Классическая и холотропная модели сознания
В исследовании психики и разума человека наибольших успехов в XX веке достигли нейрофизиология, психоанализ и кибернетика.
Вселенная расширяется с огромной скоростью, и континенты раздвигаются со скоростью, которую можно зафиксировать только самыми точными приборами. Но информация (прежде всего научная) уплотняет все многообразие мира в точку (в теории ноосферы Тейяра де Шардена это точка Омега), и несмотря на то, что континенты становятся все дальше друг от друга, средства связи все теснее соединяют их. Такова диалектика жизни.
В процессе совершенствования механизма реагирования на воздействия окружающей среды психика все более усложнялась, что в конечном счете привело к появлению того, что является главным отличием человека от всех других видов жизни, — сознания.
Возможно, уплотнение информации весьма способствовало появлению сознания, которое затем, развиваясь и вбирая в себя все больше и больше, как бы расширялось, наподобие расширения Вселенной, но не в физическом, а в духовном смысле.
Процесс развития психики и сознания носит название психогенеза. Постулаты психогенеза, по X. Дельгадо, таковы:
1. Создав сознание, эволюция стала управлять собой.
2. Разум — один из механизмов обратной связи между организмом и средой.
3. Человек представляет собой функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и процессов, происходящих в мозгу.
4. В момент рождения сознания не существует.
5. Сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации. Над человеком довлеет наследственность и воспитание.
6. Над человеком довлеет наследственность и воспитание.
7. Индивидуальность человека — это приобретенные функции.
8. Цель воспитания — в создании психических функций индивидуума.
9. Воспитание не должно быть авторитарным, но контроль необходим.
10. Символы окружающего мира материализуются в мозгу как молекулярные изменения структуры нейронов.
11. Свобода — результат развития цивилизации.
12. Сделай самого себя.
13. Управление психикой приводит нас к психоцивилизации.
14. Управление гигантскими силами требует развития психических свойств.
Исследования последних лет в области изучения сознания человека, связанное с использованием гипноза и психотропных средств, позволили, однако, С. Грофу сделать выводы, которые во многом противостоят классической модели сознания и человека.
В соответствии с классической моделью:
1. Границы человеческого организма абсолютны и совпадают с поверхностью кожи.
2. Коммуникация и приобретение информации требуют участия сенсорных органов и известных видов энергии.
3. Умственная деятельность состоит в перекомбинировании сенсорной информации (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах).
4. Хранение в памяти осуществляется на основе материального субстрата — мозговых клеток и цепей генов.
5. Духовный опыт сводится к исходному нарциссизму, жажде «океанического чувства» и другим младенческим переживаниям.
6. Сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем.
7. Симптомы психического заболевания надо ликвидировать с помощью лекарств.
8. Во время патологического процесса внутренние гомеостатические и целительные механизмы организма бездействуют.
9. Лечение психических заболеваний следует проводить электрошоком, инсулиновой блокадой, психофармакологическими средствами, вербальной психотерапией (метод свободных ассоциаций, беседа, разрушение стереотипов).
10. В процессе лечения терапевт активен, пациент пассивен. Врач — эксперт, он все знает.
11. Цель лечения—преодоление симптомов болезни и дискомфорта.
Напротив, в соответствии с так называемой холотропной моделью сознания С. Грофа:
1. Человек имеет бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей; он соизмерим со всею целостностью бытия.
2. Для коммуникации и получения информации не обязательны сенсорные каналы и известные виды энергии.
3. Психика включает весь опыт эволюции Вселенной (в том числе смерть и коллективное бессознательное). В каждом человеке есть все.
4. Память может существовать без материального субстрата.
5. Духовный опыт является универсальным; продолжает информацию, полученную в измененных состояниях сознания, и несводим к регрессивным состояниям.
6. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем.
7. Симптомы болезни следует поддерживать (принцип гомеопатии), так как наличие их свидетельствует о возможности решения проблемы, вставшей перед организмом.
8. Гомеостатические и целительные механизмы всегда играют решающую роль и необычные состояния сознания активизируют их силу.
9. Лечение осуществляется с помощью сеанса изменения сознания (духовное исцеление, исцеление через транс, ритуалы перехода, мистерии смерти и возрождения и т. п.).
10. Терапевт только помогает в процессе исцеления установить связь между Эго и высшим Я. Источник исцеления — сам пациент.
11. Цель лечения — глубокая трансформация личности и смена фундаментальных ценностей человека. По-настоящему здоров тот, кто приходит к чувству планетарного единства, экологической озабоченности и необходимости служения.
Какими бы удивительными ни казались максимы холотропной модели сознания, прослеживаются определенные параллели между ними и современными физическими представлениями.
1. Поле сознания выходит за трехмерное пространство и линейное время (в физике: пространство — время не трехмерно и не линейно).
2. Отсутствует однозначный детерминизм (в физике: внедрение вероятностных представлений).
3. Память, как и энергия может существовать без материального субстрата (в физике: масса покоя может быть равна нулю).
4. Поле сознания бесконечно (в физике: принцип дальнодействия).
5. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем (в физике: «свобода воли» электрода).
6. Вселенная предполагает участие космического разума как решающего фактора развития. Сознание — исходный атрибут существования (в космологии: антропный принцип).