Экологические и ресурсные налоги: применимость опыта развитых стран в странах с переходной экономикой (тема лекции: Хозяйственный механизм природопользования)
Сегодня в странах с переходной экономикой активно обсуждается тема усиления роли ресурсных и экологических налогов в общей структуре налоговых поступлений. Данная проблема находится в эпицентре внимания не только политиков, готовящих предложения по налоговой реформе и далее утверждающих их в виде федеральных законов, но и ученых, предпринимателей, определенной части населения. Идеи, касающиеся реформирования налоговой системы, отражают широкий спектр общественного мнения и охватывают порой кардинально различающиеся позиции. Одной из доминант этой дискуссии служит предложение о превращении природно-ресурсных и экологических налогов в основное средство формирования доходов бюджетов различных уровней. Аргументация сторонников данной идеи кажется привлекательной, учитывая: 1) разумное налогообложение природных ресурсов может существенно пополнить государственную казну; 2) возможность вследствие увеличения ресурсно-экологических налогов ослабить инфляционное давление ныне преобладающих косвенных налогов; 3) освобождение от чрезмерного налогового бремени фонда заработной платы и стимулирование таким способом роста занятости; 4) сохранение на более длительный период льготной шкалы налогообложения доходов населения.
Ключевые понятия:гармонизация налоговых реформ; «зеленая» налоговая реформа; конкурентоспособность предприятий; платежи за загрязнение природной среды (эмиссионные платежи); ресурсные налоги; ресурсная рента; экологические («зеленые») налоги.
Вопросы для обсуждения
1. Ресурсные и экологические налоги.
2. Экологический налог и компенсация ущерба.
3. Реформы налогообложения с учетом опыта стран Евросоюза.
1. Ресурсные и экологические налоги. В условиях рыночных реформ проблема реформирования налогов становится предметом особого интереса и обсуждения. В условиях рынка необходимо полнее опираться на применение экономических инструментов, а таковыми во многих развитых странах являются экологические налоги.
2. Экологический налог и компенсация ущерба. Классический налог и компенсационный налог за загрязнения признают: 1) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ так называемыми стационарными источниками (в основном предприятиями) и передвижными источниками (пока это по преимуществу автомобильный транспорт); 2) сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты; 3) размещение отходов (токсичных и нетоксичных); 4) производимые шум, вибрацию, электромагнитные, радиационные и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. При этом порядок налогообложения, хотя в основных чертах и сходен с тем, который был характерен для эмиссионных платежей, имеет и определенные отличия.
В законе «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды отнесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, а не экологические налоги. В законе «Об охране окружающей среды» одержала верх позиция тех, кто отстаивал целесообразность применения именно платы за загрязнение среды. Основные соображения, которые при этом были приняты во внимание, вкратце таковы.
Начнем с того, что плата за загрязнение природной среды, учитывая ее специфичность и особенности взимания, не может быть отождествлена с классическими видами налогов. И поскольку в законе отсутствует понятие платежа как такового, для сохранения платного порядка загрязнения среды остро необходим специальный федеральный закон. Во-вторых, платеж имеет статус компенсационного и он направлен на компенсацию ущерба от загрязнения окружающей природной среды («вреда окружающей среде»). Разумной целью государственной политики может быть не рост, а постепенное уменьшение объемов платежей предприятий через внедрение ими современных экологически чистых технологий. В этом состоит принципиальное различие налогов и платежей, которое иллюстрирует то обстоятельство, что доходы бюджета не могут формироваться за счет платежей, уменьшающихся вследствие реализации соответствующих природоохранных мер, как это бы происходило в случае победы идеи налогов на загрязнение. В-третьих, замена платежей экологическими налогами и перечисление их напрямую в бюджеты, минуя экологические фонды, означала бы потерю контроля за их целевым использованием со стороны природоохранных органов, включая территориальные. Налоговые же органы в этом случае оказались бы наделенными не свойственными им функциями органов экологического контроля. В-четвертых, НК РФ не содержит норм, позволяющих производить какой-либо взаимозачет налогов и сборов. В результате в случае принятия обсуждаемых нами поправок к НК произошла бы ликвидация стимулирующего механизма зачета платежей при проведении предприятиями природоохранных мероприятий, выполняющего важные стимулирующие функции.
