Платежи за размещение отходов
В настоящее время объемы размещения отходов регламентируются по одному параметру - в пределах лимита.
Лимит на размещение отходов (разрешающий документ) – предельное количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Лимиты на размещение отходов устанавливаются для всех видов отходов сроком на 5 лет, при условии, что не изменяются условия производства (что подтверждается юр. или физ. лицом ежегодно).
В случае отсутствия лимита на размещение отходов вся масса размещаемых отходов учитывается как сверхлимитная. К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в таком случае определяется как за сверхлимитное загрязнение.
Отходы подразделяются на отходы потребления (бытовые – ТБО) и отходы производства. При расчете платы за размещение отходов объем ТБО измеряется в кубических метрах, другие виды отходов измеряются в тоннах с учетом их уплотнения.
Расчет платы за размещение отходов производства выполняется по итогам отчетного года. Если на территории предприятия (отчет за 4 квартал) хранятся какие либо отходы, то производится расчет платы в зависимости от класса опасности и массы соответствующего отхода.
Все классы опасности отходов должны быть подтверждены:
1-4 класс – паспорта (расчет исходя из исходных данных о составе отходов);
5 класс – экспериментальным путем (биотестирование).
Обязательно для всех предприятий (предусмотрены штрафные санкции от 100 до 250 тыс.руб.!!!) В Псковской обл. аккредитованные лаборатории «Псковводход», ЦЛАТИ. Для последующей паспортизации отходов предприятием самостоятельно проводится инвентаризация отходов.
Итак, плата за размещение отходов складывается из суммы 2 платежей:
а) в пределах установленных лимитов размещения отходов, т.е. если , используется следующая формула:
,
б) сверх установленных лимитов, т.е. если :
При размещении токсичных отходов на специализированных по их обслуживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском (страхование является не обязательным).
На территории Псковской области всего 2 полигона:
- для захоронения бытовых отходов (п. Дедовичи);
- для захоронения отходов (п. Палкино). Все остальные свалки стихийны.
При расчете платежей принимаются только те отходы, которые:
- размещаются на свалке;
- накапливались 6 месяцев, не сданы вовремя и которые теперь необходимо оплачивать (например, если отходы накапливались с января, во втором квартале их необходимо сдать. Иначе, нужна лицензия на хранение отходов). Считать с момента образования отходов.
Надежнее сдавать каждые полгода. В Псковской области транспортировкой отходов занимается «АСПО» (только при наличии паспортов), «Скоробей», «Меркурий», «Экопромсервис» принимают ртутные и люминесцентные лампы. Информация об этих организациях – в Росприроднадзоре.
При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.
При расчете платежей за размещение отходов на несанкционированных свалках применяются следующие повышающие территориальные коэффициенты:
· коэффициент 5 при размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий;
· коэффициент 3 при размещении отходов на расстоянии менее 3 км вне границ городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий.
Нарушение правил хранения отходов, удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер оплаты определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках.
За отходы, накопленные до 1991 года, плата не взимается.
Недостатки действующей системы платежей в России:
1) Низкий уровень платежей. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии.
2) Нормативы установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях.
3) Многие предприятия (особенно малые) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата является заниженной даже по тем ингредиентам, по которым имеются нормативы.
4) Коэффициенты индексации не соответствуют реальным темпам инфляции.
5) Системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и др.).