Декларация прав человека. Морфология
Задание 1. К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени.(2балла)
Образец:какао – горячее какао остывало.
Шампунь, тюль, вермишель, ковыль, картофель, рояль, полынь, доктор, депутат, вуаль, кенгуру, бра, сопрано.
Задание 2.Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте ошибки и перепишите.(2балла)
1. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. 2. Павел Петрович Кирсанов и Базаров – антагонисты, их мировоззрения совершенно различны. 3. В Павле мы ясно видим отражения замечательных черт молодого поколения тех времен. 4. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызывать наших негодований. 5. В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость.
Задание 3. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже (2балла).
С 369 пассажирами; на 2498 кв.км; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 2552; от 9764 отнять 1451; на 854 страницах; к 11234 прибавить 765; более 140067; 2000-й год; в 2001-м году; 145-летие; 2500-летие.
Задание 4. У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.(1балл)
Образец:Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).
1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2. Поняв, что (дерзить) напрасно, я извинился перед коллегами. 3. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. 4. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов. 5. Я думаю, что на неделю (приютиться) у своих друзей.
Задание 5. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.(2балла)
1. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 5. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Задание 6. Подготовить сообщение о частях речи.(3балла)
Тема№ 7
Право на образование. Синтаксис и пунктуация.
Задание 1. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями.(1балл)
С созданием – созданием; при помощи – с помощью; благодаря – из-за; в целях – с целью; иметь значение для – играть роль.
Задание 2. Сгруппируйте предложения: А – простые; Б – сложносочиненные; В – сложноподчиненные; Г – бессоюзные. (2балла)
1. Работали парами, заработок был общим и делился пополам. 2. Начальник дорожного управления сидел за столом, расстегнув китель и растирая воротником красный след, опоясывающий круглую белую шею. 3. Бригада была выстроена перед началом работы, и вдоль рядов ходил какой-то толстый человек в оленьей шапке (В. Шаламов). 4. Саша пробовал жевать смолу, чтобы поменьше курить. 5. Иногда в какой-нибудь фразе почудится вдруг что-то теплое, дорогое. (А.Рыбаков). 6. Самое трудное – быть пасынком времени (В.Гроссман). 7. Какие все же удивительные у него глаза; не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В.Шукшин).
Задание 3. Выполните задания пунктуационного теста.(3балла)
Вариант 1
Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
1) Музыка… это язык души, это в звуках выраженная мысль.
2) Древние греки говорили, что чувство меры… есть последний и высший дар богов человеку.
3) Лучший способ сохранить друга… не предавать его.
4) Книга для ума… что теплый дождь для всходов.
Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.
1) Во всем… в теплых солнечных лучах, в щебетании птиц, в журчании ручьев… звучит весенняя симфония.
2) Ни столба, ни стога, ни забора… ничего не было видно.
3) Когда-то на острове… как белых… так и голубых песцов было великое множество.
4) Погибший день, ты был ничтожен… и пуст… и мелочно тревожен
.
Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.
1) Звенящие на ветру… стебли высохших трав покрывают дикую степь.
2) Закон… живущий в нас… называется совестью.
3) Лес… казавшийся мне до сих пор пустынным… вдруг оживился.
4) Опрятней модного паркета блистает речка… льдом одета.
Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.
1) Федотов… замечательный художник-реалист… был зачинателем критического направления в русской живописи.
2) Офицер… товарищ Тушина… был убит в начале дела.
3) Спят лайнеры… скитальцы океана.
4) Мороз… владыка великой северной пустыни… сжимает воздух.
Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.
1) И голосов нестройный гул теряется, и караван идет… звеня издалека… и… низвергаясь сквозь туманы… блестит и пенится река.
2) Метель кружит… засыпая глубоким снегом берег.
3) Мы долго стояли и глядели, как… выбегая из-под темного полога льда… вода встречалась с солнцем.
4) Трясогузки… раскачивая длинными хвостами… и… перескакивая с кочки на кочку… о чем-то весело переговаривались.