Тема 13. Правовой режим зон экологического неблагополучия

№ 1.

Проанализируйте Федеральную целевую программу неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения г. Братска Иркутской области (программа "Экология г. Братска"), утвержденную Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 г. № 376 (СЗ РФ. 1994. № 3. Ст. 212), и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие мероприятия предусмотрены в программе для оздоровления окружающей природной среды и восстановления здоровья населения?

2. Каковы источники финансирования этих мероприятий? Как аккумулируются эти средства? Кто осуществляет контроль за их использованием?

Главными принципами достижения конечной цели Программы являются сочетание модернизации и технического перевооружения экологически вредных производств, решение задач очистки выбросов, сбросов и утилизации отходов с восстановлением природной среды и оздоровлением населения, а также проведение ряда компенсационно - профилактических мероприятий по улучшению условий жизни и деятельности жителей города. Программа содержит семь блоков мероприятий:

- модернизация и техническое перевооружение экологически вредных производств с целью снижения объемов загрязнения (блок 1);

- повышение мощности и эффективности сооружений по очистке выбросов, сбросов, утилизации отходов (блок 2);

- восстановление природных ресурсов, проведение природоохранных мероприятий, создание системы контроля и управления состоянием окружающей среды, организация экологического образования (блок 3);

- восстановление здоровья населения и снижения заболеваемости путем расширения сети лечебно - профилактических учреждений, использования современного оборудования и медицинских препаратов (блок 4);

- профилактика заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды, проведение оздоровительных мероприятий для детей (блок 5);

- обеспечение дополнительного полноценного питания населения с целью -повышения сопротивляемости организма (блок 6);

- компенсационное улучшение социально - экологических условий жизни и деятельности населения (блок 7).

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств предприятий - загрязнителей - 539,1 млрд. руб. и 1,2 млн. долларов США (44,1% и 1,0%), средств федерального бюджета - 91,7 млрд. руб. и 5,2 млн. долларов США (7,5% и 4,3%) и других источников. Распределение затрат на реализацию мероприятий Программы по источникам финансирования и по годам приведено в Приложениях N 3 и N 4.

Государственным заказчиком Программы является администрация г. Братска. Организация финансирования мероприятий Программы осуществляется путем аккумулирования средств в целевом внебюджетном фонде администрации города. Управление фондом осуществляется наблюдательным советом, формируемым из должностных лиц администрации города, представителей предприятий - загрязнителей и общественности.

№ 2.

Город Череповец (Волгоградская область) с населением свыше 300 тыс. человек является крупным многоотраслевым промышленным центром. В городе насчитывается более 50 промышленных предприятий, в том числе комбинат с полным циклом металлургического производства, сталепрокатный завод, химические предприятия по производству минеральных удобрений, фанерно-мебельный комбинат и др. Каждое из них вносит свою существенную "лепту" в загрязнение окружающей среды города и его окрестностей. Предприятия города выбрасывают свыше 400 тыс. т вредных веществ в год.

Вследствие этого в жилых районах города концентрация некоторых загрязняющих веществ превышает предельно допустимые нормы в 20-50 раз. Многие вредные вещества содержатся одновременно в воздухе, воде и почве, обуславливая их комплексное попадание в организм человека.

Сложившаяся в городе экологическая обстановка ведет к постоянному ухудшению здоровья населения. Почти 40 % детей школьного возраста имеют отклонения в физическом развитии. За последние 15 лет в городе сократилась рождаемость и увеличилась смертность в 2 раза.

Дайте развернутый ответ на вопрос о том, имеются ли достаточные основания для отнесения территории г. Череповца к одной из зон экологического неблагополучия?

Экологическая обстановка территории характеризуется различными степенями экологического неблагополучия: относительно удовлетворительная; напряженная; критическая, кризисная – зона чрезвычайной экологической ситуации; катастрофическая – зона экологического бедствия.

Согласно ч. 2 ст. 57 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Зона чрезвычайной экологической ситуации – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных;

Зона экологического бедствия – участок территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения в окружающей природной среде, повлекшие за собой существенные ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

К основным медико-демографическим показателям относятся:

- заболеваемость;

- детская смертность;

- медико-генетические нарушения;

- специфические и онкологические заболевания, связанные с загрязнением окружающей среды.

При оценке изменений природной среды учитываются загрязнения воздушной среды, воздушных объектов, истощение ресурсов вод и деградация водных экосистем, деградация почв, изменения геологической среды, деградация наземных экосистем, биохимическая оценка территорий.

Общая черта экологически опасных территорий – наличие производственного потенциала, работающего преимущественно на экспорт и многократно превосходящего по приведенному объему экономические потребности территории. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия объявляются постановлениями Государственной думы РФ или указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды и на основании заключения государственной экологической экспертизы. Основными источниками экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных или биологических веществ и материалов в окружающую среду.

Современные социально-экологические условия характеризуются наличием определенных и устойчивых объективных тенденций усугубления экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальной особенностью создаваемой защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуации является сосредоточение усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

С учетом всего вышеизложенного можно сделать вывод: основания для отнесения территории г. Череповца к одной из зон экологического неблагополучия являются достаточными.

Наши рекомендации