Метод Земельного права
Метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. В земельном праве под методом правового регулирования понимается совокупность экологических, императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на регулируемые общественные отношения, с учетом целей и задач земельного законодательства Республики Казахстан.
Земельное право, как и другие отрасли права, имеет присущие ему методы правового регулирования земельных правоотношений, складывающиеся из регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении ими правовых норм. Указанные права и обязанности участников земельных отношений в виде предоставления им возможностей совершать определенные действия или запрета на их совершение являются по существу моделью их поведения.
При правовом регулировании земельных правоотношений учитывается характер самого объекта и его правовое положение. Например, земля, с одной стороны, - это объект природы, с другой стороны, объект собственности, один из видов имущества и объект управления; и это предопределяет особенности методов регулирования отношений, связанных с охраной и использованием земли.
При реализации функций государственного управления земельных отношений (ведение учета, кадастра, мониторинга земель) применяется императивный метод регулирования земельных отношений.
Для реализации права собственности на землю и права землепользования используется диспозитивный (от латинского слова "диспоноре" - "располагаю") метод, дающий собственнику или землепользователю возможность самостоятельного решения хозяйственных вопросов, связанных с использованием земельных участков.
К земле как природному объекту применяется экологический метод, означающий учет природных свойств предмета правового регулирования, т.е. земли (земельного участка). В соответствии с п.2 ст.1 Земельного кодекса на территории РК по природным условиям выделяются следующие зоны:
1) лесостепная;
2) степная;
3) сухостепная;
4) полупустынная;
5) пустынная;
6) предгорно-пустынно-степная;
7) субтропическая пустынная;
8) субтропическо-предгорно-пустынная,
9) среднеазиатская горная;
10) южно-сибирская горная. При установлении правового режима земли (земельных участков) учитываются природные условия водообеспеченности (влага), ее природное плодородие (почва) и т.д.
Экологический метод может быть применен как в сочетании с императивным и диспозитивным методами, так и самостоятельно при регулировании земельных отношений.
Наглядным примером применения экологического метода может быть Закон "Об особо охраняемых природных территориях". При предоставлении субъектам прав и возложении на них обязанностей данный Закон учитывает природные условия, сложившиеся на этих охраняемых территориях. Без учета природных условий невозможно определить правовой режим, особенно права и обязанности субъектов земельного права таких территорий. Поэтому экологический метод используется обязательно при применении императивного и диспозитивного методов. Этот метод может быть использован при установлении запретительных норм права.
Виды методов земельного права:
1) диспозитивный;
2) императивный.
Диспозитивный метод делится на виды:
а) рекомендательный;
б) санкционирующий;
в) делегирующий.
Императивный метод делится на виды:
а) установление права и обязанностей субъектов правоотношений;
б) запреты (определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений);
в) экологический метод.
Рекомендательный метод правового регулирования - это предоставление субъектам земельных правоотношений возможностей альтернативного поведения, когда субъекту предоставляется возможность самому выбрать способ своего поведения для достижения поставленной цели.
Санкционирующий метод выражается в предоставлении субъекту земельных правоотношений права реализовать свои земельные полномочия с разрешения уполномоченного государственного органа. Например, предельные (максимальные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного строительства устанавливается совместными решениями областных, городов республиканского значения и столиц представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей (п.3 ст.50 ЗК РК).
Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, согласно п.3. ст.64 ЗК РК собственник земельного участка или землепользователь вправе использовать в установленном порядке без намерения последующего совершения сделок для нужд своего хозяйства имеющихся на земельном участке песка, глины, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых, торфа, насаждений, поверхностных и подземных вод, а также на эксплуатацию иных полезных свойств земли.
Экологический метод делиться на:
· земельно-правовой
· земельно-экологический.
Земельно-правовой метод - регулирование земельных отношений предусмотрен в ст.64 ЗК РК, например, п.1 этой статьи предоставляет права собственникам земельных участков и землепользователям самим самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях, вытекающих из назначения земельного участка.
Земельно-экологический метод предусмотрен в ст.140 ЗК РК, которая обязывает собственников земельных участков и землепользователей приводить обязательные мероприятия, направленные на защиту земель, рекультивацию нарушенных земель и другие. В числе экологического метода имеется экологическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах (п.3 ст.140 ЗК РК) и другие.
Заключение.
Анализируя земельное законодательство Казахстана , хотелось бы отметить, что складывающиеся правоотношения значительно опережают развитие земельного законодательства. В связи этим актуально стоит вопрос о его совершенствовании. Многими учеными и юристами-практиками поднимается проблема регулирования земельных отношений в условиях рыночных преобразований в обеспечении социальной справедливости и конкурентности в сфере землепользования. Земельный кодекс РК, провозглашая равную защиту всех субъектов земельных отношений, дает определенные преимущества крупным землевладельцам и землепользователям, в то же время предоставляет государственным чиновникам серьезные рычаги в управлении земельными ресурсами и регулировании различных аспектов земельных отношений. Это порождает потенциальную возможность совершения правонарушений. В процессе совершенствования земельного законодательства хотелось бы увидеть четкие правовые критерии публичных и частных интересов в сфере земельных отношений. Отсутствие таких критериев дает юридическую возможность реализации различных интересов под видом обеспечения публичного земельно-правового интереса. Речь идет о широком круге норм, регулирующих вопросы возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, распределения и перераспределения земельных ресурсов. Положительное влияние на совершенствование земельных отношений мог бы стать общественный контроль на всех стадиях землеустроительного процесса и во всех сферах регулирования земельных отношений. Только он способен в полной мере обеспечивать реализацию публичных земельных интересов.
Закрепленный в Земельном кодексе РК принцип обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности не в полной мере обеспечен правовой регламентацией и надлежащим организационным оформлением. Организационно-правовой формой такого контроля могла бы быть независимая от органов власти многоуровневая, разветвленная, организационно продуманная и материально обеспеченная система народного контроля. Его представители могли бы успешно решать задачи при проведении экспертиз предложений и проектов зонирования земель и программ, проектов и схем по рациональному использованию земель во всех административно-территориальных единицах республики, принимать участие в определении критериев оценки кадастровой стоимости земельных участков, конкретных понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от местных условий, разработке методик всех видов компенсационных выплат, проводить общественную экспертизу экологических проектов, участвовать в земельных торгах и аукционах и т.п.
Список литературы.
1. Конституция РК от 30.08.1995 г., с изменениями и дополнениями.
2. Земельный кодекс РК от 28.10.2015г.
3. Уголовный кодекс РК.
4. Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона "О государственном предприятии" от 19.06.1995 г.
5. Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 02.05.1995 г.
6. Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона "О производственном кооперативе" от 05.10.1995 г.
7. Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона "О приватизации" 1995 г.