Нельзя упускать из виду, что дискуссия за компенсацию вреда от загрязнителей окружающей среды не закончена. Существует смешанная позиция. При сохранении эмиссионных платежей предлагается ввести специальные налоги на экологически грязную продукцию. К таковой, в частности, относят: продукцию и содержащие в ней вещества, вызывающие глобальное потепление климата (прежде всего СО2 и озоноразрушающие вещества), а также продукцию, вызывающую загрязнение природной среды в процессе переработки тяжелых фракций топливно-нефтяных продуктов и смазочных масел или потребления неэтилированного бензина, пестицидов, некоторых видов минеральных удобрений и т.п.
Поскольку аргументы «за» и «против» экологических налогов существенны, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран.
3. Реформы налогообложения с учетом опыта стран Евросоюза.
Так называемая «зеленая» налоговая реформа имеет уже относительно продолжительную историю. Обсуждение ее основных параметров началось еще в 80-е гг. XX в., когда в формирующейся новой рыночно-ориентированной атмосфере с ее вниманием к вопросам экономии издержек, повышения эффективности и укрепления конкурентных позиций бизнеса и в области экологической политики начал осуществляться поворот от командно-контрольных к экономическим мерам. Эти настроения и ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилились в начале 90-х гг. прошлого столетия в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблемы занятости и ожесточением конкурентной борьбы. С этого времени берет свое начало подход к «зеленой» налоговой реформе с позиции двух выигрышей, которые она способна обеспечить. А именно – обеспечение наряду с экологическими дивидендами выигрыша в виде роста занятости, что может быть достигнуто в случае сохранения в рамках подобных реформ постоянства налогового бремени. Иными словами, с введением экологических налогов часть (желательно, пропорциональная) налоговой нагрузки на фонд заработной платы в виде разного рода социальных отчислений и платежей должна переместиться в сторону экологических налогов, не только увеличив их удельный вес в общих налоговых поступлениях, но и усилив стимулы к росту занятости.
Какие существенные черты свойственны «зеленым» налогам в странах Евросоюза? Применяются ли в этих странах эмиссионные платежи или только экологические налоги?
Прежде всего информация по экологическим налогам стран Евросоюза регулярно обновляется на специальном сайте Европейского экологического агентства, а также на веб-сайте Европейской Комиссии:
http://europa.eu.int/comm/dg11/enveco/index.htm.
Наиболее существенные черты экологических налогов в странах Евросоюза, следующие:
• издержки, необходимые для компенсации экологического ущерба, инкорпорируются в затраты тех товаров, услуг и видов деятельности, которые вызвали данный ущерб;
• налоги тем самым создают стимулы для производителей и потребителей изменить свое рыночное поведение с наносящего ущерб природной среде на экологически безопасное;
• поскольку ко всем производителям с помощью «зеленых» налогов применяются одинаковые стимулы, их действия приводят к выравниванию предельных экологических издержек, что обеспечивает улучшение качества природной среды при минимизации совокупных издержек;
• «зеленые» налоги стимулируют экологические инновации, в том числе в краткосрочном интервале, поскольку в случае обложения подобными налогами энергии, сырья, потребления воды и т.д. их плательщики будут вынуждены в целях сокращения бремени экологической ответственности развивать новые безопасные способы производства, транспортировки, потребления;
• введение таких мер стимулирует рост доходов в виде соответствующих налоговых поступлений, которые могут использоваться либо на цели повышения качества природной среды, либо для снижения налогов на труд, стимулируя тем самым рост занятости или корректируя нежелательные перераспределительные эффекты.
