 528,9  
за допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 611,8 461,9 473,2 370,6 550,2   61,6
за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 89,6 82,5 107,9 93,0 99,8 10,2  
за допустимое размещение отходов производства и потребления 471,7 665,4 903,1 983,3 1008,6 536,9  
за допустимые сбросы загрязняющих веществ в подземные горизонты - 28,8 15,3 12,4 43,4 14,6  
за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов) в окружающую природную среду 3635,7 3830,0 3935,5 4068,5 3661,5 25,8  
за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 1003,5 1320,3 1214,0 1458,5 2299,7    
за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 130,4 193,5 143,0 127,6 71,4   59,0
за сверхнормативное размещение отходов производства и потребления 2500,1 2313,3 2571,9 2472,6 1290,4   1209,7
за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в подземные горизонты 1,7 2,9 6,6 9,8 - 8,1  
средства (иски) и штрафы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства РФ 47,0 244,9 519,0 49,0 284,5 237,5  

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды, предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. При этом вложение дополнительных средств в природоохранные мероприятия означает приверженность предприятия принципам социальной ответственности перед обществом.

Возрастающий интерес общества к вопросам экологической безопасности предприятий вызвал необходимость развивать новое направление деятельности – экологический менеджмент. Внедрение систем экологического менеджмента предполагает идентификацию экологических аспектов и воздействий, выражение их значимости, определение экологической политики и экологической программы предприятия, формирование организационных структур управления природоохранной деятельностью предприятий (персонал, распределение функций и ответственности).

Таким образом, рациональное использование ресурсов и обеспечение качества окружающей среды являются общей задачей, которую должны решать специалисты различных областей науки и техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом проделанной работы стало приобретение навыков формирования КТКПР Павловского района Нижегородской области. Кроме того, было изучено антропогенное влияние на окружающую среду, на основе чего был сформирован кадастр антропогенного влияния. В ходе работы использовались данные имеющихся отраслевых кадастров и статистические материалы за отчетные годы.

В процессе выполнения курсовой работы было выявлено, что на современном этапе система кадастров представляет собой сочетание не связанных друг с другом ни функционально, ни структурно кадастров. Собранные в статистических сборниках сведения предоставляют неполную информацию об экологическом состоянии территории.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование комплексных территориальных кадастров природных ресурсов должно базироваться на принципе системного подхода. Использование природных ресурсов должно быть рациональным и комплексным, а критерии и показатели их учета, качественных и количественных характеристик должны быть согласованы.

В настоящее время Павлово является одним из индустриальных центров области, и экологическому состоянию района уделяется немалое внимание. Проводятся природоохранные мероприятия в сфере использования природных ресурсов. Намечается тенденция снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду, уделяется внимание вопросам переработки и утилизации отходов.

Наши рекомендации