Сообразно сказанному, выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей:
1. Налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек, например платежи за сточные воды или за размещение отходов. Они именуются компенсирующими налогами, или налогами, покрывающими издержки.
2. Стимулирующие налоги, которые направлены на поощрение изменения поведения производителей (потребителей) в сторону экологически безопасного и ответственного. Эти налоги при наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов; в противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.
3. Налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход. Они именуются фискальными экологическими налогами и могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.
Как мы видим, задачи, решаемые этими тремя типами налогов, не являются взаимоисключающими. Но все же специалисты по налоговой реформе считают целесообразным учитывать данную классификацию, поскольку она позволяет не только выделить приоритетную задачу, решаемую каждой из разновидностей налогов, но более точно обосновать уровень, на котором различные типы налогов следует устанавливать.
По данным ОЭСР, общее количество применяемых сегодня экономических инструментов охраны природы, включая платежи и налоги, насчитывает около 150.
Однако, поскольку действительно в практике различных стран применяются самые разнообразные налоги и платежи, для этих целей воспользуемся еще одной классификацией, представив ее в виде табл. 16.14.
Строки этой таблицы дают представление о трех выделенных нами типах экологических налогов и платежей. Кстати, любопытно, что в мировой практике применяются и оптимальные экологические налоги, установленные в точном соответствии с рекомендациями специалистов в точке, уравновешивающей предельный экологический ущерб с предельными затратами на его компенсацию. Это налоги на ливневые стоки, введенные в Великобритании. С помощью колонок таблицы устанавливаются различные экологические проблемы, решению которых служат те или налоги (платежи). В целом все экологические налоги так или иначе направлены на предотвращение либо загрязнения среды, либо истощения природных ресурсов.
Таблица 16.14. Классификация экологических налогов
Типы налогов или платежей | За загрязнение и воздействие на | За отходы | За шум | |||
атмосферный воздух | водные ресурсы | почвенные ресурсы | ||||
Покрывающие издержки платежи: Платежи пользователя | Платежи за стоки (различные страны) | Платежи за отходы (различные страны) | ||||
Покрывающие издержки платежи: Вмененные платежи | Эмиссионные платежи (Фр*) | Платежи за стоки (различные страны) | Налог за избыточный навоз (Бельгия, НЛ*) | Налог на щум от авиатранспорта (различные страны) | ||
Оптимальные стимулирующие налоги | Плата за ливневые стоки (ВБ*) | |||||
Инструментальные стимулирующие налоги | NOX налоги (Швеция) | Налоги на отходы (Дания) и на сбросы на рельеф местности (ВБ*) | ||||
Фискальные (доходоповышающие) налоги | Топливные налоги (НЛ*). Дорожные налоги (ВБ*) | Налоги на отходы (НЛ*) | ||||
Покрывающие издержки платежи: Платежи пользователя | Плата за воду (ВБ*, Дания) | |||||
Покрывающие издержки платежи: Вмененные платежи | Налоги на батарейки (Дания, Швеция) | Плата за ливневые стоки (Дания) | ||||
Оптимальные стимулирующие налоги | ||||||
Инструментальные стимулирующие налоги | Налоги на неэтилированный бензин и продуктовые налоги (разные страны) | Платежи за перегруженность (Их*) | Налоги на минеральные ресурсы (К*, Дания) | |||
Фискальные (доходоповышающие) налоги | Урановые налоги (НЛ') Налоги на хлорфторуглероды (Дания, США) | Налоги за забор подземной воды (HJT) | Платежи за перегруженность (Ит, н*) |
* В табл. 16.14 использованы следующие сокращения (помеченные знаком*): ВБ – Великобритания, Ит – Италия, К – Канада, Н – Норвегия, НЛ – Нидерланды, Фр – Франция.
Задание студентам: Вам предоставляется возможность организовать опрос по экологическому налогу самостоятельно, избрав для этого форму и сформулировав соответствующие вопросы.